Сделать Северный Кавказ максимально привлекательным не только для внутреннего, но и для зарубежного туризма — такую амбициозную задачу ставят перед собой власти СКФО. Чтобы понять, в чем сильные стороны и недостатки региона, «Вестник» решил оценить популярные экскурсионные маршруты с точки зрения профессионального иностранного путешественника. Об увиденном рассказала Марсия Штайн, руководитель и основатель туристического агентства sztajn2go из Бразилии.

туризм на Кавказе  

— Сегодня я предлагаю клиентам нашего турагентства поездки в четыре кавказские республики: Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.
В дагестанский маршрут входят некоторые горные деревушки (Кубачи, Балкар, Гуниб, Согратль, Чох, Корода, Хойхи) и, конечно, Махачкала и Дербент.
В Чечне мы везем туристов в Грозный, на озеро Кезеной-Ам.
В Ингушетии рекомендуем посетить селение Таргим с его многочисленными башнями, горный храм Тхаба-Ерды, природный заповедник Эрзи, село Джейрах. Кстати, останавливаемся обычно в гостиничном комплексе «Армхи».
В Северной Осетии помимо Владикавказа ездим в Цейское ущелье и святилище Реком, а также в Город мертвых в Даргавсе.
Я сама побывала во всех этих прекрасных местах. Причем убеждена, что Северный Кавказ очень сильно отличается по впечатлениям и ощущениям от Южного. Там, к примеру, вы едете и изучаете отдельно Грузию. Или Армению. А на Северном Кавказе одномоментно можете посетить сразу несколько разных республик, что делает этот регион гораздо более привлекательным, для туристов в том числе.
Вообще я считаю, что Северный Кавказ очень хорошо сохранил свое историческое наследие, при этом он не является пока местом массового паломничества туристов. В этом его преимущество и — совершенно точно — уникальность.

туризм на Кавказе.jpg

В то же время есть ряд сложностей, с которыми Северному Кавказу предстоит справляться. Если говорить глобально, многие путешественники не отваживаются ехать сюда из-за возможных рисков политической нестабильности, терроризма и военных действий. Кроме того, первая и основная задача, которую предстоит решить для повышения туристической привлекательности региона, — обеспечение гостей хотя бы минимальной туристической инфраструктурой.
В значительной мере это касается западных стандартов санитарии. Расстояния между пунктами экскурсионного маршрута довольно велики, и во многих селах попросту нет нормального водопровода. На таких маршрутах необходимо иметь чистые и оборудованные туалеты.
Также было бы здорово в поселках и деревнях обустроить места для размещения гостей. Ну и самое главное — создать адекватные условия для посещения достопримечательностей туристами всех возрастов. Очень часто отсутствует какая- либо разметка туристических троп, нет указателей, что может создавать определенную угрозу для безопасности людей.
Второй момент — трудности взаимодействия местного населения с иностранными путешественниками. Ведь общение с местным населением — одно из самых ярких туристических впечатлений.
В целом, я считаю, властям и уполномоченным лицам в регионе стоит сделать ставку на красоту местной природы и традиции: это может стать своего рода брендом Северного Кавказа. Чтобы повысить популярность территории у иностранных туристов, Бразилия, например, представляет основные турмаршруты на международных туристических ярмарках. Возможно, такой опыт пригодился бы и СКФО. 

туризм на Кавказе

Дмитрий Лемешев: «Нашим партнерам интересны места, не рекомендованные к посещению МИДами»
Туроператор Caucasus Explorer привозит на Северный Кавказ туроператоров из разных стран мира — США, Европы, Бразилии, пытается выйти на азиатский рынок. О привлекательности региона СКФО для иностранных туристов, о построении бренда и возникающих трудностях «Вестнику» рассказал соучредитель компании Дмитрий Лемешев.
— Наши партнеры — это профессионалы, которые уже десятки лет возят группы в страны немассового туризма. Для их клиентов наиболее интересны места, не рекомендованные к посещению МИДами, и куда еще не доехали автобусы с китайскими туристами… Что важно, наши партнеры работают с наиболее платежеспособной аудиторией — пенсионерами, которые тратят на путешествия от 10 до 50 тыс. долларов в год.
Северный Кавказ сейчас очень интересен. Клиенты наших партнеров, путешествуя по два-четыре раза в год, за 20-30 лет побывали уже практически везде. Им нужны новые направления. Из-за войн и нестабильности выпали практически вся Сахара, Йемен, Сирия, Афганистан, Судан, Сомали. И тут мы предлагаем Северный Кавказ — невероятно притягательный и совершенно безопасный!
Что здесь интересно? Прежде всего люди, их уникальная культура, этническое разнообразие. Поэтому кульминацией путешествия всегда становятся аулы Дагестана — наш базовый тур от Черного до Каспийского моря предполагает трех-пятидневную этнографическую экспедицию по горным селам республики. Но, конечно, в каждом субъекте СКФО есть свои фишки, которые делают путешествие полноценным.
При всех огромных возможностях региона и удачно сложившейся конъюнктуре мы сталкиваемся и с трудностями, постоянно балансируем на грани аутентики и комфорта. Возраст наших иностранных туристов — от 70 до 90 лет, и им, к примеру, сложно пользоваться азиатским типом туалета, а в конце дня важно иметь комфортное личное пространство. Организовать это в селах трудно. Прошлой зимой мы выделили средства на создание гостевого дома в одном из сел, нынешней зимой планируем установить в ключевых локациях биотуалеты.
Еще одна постоянная проблема — пропуска в погранзону. В России на это требуется 60 дней, а в Грузии — 20 минут. Очень нервируют туристов и полицейские проверки.
А главный вызов — продвижение региона. Нашим партнерам и нам приходится брать на себя функцию государства, заниматься брендингом территории и самим этот бренд продвигать. У нас есть много знаний и опыта, но не так много денег и времени. Однако финансы и время есть у государства.