23 июня Госдума России одобрила в первом чтении законопроект о введении курортного сбора с 1 января 2018 года на Алтае, в Крыму, Краснодарском и Ставропольском краях. Документ разработан Министерством по делам Северного Кавказа и предусматривает взимание с каждого отдыхающего не более 150 рублей в сутки, все деньги должны направляться на модернизацию санаторно-курортной инфраструктуры. «Вестник» собрал мнения сторонников и противников данной инициативы.

Лев Кузнецов, министр РФ по делам Северного Кавказа:
— Санаторно-курортный комплекс — это не только лечебные учреждения, но и курортные зоны, в которых располагаются здравницы и туристические объекты. Поэтому если не вкладываются средства в благоустройство территорий, то курорт в целом теряет привлекательность в глазах гостей. Это особенно актуально с учетом того, что курортные города испытывают повышенную нагрузку на инфраструктуру: число приезжающих туристов нередко в два-три раза превышает численность местного населения. Однако города-курорты не имеют постоянного источника финансирования, необходимого для поддержания инфраструктуры. Курортный сбор может стать решением проблемы. Очень важно, что это деньги, которые целевым образом будут расходоваться во благо людей, приезжающих на наши курорты. Если для России курортный сбор — принципиально новый, не имеющий аналогов инструмент, то в мировой практике он достаточно широко распространен. В других странах курортный сбор гораздо выше, а у нас от его уплаты будет освобождено более 20 категорий путешествующих, и регионы имеют право расширить список.

Владимир Владимиров, губернатор Ставропольского края:
— Ежегодно в регион Кавказских Минеральных Вод приезжает около миллиона туристов, турпоток увеличивается на 5-6% в год. При этом развитие инфраструктуры городов-курортов не финансировалось полноценно последние 25 лет, было утрачено многое. Для комплексного решения задач благоустройства курортных городов дополнительно требуется более 2,5 млрд рублей. Но их бюджеты дотационные и не в состоянии обеспечить необходимый уровень вложений. На этом фоне курортный сбор является действенным механизмом для повышения привлекательности курортов Ставрополья. Однако собранные средства должны идти только на благоустройство и инфраструктуру, не должно быть никаких непрофильных расходов.

Александр Курбатов, глава Кисловодска:
— Курортный сбор нужно очень тщательно продумать, учесть все нюансы, чтобы нововведение не отпугнуло туристов. При этом муниципалитеты не ждут, что курортный сбор решит все проблемы туротрасли: доходы от него способны покрывать только 10-15% расходов на развитие курортной инфраструктуры. У нас сегодня загрузка отелей и санаториев — 95%, и я озабочен качеством досуговых, спортивных и других объектов. Средства от курортного сбора нужно направлять также на развитие общегородского пространства: уличное освещение, ремонт фасадов, транспортное сообщение — все то, что влияет на уровень обслуживания гостей курортов.

Виктория Карпова, заместитель главы администрации Пятигорска:
— Пятигорск ежегодно посещает более 170 тыс. человек. Курортный сбор позволит получить дополнительный доход, который будет направляться на благоустройство курортной инфраструктуры, в частности парка «Цветник», терренкуров и пешеходных маршрутов на территории горы Машук. Однако пока не определен четкий механизм взимания, администрирования, контроля и целевого расходования поступивших денежных средств. Мы ведем мониторинг и анализ информации, чтобы оценить экономическую эффективность нововведения.

инфографика.jpg

Евгений Моисеев, глава Железноводска:
— Города-курорты получают такое же финансирование, как и муниципалитеты, в которые не приезжают десятки тысяч отдыхающих. Железноводск в год посещает более 120 тыс. человек. К сожалению, бюджетных средств не хватает на содержание и ремонт санаторных объектов, терренкуров. И в курортном сборе я вижу именно тот ресурс, который позволит развивать наш туристический потенциал.

Николай Мурашко, генеральный директор ООО «Курортное управление г. Кисловодска»:
— Курортный сбор мы воспринимаем как попытку решить вопрос межбюджетных отношений за счет людей, то есть фактически ввести налог на гостеприимство. На наш взгляд, это неуместно. Брать с граждан плату за то, чего еще нет, сродни продаже билетов на недостроенный поезд. Деньги, о которых идет речь, — пока виртуальные средства, которые уже пытаются делить. И мы сегодня в большей степени говорим об улучшении инфраструктуры городов-курортов, тогда как изначально президент ставил задачу по развитию санаторно-курортного дела. Согласно экономическим расчетам, отдых для людей в местных здравницах станет дороже на 7,2%. Это толкнет их на неорганизованный отдых и в теневой бизнес.

Ольга Казакова, депутат Государственной думы России:
— Введение курортного сбора — резонансный и спорный вопрос. По предварительным подсчетам, он позволит Кавминводам получить дополнительный доход от 2 до 4 млрд в год при взимании от 50 до 100 рублей с человека в сутки. Однако законопроект предполагает большое количество льготников — примерно 80% от общего числа. Выгодно ли принимать курортный сбор при таком раскладе? Кто будет распределять полученные средства и по какому принципу? Куда они пойдут в первую очередь? На все вопросы нужны четкие ответы. Надо просчитать все риски.