«Нал» в переводе с языков титульных народов означает подкова. Нальчик — значит «срывающий подкову». Из-за почвы — глинистой и вязкой — кони всадников здесь часто теряли подковы, это место и получило у горцев такое прозаическое название. По другой версии, более поэтической, название города произошло из-за географического положения, ведь с трех сторон столицу Кабардино-Балкарии окружают горы.

Тройное образование
С юга и юго-запада — главный кавказский хребет с его величественными пятитысячниками Дых-Тау и Коштан-Тау, покрытыми вечными снегами. Чуть севернее его — горный массив желтого цвета, на западном крае которого расположена вершина Кара-Кая, а на восточном — Ак-Кая, превышающие три тысячи метров. За свою суровость и безмолвность массив этот люди назвали Скалистым хребтом.
Перед ним лежит Меловой (другое название — Пастбищный) хребет, вершины которого ниже практически в два раза — до 1800 метров. Эти хребты, идущие параллельно, завершает цепочка невысоких предгорий. А к северу от города — степь с редкими небольшими холмами. И всюду — зеленый лиственно-травяной ковер: деревья, кустарники, поляны, поля...

До последнего времени считалось, что Нальчик основан в 1818 году (по другой версии — в 1822 году) как одна из крепостей Кавказской линии, призванной укрепить позиции России на Северном Кавказе. Основание Нальчика в 1818 году подтверждается рядом документов, в частности, «Письмом канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе от 20 марта 1884 г. в Совет Главноначальствующего Кавказской линией», в котором говорится следующее: «На месте современного Нальчика в 1818 году генералом Ермоловым была возведена крепость». Но вот Платон Зубов, автор двухтомного труда «Подвиги русских воинов в странах кавказских с 1800-го по 1834 год», пишет: «Генерал Ермолов .в начале 1822 года, во время зимы посылал в Кабарду отряды, вынудившие многих кабардинцев выселиться из гор на равнину, а мятежников преследовал оружием, через что временно
положил конец хищничествам. В мае того же года генерал Ермолов с особым отрядом выступил сам для обозрения Кабардинских земель, дабы изыскать ближайшие средства водворению тишины и порядка.
...Получив Высочайшее разрешение на перенесение средней черты Кавказской линии, генерал Ермолов, несмотря на позднее осеннее время, успел еще в 1822 году устроить значительные укрепления на реке Урухе, Нальчике и Баксане, в центре Кабардинской земли.».
Тем не менее в 2004 году Нальчик торжественно отметил свое ...280-летие, так как ученые выдвинули три даты его образования: как поселения — 1724-й, как административно-политического центра — 1807-й, как военной крепости царской администрации — 1822-й.
Приведенные доказательства выглядят далеко не для всех убедительными, рядом северокавказских ученых оспариваются, особенно в контексте того, что Черкесск в 2005 году отметил только свое 180-летие, а Грозный, считающий себя ровесником Нальчика, оказался младше почти на целый век. Но, как говорится, после драки кулаками не машут. Вон Казань, так та вообще «старилась» несколько раз, пока и не отпраздновала всенародно свой тысячелетний юбилей.

С открытым окном
Земляное укрепление, возведенное на крутом обрывистом берегу реки Нальчик, представляло собой стену из плетня, перед которой был вырыт небольшой ров. Возведена она была, согласно архивным документам первой половины XIX века, «по системе Вобана, с пристройками на трех фасах в виде бастионов по положению окрестностей. К юго-восточной стороне укрепление суживалось и имело хорошую артиллерийскую оборону сквозь амбразуру кремальеры. С юго-восточной стороны в укреплении находились ворота, называемые Водяными. Северо-западный фас имел вид неправильного бастиона, фасы которого параллельны куртине, в середине которой были ворота на Чегемскую дорогу. Крепостной вал, идущий вдоль укрепления и форштадта, имел в длину 1210 сажен. Глубина рва была 3 У аршина, ширина 5 аршин...».

Уточнив, что кремальеры — это вырезы во внутренней части крепостного вала, а куртина — участок крепостной ограды, соединяющий соседние бастионы, скажем, что скрывали «крепостные стены». Крытые камышом одноэтажные деревянные и турлучные постройки для командования Центра Кавказской линии, крепостного начальства, Временного кабардинского суда, казармы гарнизона, церквушка, землянки, пороховой погреб — вот, пожалуй, и все.
В 1838 году при крепости было создано военное поселение, а это означало, что все поселенцы являлись пожизненными солдатами. В 1862 году оно было преобразовано в слободу с населением «2300 душ обоего пола», и побывавший в этих местах несколькими годами позже корреспондент журнала «Вестник Европы» сокрушался: «Приехавшему ...туристу Нальчик не внушит провести в нем сутки, разве только отчаянная, невообразимо дурная дорога заставит его дать отдых своим разбитым и усталым костям... »
Мало что изменилось и к концу XIX столетия. Вот что писал в 1896 году в выходящей во Владикавказе газете «Казбек» впоследствии известный ученый кавказовед, этнограф и просветитель Б. К. Далгат (скрывшийся под псевдонимом «Беркут»), обращаясь к читателю, который «пожелал бы побеседовать с любителем-туристом о наиболее крупных впечатлениях, оставленных Нальчиком в кратковременное пребывание его там». Итак, «Нальчик — это довольно большая слобода на левом берегу реки Нальчика, против кабардинского аула на правом его берегу, — с населением более 3000 душ обоего пола с прямыми широкими улицами и приличными деревянными и частью каменными домами. Нальчик напоминает собою Грозный или, скорее, Хасав-Юрт, но гораздо больше здесь чувствуется деревня; чистота воздуха необыкновенная... »

...Нальчик является административным центром Нальчикского округа, с населением более 90 тысяч человек кабардинцев и горцев. Тут находятся окружное управление, слободское управление и суд, почтово-телеграфная контора, горский словесный суд, ставка начальника 2-го участка, камера судебного следователя, горская школа, казенная и земская почтовые станции, благотворительное общество, православная церковь, еврейская синагога, мужская, женская и еврейская школы, аптека, лавки, базар. Понятно, что все это притягивает в Нальчик массу кабардинцев и горцев, немцев, евреев, казаков из станиц и дает кусок хлеба не одной бедной семье слобожан. Немалым неудобством в Нальчике является .отсутствие ежедневной почты. «Вы сами должны наведываться в день прихода почты, нет ли на ваше имя корреспонденции... Общественное спокойствие и безопасность в Нальчике теперь вполне обеспечены. .Времена разбойников .в настоящее время прошли, кажется, безвозвратно; теперь уже можно спокойно спать с открытыми окнами во двор».

Почти у каждого слобожанина есть огород — бахча и сад, главным образом, для себя. На базаре масса овощей и фруктов, но покупают все больше приезжие и служащие, все по баснословно дешевой цене: славятся пришибские арбузы. Немцы из колонии торгуют продуктами домашнего молочного хозяйства; горские евреи продают сафьян, чевяки и разную мелочь; кабардинец проносит по дворам сыр».
И двадцатое столетие будущая столица Кабардино-Балкарии встретила все тем же бездорожьем, отсутствием промышленности, железной дороги, малочисленностью населения. Вот такой говорящий сам за себя факт — в слободе перед октябрьской революцией было лишь три двухэтажных каменных дома, остальные саманные — низкие, покосившиеся.
В 1921 году город становится столицей Кабардино-Балкарии.
В Великую Отечественную он пережил фашистскую оккупацию. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Нальчик в 1985 году был награжден орденом Отечественной войны I степени. Теперь это один из крупных экономических центров Северного Кавказа, славящийся своим индустриальным, культурным, научным, курортным потенциалом.

Княжеское наследие
Сегодня Нальчик, чья территория превышает 130 квадратных километров, а население 300 тысяч человек, развивается стабильно, динамично, ставя во главу угла комфортность, спокойствие, налаженный быт и отдых своих граждан.
Нальчик удивляет каждого, кто впервые видит его. В немалой степени впечатление это создает центральная улица — проспект имени В.И. Ленина, начинающийся у железнодорожного вокзала и словно стрела вонзающийся в горы. Широкий, прямой, прочерченный как по линейке, проспект удивительно красив в вечернее время, освещаемый всплесками автомобильных фар, игрой светофоров, неоном фонарей. Четырех-пятиэтажные жилые дома, расположенные по обе его стороны, постепенно переходят в девяти-двенадцатиэтажные, еще более подчеркивающие строгую красоту главной городской артерии.
Каштаны, обрамляющие центральные улицы, зажигают чуть ли не в однодневье белые конусы свечей с розовыми язычками. Весной на газонах вспыхивают, словно соревнуясь друг с дружкой, кто быстрее, алые шапочки тюльпанов, скромно белеют резные нарциссы, сиреневой метелью разбегаются незабудки.
Нальчикский парк, получивший не так давно название Атажукин сад (в честь кабардинского князя, коему он одно время принадлежал) — не только один из красивейших на Северном Кавказе, но и один из лучших в России. Расположен он на левом берегу реки Нальчик и занимает в общей сложности площадь более чем в 250 гектаров. Заложен он был в 1847 году по указанию наместника Кавказа в крепости Нальчик как казенный фруктовый сад. Сейчас здесь высажены десятки тысяч саженцев кленов, сосен, елей, берез, туи, разбиты цветники, заложены новые аллеи.
Главная аллея — прямая как стрела, словно разрезает парк на две части и кажется, что заканчивается у подножия снежных вершин Центрального Кавказа.

В парке есть экзотические деревья — хмелеграб, скумпия, каркас южный, вистерия китайская, катальпа и десятки других соседствуют с привычными глазу липами, грабами, вязами, кленами, березами.
В нальчикском парке к услугам туристов канатная дорога на Малую Кизиловку с экзотическим рестораном «Сосруко».

Минеральный фактор
Курорт «Нальчик» обладает поистине уникальными условиями для лечения и отдыха. Расположенный на высоте примерно 555 метров над уровнем моря, в южной части города, отделенный от него парковым поясом, курорт буквально утопает в зелени.
Большая часть территории курорта — это лесопарк, в котором преобладают ели, сосны, каштаны, туи. Горы, охватывающие курортную долину многоступенчатым полукружьем, — низкие, покрытые лесом вблизи, словно выстроившись по ранжиру, переходят в скалистые безмолвные громады, а те в свою очередь передают высотную эстафету белоснежным, ослепляющим вершинам Бокового Кавказского хребта — создают на курорте своеобразный микроклимат. Его отличает относительная стойкость погоды, умеренная влажность воздуха, отсутствие сильных ветров.
В 1920 году в национализированных дачах были открыты первые два санатория примерно на 80 больных, а уже через полвека Нальчик по пропускной способности занимал почетное третье место (после Сочи и Кисловодска) в Союзе.
Нелегко пришлось здравнице в девяностых годах прошлого века — количество отдыхающих по причине того, что Северный Кавказ стал нестабильным регионом, упало в разы. Но курорт выстоял, выдержал, преобразился, обретя новые технологии и методы оздоровления и лечения. Сегодня в двадцати санаториях и пансионатах — среди них такие популярные, как «Голубые ели», «Грушевая роща», им. Б. Э. Калмыкова, «Ленинград», «Нальчик», «Москва», «Радуга», «Эльбрус» — эффективно лечат людей, страдающих заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей.

Лечебные свойства минеральных источников, бьющих в Нальчике и его окрестностях, были известны местным жителям с давних пор. Отмечали их целебную силу и многочисленные путешественники. В конце прошлого века появились на месте будущего курорта и первые частные дачи, ибо здесь, как писала владелица одной из них, известная украинская писательница Марко Вовчок «...чудесно и лечиться, и жить. Воздух удивительный: ни слякоти, ни ветров»... Использование минеральных факторов — а на курорте 18 источников, дающих более 12 миллионов литров теплых и горячих вод в сутки — поставлено сегодня на поток: ванны, душ, орошение, прием внутрь — все это способствует восстановлению здоровья отдыхающих, которых становится все больше и больше.