Жак Кокто однажды подметил, что режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство. В Год театра наш журнал вспоминает тех, кого к большинству никак причислить нельзя. Тех, кто стоял у истоков зарождения современного театра в регионе много лет назад, и тех, кто сегодня продолжает непростое театральное дело в провинции на уровне, достойном национального внимания. Их имена на слуху не только у жителей Северного Кавказа. Они — пример достойной умной творческой работы, нашедшей отклик и признание в сердцах зрителей.

1. Евгений Ибрагимов: кукловод мирового масштаба
Его постановкам рукоплещет весь мир. В его руках куклы превращаются в настоящих драматических артистов, игра которых не оставляет равнодушным никого: ни зрителей, ни щепетильное в вопросах мастерства жюри. Пять постановок режиссера-кукольника Евгения Ибрагимова удостоены призового внимания со стороны национальной премии «Золотая маска»: «Когда я снова стану маленьким», «Иуда Искариот. Предатель», «Якоб Якобсон», «Оскар и Розовая Дама» и «Старик и Волчица». Он работал главным режиссером театров в Хакасии, в Эстонии, Чехии, сегодня возглавляет Красноярский театр кукол. Ставил спектакли в Польше, Франции, Турции…
Родился Ибрагимов в Черкесске. С 1988-го по 1993 год работал актером в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре. В 1998 году окончил факультет театра кукол СПбГАТИ и возродил у зрителей любовь к этому театральному направлению. Он обращается к мировой классике и современной прозе. Не забывает о родном фольклоре, часто апеллирует в творчестве к народным сказкам. Среди особо любимых — «Намыс» о счастье, которое невозможно обрести без душевного благородства.
На основе одной из сказок народов КЧР Ибрагимов создал спектакль-игрище «Старик и Волчица», который сам режиссер характеризует как живую архаику. В этой работе — отголоски его детских воспоминаний, когда отец брал Евгения на народные празднества с поединками поэтов, скачками, танцами.
В 2014 году, работая и проживая в Чехии, Ибрагимов в рамках российского «Культпроекта» совместно с артистами Черкесского драмтеатра им. М. Акова создал экспериментальную постановку с элементами драматического и кукольного театра, театра масок и теней «Черное и белое», действие которой как раз и заканчивается сказкой «Намыс».

2. Анатолий Галаов: катарсис сквозь слезы и смех
Режиссер, драматург, актер, сценарист, поэт, прозаик и переводчик. Лауреат госпремии им. К. Л. Хетагурова, народный артист РСО — Алания, обладатель медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, руководитель Театра оперы и балета филиала Мариинского театра в Северной Осетии и Дигорского драмтеатра, Анатолий Галаов поставил порядка 40 драматических и оперных постановок в России и Франции.
Одна из последних работ в опере — «Коста», где Галаов выступил и как режиссер, и как исполнитель главной роли, получила Национальную оперную премию «Онегин». В его «Кармен» блистает звезда Мариинского театра Регина Рустамова. На сцене Дигорского театра с аншлагами идут постановки «Мирандолина», фантазийная драма «Художник», написанная Галаовым к 135-летию Махарбека Туганова, а также «Медея», текст пьесы для которой он специально перевел на осетинский язык и где персонажи говорят как на иронском, так и дигорском диалектах. А в ТЮЗе показывают впервые поставленный в Осетии по мотивам Нарт- ского эпоса спектакль «Нарты и золотое яблоко». С особой любовью режиссер относится к шекспировским пьесам. Мечтает об инсценировке «Отелло».
Свою творческую деятельность Анатолий Галаов начинал в 1971 году как актер. Более 40 лет посвятил сцене Северо-Осетинского театра им. В. Тхапсаева. Режиссерский дебют Анатолия Ильича состоялся в 1975 году, за два года до окончания режиссерских курсов при ГИТИСе, спектаклем «Ох уж эта молодежь» по пьесе Исака Гогичева. Спектакль на подмостках продержался более 15 лет. Считает, что высшая награда для актера и режиссера — вызывать у зрителей слезы катарсиса. И ему это удается.

3. Алексей Малышев: че-ло-ве-ки в центре круга
Режиссер Алексей Малышев, родившийся в День театра (27 марта) в 1929 году, уроженцем Ставрополья не является. Но в театральной жизни края его имя бесценно. Начинавший свою карьеру в Новосибирском театре «Красный факел» как актер, Алексей Александрович раскрылся режиссерским дарованием в Ставропольском драмтеатре им. М. Ю. Лермонтова. Не по воле режиссера, а под диктовку жизненных обстоятельств его пути с этим театром то сходились, то расходились. Во второй раз он вернулся сюда в довольно сложный для храма Мельпомены период: с 1981-го по 1989 год художественные руководители в театре менялись один за другим...
Возвращение режиссера Малышева, который впоследствии определял эстетическую повестку театра на протяжении практически 20 лет, послужило для труппы новым источником вдохновения. При нем театр приобрел статус академического. На спектакли Ставропольского драмтеатра съезжались жители со всего региона, билеты раскупались порой задолго до премьеры.
Алексей Александрович всегда обращался к тому глубинному, сострадательному, верному, что находит отклик в душе человека. Актеры позднее вспоминали: режиссер делал ставку «на живого актера», что «определяет успех всего театрального предприятия».
Среди постановок, многие из которых памятны театралам-старожилам до сих пор: «Фаворит» по роману Пикуля, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «В списках не значился» по роману Бориса Васильева, «Осенние скрипки» Ильи Сургучева, чеховский «Дядя Ваня», в режиссерской версии получивший название «Бац! Опять промах», «Женское постоянство» Сомерсета Моэма... Кстати, к Моэму, которого критики метко называли «знатоком человеческой души и характера, который умеет выразить их с редкой стилистической точностью», Алексей Малышев обращался не единожды.
По семейным обстоятельствам ему пришлось переехать в Тулу. Но связь со ставшим уже родным Ставропольем не терялась никогда, работа шла, по сути, на два города. И в 2000-х он вновь поставил на сцене Ставропольского академического театра драмы пьесу английского писателя «Круг», где в центре внимания опять же, как подмечал режиссер, че-ло-ве-ки.

Год театра.jpg

4. Андзор Емкуж: и весело, и серьезно
Даже люди, далекие от театральной жизни, наверняка знают имя режиссера Кабардинского драмтеатра им. Али Шогенцукова Андзора Емкужа, удостоенного звания заслуженного деятеля искусств Адыгеи. Именно он написал сценарий и снял веселый и стильный клип на песню, ставшую хитом в молодежной среде «Едем в соседнее село».
А вот театралы ценят Андзора за работу на сценических подмостках. В афише молодого режиссера из Нальчика, ученика Марка Захарова пока не так много постановок. Дело не в количестве, а в качестве — фраза, которая к его творчеству подходит идеально. Каждая из работ Емкужа не остается незамеченной, будь то дипломный спектакль «Сердце матери», спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина или яркая трагикомическая музыкальная комедия «ЭкстрасенсиЯ».
А о его постановке для Национального театра Адыгеи по произведению Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» московский режиссер Иосиф Райхельгауз отозвался так: такого качества постановку можно показывать на сценических площадках любого уровня. В 2015 году спектакль выдвигался на национальную премию «Золотая маска» и стал лауреатом международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта».
В 2018-м режиссер взобрался на новую вершину, на этот раз кинематографическую. Его первая картина «Невиновен» была в числе номинантов 42-го Монреальского международного фестиваля в программе First Fiction Films Competition и стала победителем Международного сочинского кинофестиваля Sochi Film Festival.

5. Маталио Абдоков: с легкой руки
В театральную историю его имя вписано как основателя черкесского профессионального театра и современной черкесской драматургии. После окончания ЛГИТМиКа Маталио Абдоков вернулся на историческую родину и начал работу в Карачаево-Черкесском театре как актер. С 1972 года ставит на сцене родного театра спектакли, параллельно обучаясь тонкостям режиссерского мастерства в ГИТИСе им. Луначарского. Учился у Николая Черкасова, Николая Симонова, Юрия Толубеева.
Абдокову были подвластны все театральные жанры. Он поставил порядка 100 спектаклей русских, зарубежных и местных авторов. И, кстати, сам писал пьесы, заслуживающие внимания. Первый спектакль на черкесском языке «В нашем ауле» — его тройной дебют. Маталио выступил и как автор пьесы, и как режиссер, и как один из актеров. Среди наград и званий: заслуженный артист Абхазской АССР, заслуженный деятель КБР и КЧР, народный писатель КЧР.

Год театра.jpg

6. Гамид Рустамов: 100-процентное проживание
Он первым открыл дагестанскую труппу Кумыкского театра московскому зрителю. Постановка «Каменный гость» вызвала положительные отзывы таких мастеров русского театра, как Михаил Царев и Евгений Симонов. А легендарная киноактриса и исполнительница роли Лауры в постановке пушкинской пьесы в театре им. Е. Вахтангова Людмила Целиковская отметила исполнительницу этой же роли из Дагестана: «Я много раз исполняла эту роль, считала, что раскрыла все ее достоинства. Но Барият Мурадова оказалась проницательнее меня: кумыкская актриса явила новую Лауру, которой я не знала».
Режиссер, теоретик сценического искусства, драматург (написал более 20 произведений), выпускник ГИТИСа, приверженец системы Станиславского, Гамид Рустамов часто обращался к русской и зарубежной классике, заставляя актеров проживать хрестоматийные образы так, чтобы от зрителя всегда звучало: «Верю!». 100-процентное узнавание достигалось и в инсценировке произведений национальных авторов: «Горцы» Романа Фатуева, «Айгази» Алим-Паши Сала.

7. Мималт Солцаев: через тернии
Мималт Солцаев, лауреат Госпремии и народный артист России, входил в двадцатку лучших режиссеров Советского Союза, а Чечено-Ингушский театр в период его руководства считался одним из самых ярких среди национальных коллективов. Мималт собирался стать архитектором и даже поступил в РИСИ. Но, когда услышал, что в Грозном набирают студентов на актерское отделение ЛГИТМиКа, изменил первоначальное решение.
Первый курс, великие педагоги — Владислав Стржельчик, Евгения Лепковская. Большие мечты о великой актерской карьере. Как приговор — ларингит. На лицедействе поставлен медицинский крест. Выход — поступление на режиссерские курсы к великому Георгию Товстоногову.
Первые работы Солцаева на чеченской сцене — это обращение к зарубежной и русской драматургии. «Скованные одной цепью» и «Разбуженная совесть» восторженно принимаются столичной критикой и прохладно местным зрителем. Отъезд в БДТ. Режиссерские поиски по городам России. И приглашение от Чечено-Ингушского руководства вернуться в родные пенаты, которое Мималт принимает с восторгом, не раздумывая.
В центре внимания — чеченская литература. «Петимат» и «Бешто» Саида Бадуева. Зал рукоплещет. «Варшавская мелодия» и «Асланбек Шерипов» (драма о герое Гражданской войны, которую написал сам Солцаев). И вновь успех. Причем как на родине, так и в столице. Общероссийское признание получают и его постановки «Ричард III» Шекспира, «Из тьмы веков» Базоркина, «И дольше века длится день» по Айтматову.
В послевоенный период театр вновь удивил зрителя высочайшим мастерством режиссера и труппы: в 2007 году на всероссийском театральном фестивале спектакль «Рыцари кавказских гор», созданный на основе произведений Лермонтова и мемуаров Авторханова, получил приз в семи номинациях, в 2008-м — успех на международном фестивале русских театров стран СНГ и Прибалтики «Встречи в России».

Год театра.jpg

8. Иса Чахкиев: сохранить таланты
Ровно десять лет назад режиссерская работа Исы Чахкиева «Падение Жанхота» (пьеса Саида Чахкиева) Ингушского драматического театра была показана в рамках национальной премии «Золотая маска». Это первая северокавказская ласточка нового театрального времени, долетевшая до такого уровня столичных подмостков. Спектакль участвовал во внеконкурсной программе «Золотая маска Plus», но по окончании просмотра многие члены жюри высказали мнение: спектакль мог бы претендовать на призовые места. Внимание жюри привлекли и мастерская игра актеров, и заложенные в спектакле смыслы, тонко донесенные режиссером до зрителя. Иса Чахкиев, заслуженный деятель искусств, народный артист Ингушетии, был тогда отмечен признанием жюри «За художественное воплощение национальной идеи в спектакле».
Обращение к национальным темам, к успехам и чаяниям народа, к их культуре, к боли и радостям — этот посыл, пожалуй, идет сквозной нитью через все творчество Ингушского драмтеатра им. И. Базоркина. А потому в репертуаре немало спектаклей, поставленных по пьесам местных авторов. Как художественный руководитель Иса Абдуллович сумел даже в тяжелые времена 90-х не дать распасться творческому коллективу, сохранил и сплотил вокруг себя профессионалов. Режиссеры, которые сегодня работают в театре, стараются держать планку высокого искусства, к которой всегда стремится и сам Чахкиев.
Не удивительно, что большое зрительское внимание привлекла постановка 2018 года «Сыновья Беки» (режиссер — Магомед-Башир Костоев). Спектакль, в основе которого роман народного писателя Чечено-Ингушетии Ахмета Бокова, — это многоплановое произведение о событиях предреволюционных лет и гражданской войны в Ингушетии, показанных через призму жизни семьи.