ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» стала драйвером модернизации инфраструктуры многих аэропортов страны, и терминалы СКФО — не исключение. Масштабная реконструкция позволила подтянуть характеристики транспортных узлов до нового уровня, дав возможность принимать более крупные воздушные суда и существенно расширить географию доступных направлений.

Роман Чуев, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды»:
— Аэропорт динамично развивается, о чем свидетельствует прирост пассажиропотока, составивший за последние три года 17%. В конце октября успешно завершена программа полетов весенне-летнего периода. В сегменте внутренних направлений наиболее востребованными стали аэропорты московского авиаузла, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, а также рейсы, традиционно имеющие высокие загрузки в летний период: Сочи и Симферополь.
В международном сегменте перевозок весомым фактором в росте пассажиропотока оказалось возобновление рейсов в Турцию (Стамбул и Анталью). Также популярными в весенне-летнюю навигацию были прямые рейсы в Баку, Дубай, Салоники, Ереван, Ташкент. В июне были открыты полеты по новому направлению — Астана.
Последний летний месяц стал месяцем достижений. 17 августа аэропорт установил рекорд по количеству обслуженных пассажиров за сутки — 9,9 тыс. человек, а 19 августа одновременно было обслужено два воздушных судна Boeing 777-200. В августе же впервые со времен СССР обслужено пиковое количество пассажиров — почти 229 тыс.
В осенне-зимний сезон 2017/2018 аэропорт открыл новые направления — Пермь и Нижний Новгород. Улучшилась доступность Екатеринбурга и Санкт-Петербурга в связи с открытием рейсов авиакомпанией «Северный ветер».
1 ноября состоялось долгожданное открытие прямых регулярных рейсов в Тель-Авив, а с 25 ноября стартовало прямое сообщение с Тбилиси. Кроме того, «Северный ветер» планирует открыть еженедельный рейс в Баку. Таким образом, частота рейсов в столицу Азербайджана вырастет до трех раз в неделю (на данный момент рейсы выполняет авиакомпания Buta airways — структурное подразделение «Азербайджанских авиалиний»).
Авиакомпания Flydubai увеличила частоту рейсов в Дубай до пяти в неделю. Ереван станет еще доступнее с 10 декабря в связи с планируемым открытием прямого сообщения авиакомпанией «Саратовские авиалинии» (ранее рейсы выполнялись только авиакомпанией «Армения»). Рейсы в Ереван в осенне-зимнем периоде будут выполняться три раза в неделю.
Сейчас мы ведем реконструкцию аэровокзального комплекса — расширяем павильоны прибытия внутренних и международных авиалиний. Предусмотрена установка нового досмотрового и багажного оборудования, современного оборудования для работы пункта пропуска. По завершении реконструкции общая площадь терминала составит порядка 9,5 тыс. кв. м — в три раза больше, чем сейчас. Значительно вырастет также пропускная способность: на внутренних линиях — до 1050 пассажиров в час, на международных — до 450. Кроме того, в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет проведен второй этап реконструкции перрона (первый этап реализован в 2013-2015 годах). Проектирование уже завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Реализация проекта планируется в 2019-2020 годах.

аэропорт.jpg

Аслан Ортанов, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Нальчик»:
— За 2016 год мы обслужили 195 230 пассажиров против 105 523 в 2015-м. За 10 месяцев нынешнего года аэропорт впервые в своей истории перевез более 200 тыс. человек — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, в течение последних двух лет мы наблюдаем стабильную положительную динамику.
В текущем году нам удалось ввести в эксплуатацию новый комфортный зал ожидания ВВЛ, отремонтировать VIP-зону аэропорта, обновить парк спецтехники. Количество стоек регистрации увеличено до четырех.
Активно работаем над расширением географии полетов. В июле встретились с представителями авиакомпании «ЭйрАрабия» и достигли договоренности о запуске с февраля следующего года регулярного рейса по направлению Шарджа — Нальчик с частотой полетов не менее одного раза в неделю. В ближайшее время планируем также запустить дополнительный рейс Нальчик — Москва, полеты будет осуществлять российский лоукостер «Победа».
Открытое 3 ноября 2016 года направление Нальчик — Санкт-Петербург пользуется огромным спросом, поэтому с 30 октября 2017-го частота полетов увеличилась до двух раз в неделю. Рейсы осуществляет авиакомпания «Победа» по понедельникам и четвергам.
Планы развития связаны в первую очередь со строительством аэровокзального комплекса. Сейчас проект нового здания находится на стадии согласования. Также прорабатываем проект строительства новой ВВП.

Арсен Пирмагомедов, генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала»:
— В 2015 году через аэропорт прошло на 64% больше пассажиров, чем в 2014-м: 706,8 тыс. против 430,7 тыс. В 2016 году количество перевезенных пассажиров выросло на 23% и составило 869,5 тыс. Анализируя данные 2017 года, мы можем прогнозировать, что показатель превысит 900 тыс., увеличившись на 19%. По итогам трех кварталов уже обслужено 777,9 тыс. человек — на 22% больше, чем за тот же период прошлого года.
Только в нынешнем году мы вложили в модернизацию технической базы аэродромного комплекса около 40 млн рублей. Приобретены топливозаправщик на 30 тонн, две рамки металлодетекторов, подкатной трап, три интраскопа, оборудование для дорожной разметки перрона и многое другое.
С 2016 года строится международный терминал. Уже окончены работы по выносу инженерных сетей и переносу периметрового ограждения аэропорта, завершено устройство фундамента, а месяц назад начата установка металлоконструкций здания. Строительство ведется за счет средств частного инвестора, мы рассчитываем, что в четвертом квартале 2018 года оно завершится. Международный терминал будет иметь площадь более 8 тыс. кв. м и пропускную способность 190 человек в час. При этом будет осуществлена схема, позволяющая одновременно обслуживать пассажиров как на вылет, так и на прилет.
В начале мая 2017 года аэропорт получил допуск к приему и выпуску широкофюзеляжных самолетов. Теперь мы можем принимать (и уже принимаем) Boeing-767-200, Boeing-767-200ER, Boeing-767-300 и Boeing-767-300ER, а также Airbus A-330-200 и их модификации.
Работа по расширению маршрутной сети идет постоянно. В нашем зимнем расписании появится ряд внутрироссийских направлений. В частности, авиакомпания «Азимут» будет совершать рейсы в Краснодар и Ростов-на-Дону. Рассматриваем возможность наладить прямые рейсы из Махачкалы в Екатеринбург, Новосибирск и другие крупные города России.
Расширяется и международная сеть маршрутов. С 31 октября началось прямое авиасообщение между Махачкалой и ОАЭ (Дубай), которое осуществляет авиакомпания Flydubai. Также можно говорить о скором открытии авиасообщений с Ираном и Китаем.
После введения в эксплуатацию международного терминала мы начнем реконструкцию терминала внутренних линий. Также планируем начать возведение транспортно-логистического терминала, который станет крупнейшим на юге России.

аэропорт

Солсбек Гамбулатов, и.о. генерального директора ФГУП «Вайнахавиа»:
— В 2017 году наш пассажиропоток показывает заметный рост — уже перевезено 207,7 тыс. человек. Это дает основания думать, что итоговый годовой показатель (план — 277 тыс.) превысит не только уровни 2015-го и 2016 годов, но и объемы 2014-го (247,8 тыс.).
В нынешнем году у нас открылись новые направления: в аэропорт Ататюрк (Турция) авиакомпании «Онур Эйр», в аэропорт Сабиха (Турция) авиакомпании Pegasus, в Мюнхен и Москву (Внуково) от «ЮТэйр». В ближайшее время откроются рейсы в Санкт-Петербург («ЮТэйр») и в Жуковский («Икар»).
В текущем году мы произвели реконструкцию двух накопителей в международном секторе, увеличив вместимость каждого из них до 250 мест против 120 ранее. Также благодаря помощи Минтранса ЧР полностью отремонтирован фасад аэровокзального комплекса и ряд других объектов, благоустроена привокзальная площадь. Как и планировали годом ранее, капитально отремонтировали командно-диспетчерский пункт.
Сейчас в приоритете — работы по доведению характеристик аэропорта до уровня, необходимого для принятия на себя роли запасного для авиационного трафика ЧМ-2018. В частности, в международном секторе необходимо добавить две кабины паспортного контроля для увеличения пропускной способности, заменить и реконструировать багажное оборудование, а также амбулифт для маломобильных пассажиров, приобрести современные сертифицированные перронные автобусы. План, включающий эти мероприятия, находится на рассмотрении региональных властей. Надеемся, что нас поддержат. В ближайшем будущем также рассчитываем установить ленточные эскалаторы для багажа, расширить и удлинить взлетно-посадочную полосу.

Лев Газзаев, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владикавказ»:
— Пассажиропоток увеличивается с каждым годом, за девять месяцев текущего года мы перевезли более 262 тыс. человек. Основная работа сегодня ведется над расширением географии полетов (в ближайшем будущем — открытие рейсов в Египет, Симферополь, Ростов-на-Дону, Краснодар), а также над увеличением частоты внутренних и международных рейсов по популярным направлениям с привлечением к сотрудничеству крупнейших авиакомпаний страны.
В планах значится и модернизация аэровокзального комплекса. В числе перспективных задач — увеличение перевозки пассажиров до 650 тыс. человек в год, грузов и почты на внутренних и международных авиалиниях — до 1,5 тыс. тонн в год. Также намерены нарастить интенсивность движения пассажирских воздушных судов до 3260, а грузовых — до 140 в год.

аэропорт

Ваха Евлоев, генеральный директор ОАО «Аэропорт «Магас» имени С. С. Осканова»:
— Динамика пассажиропотока за последние три-четыре года положительная. Он вырос более чем в два раза: с 92,4 тыс. человек в 2013 году до 205 тыс. по итогам 2016-го. В первую очередь это связано с открытием дополнительного рейса по маршруту Москва — Ингушетия — Москва авиакомпанией «Победа». За три квартала текущего года количество пассажиров увеличилось более чем на 15 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» у нас реконструированы инженерные сооружения, как следствие — появилась возможность принимать более тяжелые и вместительные воздушные суда. Сейчас одна из главных задач — развитие международного сообщения. Мы прорабатываем обоснование целесообразности открытия неузлового аэропорта Магас для международных полетов и создания пункта пропуска через государственную границу.

Николай Апальков, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Ставрополь»:
— Динамика пассажироперевозок положительна даже по отношению к лучшим показателям 2014 года. С 1 января 2017 года по настоящее время перевезено 281 234 человека — на 3% больше, чем в 2016-м. К концу года планируем превысить прошлогодние показатели на 10%.
Аэропорт активно развивается. За последнее время условия для отправки пассажиров стали более комфортными, заметно улучшился уровень сервиса. Сейчас ведется модернизация аэровокзального комплекса, уже открыт новый зал прилета внутренних линий. Идет ремонт помещения зала прилета международных линий, что позволит улучшить качество обслуживания.
Мы получили лицензионный пакет документов на склад временного хранения международных грузов, который дает новые возможности по части международных авиаперевозок. Ведем переговоры с авиакомпаниями на открытие новых внутренних и международных рейсов.
Основная задача для нас — выйти на уровень 400 тыс. пассажиров и расширить географию рейсов. Сейчас активно работаем над открытием региональных маршрутов с авиакомпаниями «Азимут» и «Сибирь».