Официальные лица заявляют, что потенциальная емкость туристского рынка СКФО на порядок выше текущей. Однако чтобы этот потенциал стал реальностью, необходима огромная работа по развитию предложения и уровня сервиса, считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Каков, по вашему мнению, туристский потенциал Северного Кавказа?
Если верить в божественное происхождение мира, Кавказ, несомненно, был создан для туризма. Он являлся популярным туристским направлением в советское время и остается им сейчас: Кавказские Минеральные Воды, горнолыжные курорты, Черноморское побережье. Потенциал региона трудно переоценить. Величественные горы, целебные источники, Каспий, яркая и многообразная культура с ее широко известным гостеприимством — объективные предпосылки для того, чтобы занять достойное место на туррынке — российском, а в перспективе и мировом.
Немало для этого сделано в последние годы и в рамках ФЦП развития СКФО, и по линии ФЦП развития внутреннего и въездного туризма, и, конечно, благодаря частным инвесторам и руководителям органов власти, которые болеют за туризм не на словах, а на деле. Результаты можно видеть на курортах «Архыз», «Ведучи», «Лаго-Наки», КМВ. В работе — крупные проекты «Мамисон», «Матлас», «Ахмат Тауэр».
Но сделать предстоит гораздо больше: создать коллективные средства размещения, инфраструктуру, прежде всего транспортную, многие другие составляющие туриндустрии. Особенно это касается подготовки кадров. От гостеприимства как черты национального характера до гостеприимства как профессии — путь неблизкий. Не столько в смысле знаний, сколько в понимании сути работы в нашей сфере, гибкости в отношениях с людьми в сочетании со строгим следованием стандартам сервиса и принципам устойчивого развития отрасли.
Эти принципы гласят, что успешное развитие туризма возможно только на основе гармонизации интересов туристов, туриндустрии и местного населения с безусловным соблюдением требований к охране природного и культурного наследия. А погружение в профессию начинается с понимания того, что хозяин в турцентре — турист, а не владелец или менеджер. Что если на подъемнике кунаки идут вне очереди, лучше их не строить. И если первым делом после объявления о формировании медицинского кластера не решить вопрос с подготовкой и привлечением квалифицированных кадров, в том числе в области курортной медицины, неэффективность капитальных вложений гарантирована.
На создание кадрового задела времени требуется больше, чем на возведение объектов и инфраструктуры. И кто там будет работать? Насколько вырастут зарплаты за счет дефицита кадров и каков окажется уровень их квалификации? А в медицине это главное. Про линейный персонал я уже не говорю.

Архыз

А сами вы как относитесь к созданию в регионе Кавминвод медицинского кластера?
Не до конца понятен механизм привлечения медицинских кадров. Но в принципе с создания такого кластера надо было начинать. Не потому, что я против развития горных лыж, разумеется. Однако есть несложные методологические подходы, которые нужно соблюдать. Для понимания ситуации достаточно взглянуть на данные о турпотоке на Северном Кавказе. Куда ехало и едет больше туристов? На Кавминводы. На их долю приходится 87,5% всех доходов коллективных средств размещения СКФО, 55,8% собираемых с этих доходов налогов.
Регион КМВ четко позиционирован, то есть внятно отвечает на главный вопрос в туризме: «Зачем к вам ехать?» Ответ: «Хочешь жить долго — приезжай!» Я бы вообще позиционировал Северный Кавказ как школу здоровья и долголетия.
Где выше коэффициент круглогодичности загрузки коллективных средств размещения? Где выше добавленная стоимость? Где оказываются высокотехнологичные услуги и создаются высококвалифицированные рабочие места? В нашем случае — в санаторно-курортном комплексе с выходом на полномасштабный медицинский кластер с опорными центрами во всех республиках СКФО. Благо, курорты есть в каждой из них: и бальнеологические (Серноводск, Кармадон или Талги), и горноклиматические (Теберда или Архми), и многопрофильные (Нальчик и другие).
Как минимум сами жители Кавказа смогут пройти здесь обследование и подлечиться. Ясно, что денег у них немного. Но туризм, как правило, развивается по принципу воронки: сделал хорошо для своих — приедут соседи, понравится соседям — приедут соседи соседей и т.д. И не надо гигантомании — надо расширять ассортимент предлагаемых услуг и продуктов, делая ставку на разные виды туризма, по возможности на общей территориальной и инфраструктурной базе.

На какие именно?
В Стратегии развития СКФО до 2025 года сказано: «Приоритетным направлением туристической отрасли Северо-Кавказского федерального округа является лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм, стимулирующий развитие культурно-познавательного, делового, экологического, спортивного, этнического и других видов». На заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО 10 марта прошлого года перечень был расширен. В докладе Минкавказа сказано: «Мы сделали приоритетными три направления туризма: горнолыжный, бальнеологический и культурно-исторический».
Как при наличии в СКФО шести заповедников и семи заказников не включать в число приоритетных направлений экологический туризм, не вполне понятно. Тем более что это один из самых динамично развивающихся видов туризма, где есть возможность использовать сезонные (не слишком капиталоемкие и быстровозводимые, но вполне комфортабельные) средства размещения, создавать программы, комбинированные с детским, спортивным, оздоровительным, культурно-познавательным туризмом.
Нужны турбазы, кемпинги, глэмпинги, тематические детские и молодежные лагеря — пусть палаточные, но современные, с актуальными педагогическими программами и погружением в природу, историю и культуру Северного Кавказа. Надо поддержать альпинистскую индустрию, сплав и другие виды спортивного туризма.
Развитие большинства из этих видов не требует грандиозных расходов, но требует частной инициативы, стимулирования со стороны государства, скрупулезной работы, межведомственного взаимодействия и классных специалистов: тренеров, инструкторов-проводников, егерей, вожатых, а точнее, рекреационных педагогов, аниматоров. И это очень важно для самих народов Кавказа, воспитания молодежи, улучшения межнациональных отношений.

А вы какие виды туризма в СКФО считаете приоритетными?
Я бы не шел по пути упрощения до двух-трех видов потому, что так легче писать программу, верстать бюджет, управлять и т.д. Несомненным приоритетом является санкур — как минимум для КМВ. Дальше я бы назвал экологический, горнолыжный, спортивный, молодежный, детский. Конечно, и культурно-познавательный, гастрономический, деловой, конгрессный.
Надо смотреть в каждом конкретном случае, в каждом регионе СКФО: везде своя специфика, и всегда существует оптимальная комбинация видов туризма, без которой ни один из них успешно развиваться не может. Конечно, на Каспии не хватает круизов. И как не развивать в Дагестане пляжный отдых, если в республике без малого 500 км побережья теплого моря? В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии — горные лыжи, но не только...
При общих равных предпочтение стоит отдавать тем видам туризма, которые развиваются сами, где выше добавленная стоимость, где требуется меньше вложений в инфраструктуру и больше — в человеческий капитал, которые нужны и местному населению, и приезжим. И те, спрос на которые наименее эластичен.

Что означает термин «неэластичный спрос» применительно к туризму?
Речь идет о типах туризма, расходами на которые потребители при снижении реальных доходов жертвуют в последнюю очередь. Сейчас это путешествия за здоровьем и детский отдых. Но с учетом тенденций развития рекреационных потребностей в их число все увереннее вписывается экологический и физически активный отдых.

А какие элементы инфраструктуры и сервисы больше всего необходимы?
Дороги, устойчивая мобильная связь и скоростной Интернет. Конечно, в заповедных уголках это не всегда легко обеспечить. Но устойчивая связь нужна обязательно. Это еще и вопрос безопасности, которая остается приоритетом номер один. Плюс — качественный контент на основных туристских интернет-ресурсах.

Какие еще проблемы вы бы выделили в качестве ключевых?
Актуальны вопросы транспортной доступности курортов Северного Кавказа, стоимости пассажирских перевозок, инвестиционной привлекательности, регулирования земельных отношений, эффективного налогообложения, рационального пользования природными лечебными ресурсами.
Если взять, например, тему налогов, то необходимо понять: на первых порах приоритетной задачей развития туризма считаются не доходы бюджета, а создание рабочих мест. Что ни в коем случае не снимает задачу обеспечения собираемости налогов со всех участников рынка, включая федеральные ведомственные объекты, частный сектор средств размещения, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, культуру, сельское хозяйство, строительство, в части доходов от реализации товаров и услуг туристам и предприятиям туриндустрии. А это вопрос к налоговикам и экономическому блоку, а не к органам управления туризмом.

И все-таки вы верите в будущее туризма на Северном Кавказе?
Верю. Но это вопрос не веры, а работы — системной и последовательной, которую сегодня ведут многие специалисты и подвижники курортного дела и туризма в СКФО. Да и нет альтернативы с точки зрения территориального разделения труда. Тем более в комбинации с другими отраслями сферы услуг и сельским хозяйством. Так что, думаю, нас ждет новое открытие Северного Кавказа на туристской карте мира.

Сергей Шпилько.jpg

Досье
Сергей Шпилько родился в 1957 г. в Москве. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина по специальности «учитель истории и обществоведения». С 1980 г. — сотрудник Научно-исследовательского экономического института Госплана СССР. С 1988 г. — во Всесоюзном центре изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР.
В 1992 г. — заместитель министра труда и занятости населения России, в 1993 г. — председатель Комитета РФ по туризму, заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму. В 1994-1995 гг. — член Совета по социальной политике при президенте РФ. В 1997-1998 гг. — глава Совета стран СНГ по туризму. С августа по октябрь 1999 г. — и.о. заместителя министра по физической культуре, спорту и туризму. С 1995 г. ежегодно избирался президентом Российской ассоциации туристических агентств, с 2003 г. — Российского союза туриндустрии.
С декабря 2010 г. — председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы. С марта 2015 г. — первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы.
В настоящее время — президент Российского союза туриндустрии, член президиума Общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России», председатель Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства Российского союза промышленников и предпринимателей. Член Делового совета Всемирной туристической организации. Кандидат экономических наук, доцент Российской международной академии туризма. Автор более 60 публикаций в области экономики, социологии и туризма.