Из века в век свадьбы в Чечне проходят по одному заданному сценарию. Меняются лишь нюансы, но церемониал — никогда. Ни одна чеченская свадьба не обходится без великого множества гостей, пышного стола, безудержных танцев и красавицы-невесты. Только жених всего этого не видит: праздник проходит без него.

История от бабушки...

В доме Патимат очень шумно и оживленно. Собрались родственники и соседи. Все внимание ей, все хлопоты вокруг нее. Ничего удивительного: ведь сегодня она выходит замуж. Ей всего 18, только окончила школу, но по чеченским традициям уже давно готова к браку.

Патимат сосредоточена, в душе бушуют и волнение, и радость. Она выходит замуж по любви. Ей повезло: нередки случаи, когда родители сватают свою дочь за совершенно чужого человека, еще хуже — когда девушку воруют...
Но это не про Патимат: до свадьбы она несколько раз виделась с этим парнем. Он ей сделал предложение, она дала ему колечко в знак согласия. А потом приехали сваты. Родители накрыли хлебосольный стол, все очень волновались.
Однако переговоры прошли успешно. Старейшины обо всем договорились. И вот теперь Патимат стоит нарядная, в белом платье — такая красивая и такая трогательная. Скоро она станет женой, матерью, хранительницей очага.
От сумбурных мыслей отвлек шум, доносящийся с улицы, — это едут друзья жениха. Пришло время отправляться в свой новый дом.

Но невесту так просто никто не отдаст, от гостей требуют выкуп — это традиция. Получив барана, родные отдают дочь. В следующий раз они ее увидят уже замужней женщиной.
Дорога к дому жениха была громкой: мужчины не переставали палить из оружия, извещая всех о радостном событии.
Все счастливы и веселы. Одна только невеста не может показывать свои эмоции: ей приписано быть невозмутимой и молчаливой. С этого момента и на весь день она должна стать олицетворением благопристойности. Патимат сможет заговорить только поздно вечером. Первыми ее речь услышат свекровь либо свекор.
Вообще на долю девушки сегодня выпадет много испытаний, и молчание — не самое тяжелое. Сложнее всего будет стоять всю свадьбу в сторонке ни разу не присев, не смочив горло водой и не вкусив ни кусочка угощения. Это тоже традиция, дань уважения старшим и признак ее скромности.
Все это она должна будет пройти в одиночку: жених в свадебных гуляниях участия не принимает. По обычаю он в это время прячется у кого-то из друзей. Никто не должен видеть его счастливого лица. Счастливое же лицо Патимат скрывает фата.

Но вот и приехали. У порога невесту встречает будущая свекровь. Она открывает лицо Патимат, откусывает половинку конфеты и дает девушке. Так мать жениха дает понять, что принимает ее в свою семью.
Однако тут же следует первое испытание: перед входом в дом лежит войлочный коврик и веник. Патимат знает, что с этим делать: она аккуратно убирает предметы в сторону. Таким образом она демонстрирует свой ум. Если бы переступила — показала собственную глупость.
Дом полон гостей. Здесь и многочисленные родственники, и друзья, и соседи. Все пытаются разговорить невесту. Но это бесполезно — она непоколебима. Единственной возможностью проявить эмоции становится игра с ребенком. Его сажают Патимат на руки в знак пожелания рождения множества детей, особенно сыновей — это еще одна традиция.
Став в отведенный ей уголок, Патимат внимательно следит за происходящим. Потихоньку гомон стихает, все рассаживаются: мужчины — отдельно, женщины — отдельно.
Столы ломятся от угощений: мясо, овощи, зелень, сыры, ароматный хлеб. Здесь же и традиционный жижиг галнаш и сладкий плов.

Право ведения застолья предоставляется старейшине рода — самому уважаемому человеку. За этим столом он знает каждого и поименно вызывает сказать свое слово. Пожелания все схожи: взаимопонимание, крепкий брак, дети. Любви на чеченских свадьбах не желают — это не главное. Но Патимат точно знает: любовь важна.
Но вот гости встают из-за столов. Начинается самое интересное. Сейчас будут танцы — главное действо на всех чеченских свадьбах. По традиции присутствующие разделяются на две группы, а потом по очереди парами выходят танцевать. Ритмичная музыка, отточенные движения мужчин и грациозность женщин завораживают. Так в танцах проходит весь день.

Патимат устала стоять. Наконец и ее вызывают в круг. Она должна напоить каждого гостя. Все проявляют любопытство: пытаются заглянуть под фату, поговорить с невестой. Но она опять молча удаляется в свой угол.
Праздничные гуляния заканчиваются глубокой ночью. Когда в доме остаются только члены семьи, возвращается жених. Мулла уже провел свой брачный обряд. Теперь Патимат — законная жена. С этим мужчиной она будет делить радости и горе всю жизнь...
Со времени этой свадьбы прошло несколько десятков лет. Патимат рассказывает о ней неохотно, скромно потупив глаза, словно до сих пор боится показать свое счастье.

...и от ее внука
В отличие от бабушки один из ее двенадцати внуков Ислам с удовольствием описывает современные чеченские свадьбы, на которых бывал:
«Собственно, ритуал их проведения ничем не изменился в наши дни. Все так же парень тайно ухаживает за девушкой, стараясь не попасться на глаза ее старшим братьям, все так же невеста соблюдает древние свадебные церемонии, а жених вдалеке дожидается брачного обряда и следующей за ним брачной ночи.
Кстати сказать, первая близость — это очень волнительный момент по множеству причин, но основная — непорочность невесты. Чеченка не имеет права вступать в отношения с мужчиной до брака. Если муж обнаружит факт ее распутства, то сразу же вернет семье. А там отцу во главе всего опозоренного рода придется принять очень непростое решение.
В старину таких дочерей душили. Сейчас о подобных случаях давно не слышно. Да и что об этом говорить? Давай лучше о чем-нибудь веселом: свадьба, все-таки...

Вот, например, во время пути к дому жениха самым почетным местом в кортеже считается место за машиной невесты — и все сопровождающие начинают за него бороться во что бы то ни стало. Зачастую происходят столкновения, бьются машины, но это не имеет никакого значения. Конфликтов не бывает — главное, ехать за невестой.
На наших свадьбах всегда полно народу. Людей не приглашают — все приходят сами. Подарки, в отличие от русских свадеб, дарить не обязательно, куда важнее — почтить молодоженов своим присутствием.
Как правило, чеченские свадьбы проводятся в теплое время года. В основном, это связано с тем, что большое количество людей проще разместить во дворах. Хотя в последнее время стало модным отмечать это событие в ресторанах.

Раньше обряд бракосочетания ограничивался только действиями муллы, теперь же молодожены расписываются еще и в загсе. Но кольцами не обмениваемся: не принято.
Чеченские свадьбы очень эмоциональны во многом благодаря танцам. У нас танцуют все, стоять в стороне — значит нанести оскорбление хозяевам. Поэтому в круг выходит и стар, и млад. Бывают курьезные случаи, когда, исполняя очередное виртуозное па, кто-нибудь может упасть. Но это редко. Все чеченцы — отличные танцоры.
Не скрою, иногда во время праздника могут вспыхнуть и конфликты. Чтобы они не разгорались, в течение всего торжества за дисциплиной следит уважаемый всеми человек. В руках у него — палочка, чтобы наказывать провинившихся. Ее он с легкостью пускает в дело, если посчитает нужным».

В конце разговора Ислам рассказывает о нововведениях в чеченском свадебном ритуале:
«Теперь девушки могут выходить замуж не раньше 18 лет. Таким способом руководство республики старается сохранять чеченские семьи. К сожалению, в последнее время увеличилось количество разводов.
Еще нам запретили воровать невест. Но к этому лично я отношусь абсолютно спокойно, в отличие от запрета на стрельбу по ходу движения кортежа. Ведь это традиция, идущая испокон веков. Стрельба для чеченца во время свадьбы — это душевный порыв, желание поделиться своей радостью со всем миром».

«Желаю выйти замуж за кавказца»
В начале прошлого века выйти замуж за кавказца было мечтой многих русских барышень. Образ мужчины-южанина был овеян романтикой. Не менее желанными женихами считались и отважные офицеры, служившие на Кавказе. Стать женой такого человека означало обеспечить себя достатком или приключениями. Поэтому девушки рвались в путешествия на Кавказ, который казался им экзотическим, колоритным и необычайно притягательным. Те, кому не удавалось познакомиться лично с мужчиной своей мечты, писали объявления в популярную в те годы «Брачную газету». Вот некоторые из них:
«Брюнетка, выше средняго роста, стройная, неполная, 25л., интеллигентная, говорят, очень недурненькая, но бедна, приданаго нет. Надоело одиночество в Сибири, хочется выйти замуж в России или на Кавказе за господина не пьющего, вполне обеспеченного, могущего и мне оказать материальную помощь. Буду любящей и преданной женой. Люблю семью и хозяйство. Ищущих приключений и любопытных прошу не безпокоиться. Томичам не отвечу. Томск, до востребования М. 1422». «Две интересные барышни, блондинка и брюнетка, желают познакомиться в целях замужества с южанами или офицерами кавалеристами. 25 почт. отд. До востр. Блондинка. Брюнетка».
«Кто из железнодорожных служащих на Кавказ от начальника станции до конторщика хочет иметь хорошую, интересную, полную, обеспеченную жену, пусть пишет с карточкой: Киев, книжка № 921».
«За дворянина или кавказца, здорового, выйду замуж, дворянка, нравственная, красивая, обеспеченная. Кострома. Предъявительница почтовых расписок № 179 и № 180».
«Кавалериста желает молодая женщина. Ее можно назвать одной из немногих. Свою изящную крохотную руку она отдаст тому, кто не будет особенно молод, но безусловно богат. Адрес: Москва, Брачная газета для пересылки № 2087». «За офицера гусарского, гвардейского или гренадерского полка хочет выйти замуж красивая, молодая, 17-ти лет барышня, без прошлого. Писать только серьезно с карточкой. Анонимам не отвечу. Ищущих флирт прошу не беспокоиться. Москва, Брачная Газета, для пересылки № 1703». (Орфография и пунктуация авторов сохранена без изменений.)

Секрет приготовления жижиг галнаш
Для бульона:
жирное мясо баранины или говядины — 1 кг (лучше с косточкой), репчатый лук — 1 шт., лавровый лист, соль, молотый черный перец по вкусу, зеленый лук. Для галнаш:
полстакана воды (чуть теплой), щепотка соли, щепотка соды, растительное масло — 1 ст. ложка, мука — 350-400 г (можно взять кукурузную, либо пшеничную). Чесночный соус:
чеснок — 5-6 долек, бульон, соль по вкусу.
Жирную баранину или говядину режем большими кусками и варим в подсоленной воде. В бульон кладем луковицу, лавровый лист, солим, перчим. Варим мясо на небольшом огне два часа.
Пока варится мясо, месим тесто для галушек (галнаш). В миску наливаем воду, добавляем соль, соду, растительное масло. Постепенно подмешиваем муку — до тех пор, пока тесто перестанет прилипать к рукам. Тесто очень хорошо вымешиваем. Формируем из него шар, сверху присыпаем мукой и накрываем полотенцем. Дадим ему «отдохнуть» минут 10-15.
Потом делим тесто на пять равных частей. Каждую часть раскатываем в колбаску диаметром 2 см. Галушки нарезаем шириной примерно 1 см.
Затем формируем галнаш. Кусочек теста сначала приминаем пальцами с нажимом на себя, а потом кладем сверху ладошку и катим его в свою сторону. Получается пальчик. Галушки выкладываем на хорошо присыпанную мукой поверхность.
Когда мясо будет готово, складываем его в другую кастрюлю, заливаем бульоном, который также потом будем подавать. Сверху посыпаем обильно зеленым луком. Мясо пропитывается его запахом, и бульон тоже будет очень ароматным.
В оставшемся бульоне отвариваем галнаш. Закладываем кусочки теста в кипящий бульон и варим минут 20-25 — до готовности.
Делаем чесночный соус. Чеснок мелко режем, растираем его с солью и заливаем бульоном. Хорошенько перемешиваем. Итак, на блюдо ставим пиалу с соусом, вокруг выкладываем галушки, сверху кладем нарезанные куски мяса. Отдельно подаем бульон. Галушки и мясо окунаем в чесночный соус, запиваем бульоном.