«Платов» — первый аэропорт, построенный в России за последние 23 года с нуля. Он локализован в Аксайском районе, в 29 км от Ростова-на-Дону. Разработкой проекта пассажирского терминала, инфраструктурных объектов, внутренней дороги и элементов благоустройства занималась немецкая компания «Ассманн Бератен+Планен». За основу проекта взята архитектурная концепция английского бюро TwelveArchitects.
Строительство «Платова» велось в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и программы подготовки к ЧМ-2018 на основе государственно-частного партнерства при участии Минтранса РФ, правительства Ростовской области и УК «Аэропорты регионов». Общий размер инвестиций превысил 45 млрд рублей, из которых 19 млрд вложила компания «Ренова».
Первый камень будущего аэропорта был заложен 1 ноября 2014 года, а 8 ноября 2017-го выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
«Платов» стал крупнейшим аэропортом на Юге России. Общая площадь пассажирского терминала составляет 50 тыс. кв. м, пропускная способность — порядка 1800 пассажиров в час, или 5 млн в год. Терминал оборудован девятью телескопическими трапами. Аэродромная инфраструктура включает взлетно-посадочную полосу длиной 3600 м и шириной 45 м, способную принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов. Перрон содержит 45 мест для стоянок самолетов.
Максим Соколов:
— Сегодня мы подводим итоги совместной шестилетней работы. Благодаря эффективному взаимодействию Минтранса РФ, правительства Ростовской области и ГК «Ренова» реализован масштабный проект в сфере аэропортовой инфраструктуры с нуля и в чистом поле, не имеющий аналогов в современной истории России.
Василий Голубев:
— «Платов» — это новая точка роста донской экономики, новая точка роста российской авиации, новый уровень развития отношений с инвесторами.
Виктор Вексельберг:
— На территории «Платова» предусмотрены кафе, магазины, аптека, банкоматы, комната матери и ребенка... Это лучший на сегодня проект в отечественной авиации, и он реализован с акцентом на создание максимально комфортных условий для пассажиров.
При этом, как написали «Ведомости», «Платов» окажется самым дорогим в стране для авиакомпаний. По сведениям газеты, тариф за взлет и посадку в новом аэропорту будет в 1,6 раза выше, чем в старом, за авиационную безопасность — в 3,2 раза, за предоставление аэровокзального комплекса — в 4,7 раза, за обслуживание пассажиров — в 2-3 раза.
«Новый аэропорт подразумевает другой уровень сервиса. Перевозчики просят растянуть повышение тарифов на три-четыре года, что и будет сделано в рамках методики ФАС», — сообщил генеральный директор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский. — Опасений, что кто-то откажется базироваться в «Платове» из-за высоких тарифов, нет: доходность авиакомпаний в Ростове выше, чем на конкурирующих рынках».
Все регулярные и чартерные рейсы будут переведены в новый пассажирский терминал 7 декабря. Нынешний комплекс, открытый в 1977 году, предстоит вывести из эксплуатации, а освободившуюся землю — застроить. Согласно имеющейся информации, около 2,8 млн кв. м будет отдано под жилье, 750 тыс. кв. м — под социальные объекты, 350 тыс. кв. м — под коммерческую недвижимость.
Реализацией проекта займется ГК «Кортрос» — одна из ведущих девелоперских компаний России. Оценочный объем инвестиций — 156 млрд рублей. «Я думаю, в 2018 году «Кортрос» начнет проектные работы, а к концу года, возможно, приступит к строительству», — поделился мэр Ростова Виталий Кушнарев, предположив, что освоенная территория станет новым, девятым по счету районом донской столицы.