Реставрационный центр «Ремесленник» с 2007 года работает над сохранением памятников истории и культуры, находящихся в Ставропольском и Краснодарском краях. Среди восстановленных объектов — старинные храмы, переделанные под гражданские нужды церковные, купеческие и административные здания. Чем отличается реставрация от восстановления и как удивляют инженеров здания с полуторавековой историей, «Вестнику» рассказал директор центра Дмитрий Дмитриев.

— В прошлом году мы участвовали в программе «Культура России», занимались реставрацией памятников истории в селах Труновском и Алагир, городе Ставрополе.
На самом деле реставрация — это воссоздание объектов по документам и фотографиям. Это очень дорого, государство часто не готово идти на такие расходы. Поэтому нам приходится не реставрировать, а восстанавливать строения.
Как правило, мы имеем дело со зданиями, которые были разорены, сожжены, ограблены в период революции, а позже переоборудованы в социальные объекты. В Ставропольском крае таких немало.

К примеру, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Труновском районе была сельским клубом, а в постсоветское время превратилась в склад. Ставропольский государственный аграрный университет был в свое время Женским епархиальным училищем, в войну — госпиталем. Налоговая инспекция на улице Советской — здание «Казначейства правления Кавказской области».

Также мы осуществляли технический надзор за восстановлением Ставропольской городской думы — дома губернатора (1896-1898 гг.), являемся генподрядчиками восстановления загса — синагоги конца XIX века.
Один из крупных проектов последнего времени — школа № 3 в Георгиевске — это бывшая женская гимназия (1912 г). Сегодня этому зданию уже более 110 лет, в СССР к ней была сделана довольно несимпатичная пристройка. Самое забавное в том, что несмотря на все события, которые пережило старинное здание, оно нуждалось лишь в новой крыше и косметическом ремонте. А советскую пристройку пришлось серьезно ремонтировать и усиливать. Таких примеров немало.

Обидно, что мы не можем реставрировать памятники, ожидая, пока в государстве появятся средства, чтобы привести их в исторический вид. Впрочем, хорошо, что администрации городов, министерство образования края вообще выделяют средства на поддержание таких объектов.
В старых зданиях немало сложностей. Во-первых, нужно грамотно оценить состояние, выяснить, откуда трещины и разрушения. Во-вторых, построенные в начале XVIII века, они имеют довольно маленькие и слабые фундаменты, порой разной глубины. В-третьих, всегда есть сюрпризы: например, по одному классу школы определили конструкцию пола, а в другом классе их уже когда-то меняли. Приходится переделывать документацию.
Так что наша работа сродни творчеству, а не строительству.

Научно-проектную документацию мы делаем сами. А вот для предпроектных изысканий надо нанимать геологов. Свойства грунтов в Ставропольском крае разнообразны, поэтому приходится искать лучших локальных специалистов.
Здесь, как и в вопросах подбора подрядных организаций, часто приходится полагаться на мнение местной администрации. Хотелось бы отдать должное администрации Георгиевска — за прозрачность процедур и конкурсов, за то, что без лишних разговоров помогали в решении текущих вопросов, в том числе и с подбором подрядчиков: к этому вопросу они относились очень скрупулезно.

355000 г. Ставрополь, пр. Кулакова, 8, тел.: (8652) 42-11-16