Школа расположена на окраине чеченской столицы, в Старопромысловском районе Грозного. Она рассчитана на обучение около 500 учащихся. В январе 2013 года по распоряжению правительства ЧР национальной музыкальной школе присвоено имя народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Добираться в школу непросто, однако отбоя от потенциальных учеников и их родителей нет. Школа находится в новом, современном здании и выглядит с иголочки. Она укомплектована всем необходимым.

Общеизвестно, что каждая школа искусств должна иметь обязательный набор кабинетов, аппаратуры и специалистов для того, чтобы ее должным образом сертифицировали. В Грозненской национальной музыкальной школе для этого есть даже действующий медпункт. Она также оборудована противопожарной системой, камерами видеонаблюдения. Актовый зал полностью соответствует федеральным требованиям по части акустики, комфортности, вместимости, качеству звуковой аппаратуры. В зале есть роскошный рояль, экран и проектор.

«Отчетные или праздничные концерты собирают полный зал, дети очень любят такие мероприятия — рассказывает директор школы, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Анжелика Зубайраева. — У нас в школе проходят семинары, а так же курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ, ДШИ и библиотекарей».
Преподаватели отделения раннего эстетического развития преподают детям 5-6 лет. Группы этих талантливых детей комплектуются в детских садах, где и проводятся с маленькими музыкантами занятия по культуре речи, ритмике, азбуке театра.

В школе — девять отделений: фортепиано, народное, фольклорное, театральное, хореографическое, струнно-смычковое и духовно-ударное, а также отделение раннего эстетического развития (здесь занимаются дети 5-6 лет). Предметы традиционны: сольфеджио, музыкальная литература, чтение нот с листа и специальность.
Музыкальные инструменты дети на занятия не возят — все необходимое для репетиций и учебы есть в классах. В школе имеется, к примеру, пять скрипок всех размеров, а поскольку занятия с учениками индивидуальны, то инструментов всем хватает.

Девочек в национальной музыкальной школе по традиции больше, чем мальчиков. Но есть и инструменты традиционно «мужские». Это ударные, дечик-пондур, гитара. Даже если ребенок и не станет профессиональным артистом, он получит необходимое эстетическое воспитание, будет радовать своей игрой родных и друзей.
Не так давно в музыкальной школе состоялось анкетирование, как дети представляют себе свою дальнейшую музыкальную карьеру. Конечно, им еще рано загадывать на будущее. Но тот факт, что почти половина маленьких музыкантов высказалась за продолжение музыкального обучения и после окончания школы и выразила готовность стать профессиональными музыкантами, о многом говорит.

«Наши дети всегда участвуют в телевизионных передачах. Недавно, к примеру, они снимались в передаче «Гаьнгали», — рассказала Анжелика Зубайраева. — Наши воспитанники активно участвуют в фестивалях и конкурсах, в частности оркестр дечиг-пондуристов на конкурсе народной музыки «Нестареющая мелодия» имени Умара Димаева стал обладателем первого места. Так же и в Республиканском Национальном конкурсе «Волшебная музыка» имени Аднана Шахбулатова. Наши дети получают сценическую практику, завоевывают дипломы и премии».
В национальной музыкальной школе проходят конкурсы имени Аднана Шахбулатова, в которых участвуют все музыкальные школы городов и районов Чеченской Республики. Проводится он как для школьников, так и среди преподавателей школ искусств и музыки.

Учиться музыкальному ремеслу, нотной грамоте непросто. Также, как и восстанавливать утраченные в сложные для Чеченской Республики времена традицию и преемственность, культурные коды.
«Многие ребята видят, что игра на музыкальном инструменте — это красиво, эстетично, у них загораются глаза, — делится директор школы. — А потом выясняется, что учение — это большой труд: помимо красивых мелодий нужно играть гаммы, этюды. Кто-то уходит, но большая часть ребят остается».
Некоторые молодые артисты совмещают обучение игре на музыкальных инструментах с обучением на театральном и хореографическом отделениях национальной музыкальной школы. В хореографическое отделение берут детей с шести до восемнадцати лет, для каждого возраста разработана своя программа. Для младших школьников и дошколят это семилетняя образовательная программа, если ребенку 9-10 лет, то пятилетняя. Приходят и вполне взрослые девушки, у них трехлетняя программа обучения.

Раньше в Чеченской Республике школы с такой материально-технической базой не было. А сегодня для их обучения есть специальные залы со станками, есть грамотные, квалифицированные преподаватели. Хореографии детей учат на основе классики — русских и чеченских народных танцев, основ балетного искусства и т. д.
В школе есть костюмерная, в ней — чеченские и русские национальные, бальные костюмы, шубы Снегурочек и Дедов Морозов, облачения для Карлсона, Бабы Яги и многое другое. Костюмы, как правило, закупаются в московских специализированных ателье и заказываются под конкретные спектакли или представления.
Если выпускник хочет продолжить свое обучение танцам, актерскому или дикторскому мастерству, музыкальному инструменту или вокалу, то он получает свидетельство об окончании национальной музыкальной школы и далее поступает в колледж искусств, а потом — в соответствующий вуз.

Сегодня глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров взял уверенный курс на возрождение национальных традиций, культуры и искусства. В республике создаются или возрождаются театры для детей и взрослых, ансамбли народного танца, республиканская филармония и т. д. И проблема с национальными, республиканскими кадрами, которые должны заполнить имеющиеся вакансии, стать успешными актерами, музыкантами или танцорами, актуальна как никогда. Воспитать их, создавать все необходимые для обучения условия — нелегкий труд.
Но Грозненская национальная музыкальная школа им. Муслима Магомаева всего за два года работы громко заявила о себе, нашла своих «звездочек», из которых уже в ближайшие годы вырастут настоящие звезды республиканского и федерального масштаба.

363020 Чеченская Республика,
г. Грозный, Старопромысловское шоссе