Формально театр начинается с вешалки, содержательно продолжается всем спектром возможностей, подвластных артисту. Драматическое мастерство, владение словом, пластикой, погружение в задумку автора и умение передать эти скрытые смыслы зрителю. Музыка — особый вид искусства, но умеет порой даже без слов и выстроенных мизансцен завоевать сердца присутствующих в зале раз и навсегда. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», — призывал великий Дмитрий Шостакович. Герои нашей рубрики подтверждают эти слова собственным талантом. Им подвластны и классика, и музыка горцев Кавказа.

Юрий и Борис Темиркановы: благодаря им ноты открывают смыслы
В большой семье Темиркановых все дети прославились в искусстве — в музыке и живописи. Двое — Борис и Юрий — дирижеры мирового уровня. Городской оркестр в парке родного Нальчика, предложение соседа-скрипача, приехавшего на Северный Кавказ после землетрясения в Ашхабаде и нуждающегося в учениках, определили судьбу братьев.
В первой музыкальной школе Нальчика, которая сегодня носит имя Юрия Темирканова, Борис с 10 лет осваивал виолончель, 9-летний Юрий — скрипку. В начале 50-х первый продолжает обучение в Орджоникидзе (Владикавказ) и Саратове, второй уезжает в Ленинград.
После консерватории Борис вернется в Нальчик, в симфонический оркестр Кабардино-Балкарской госфилармонии. И будет славить этот коллектив вплоть до своего ухода из жизни в 2018 году сперва как исполнитель и дирижер, а впоследствии и как главный дирижер филармонии. Он — автор первых сочинений для кабардинской гармоники в сопровождении симфонического оркестра, гастролирующий дирижер, в том числе работал с Лондонским королевским оркестром, и признанный итальянскими критиками «Лучшим дирижером года» (2003 г.).
А младшего брата Юрия сегодня называют не иначе как «русский Тосканини». Пожалуй, все великие концертные площадки мира всегда с замиранием, как за работой художника, пишущего полотна, но не красками, а звуками, следят за движениями дирижерской палочки Юрия Темирканова, почетного члена академии Санта-Чечелия и уже более 30 лет как главного дирижера и художественного руководителя заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Филадельфия и Лондон, Дрезден и Балтимор, Вена, Парма, Берлин, Копенгаген, Нью-Йорк, Чикаго и Сиена — всем легендарным коллективам посчастливилось работать с маэстро. Инициированный им в 1999 году фестиваль «Площадь искусств» ежегодно объединяет звезд мировой величины из различных сфер искусств и зрителей под небом Санкт-Петербурга. Но, несмотря на плотный график, маэстро регулярно навещает малую родину.
Отец дирижеров, возглавивший до ВОВ министерство культуры в Кабарде, для музыки родного края также сделал неоценимое. Он предложил находившемуся в годы войны в эвакуации в Нальчике Сергею Прокофьеву написать квартет на основе кабардинской музыки. Композитор возмутился, удивился, а вслушавшись в напевы, создал в итоге струнный квартет № 2 F-dur ор.92 на кабардинские темы и опус 89.

Василий Сафонов.jpg

Василий Сафонов: честное служение благородному искусству музыки
Его имя носят большой зал филармонии в Кисловодске, ставропольский краевой музыкальный колледж и музыкальная школа № 87 в Москве. Уроженец станицы Ищерской в Терской области (территория Кавминвод) прославился на весь мир на рубеже XIX-XX вв. как пианист, дирижер и педагог. Он участвовал в реформировании консерваторского образования и стоял у истоков организации строительства нового здания Московской консерватории. Его авторское пособие по игре на фортепиано «Новая формула», изданное в 1916 году в Лондоне, заслужило высокое внимание в XX в. и не потеряло уважения в профессиональной среде сегодня. Он преподавал по классу фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга и Москвы, дирижировал в России, Лондоне и Амстердаме, сотрудничал с Берлинским, Венским филармоническими оркестрами и Ла Скала, возглавлял Московское отделение Русского музыкального общества и Национальную консерваторию Америки, руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром и т.д.
Во многом благодаря Василию Сафонову имена русских композиторов того времени стали популярны и любимы слушателями Европы и Америки. Он дружил с Чайковским, Римским-Корсаковым, Скрябиным... Воспитал сестер Гнесиных, Александра Скрябина, Елену Бекман-Щербину и многих других выдающихся пианистов и композиторов, а Александр Глазунов называл Сафонова лучшим дирижером современности. Студенты же — за непримиримый, требовательный нрав, бескомпромиссность и к жизни, и в профессии — «кавказским орлом».
Убежденный монархист, Василий Ильич не нашел общего языка с новой революционной властью, умер от сердечного приступа в 1918 году в родовом доме в Кисловодске.

Вероника Дударова.jpg

Вероника Дударова: Чингисхан в юбке
Поговаривают, что именно так за железную волю и требовательность называли (в кулуарах, конечно) Веронику Борисовну музыканты, которыми она руководила. Первая в СССР женщина-дирижер родилась в 1916 году в Баку, куда ее отца из Северной Осетии направили по работе. В Азербайджане она обучалась игре на фортепиано в школе для одаренных детей и там же познакомилась с венгерской легендой — дирижером и композитором Стефаном Штрассером.
Правда, за дирижерский пульт сама Дударова стала намного позже, в 1944 году в ЦДТ, впрочем, будучи еще студенткой Московской консерватории факультета симфонического дирижирования. Свыше 40 лет она посвятила Московскому симфоническому оркестру, внесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-дирижер, которая больше 50 лет работала с крупнейшими оркестрами.
В 1991 году организовала Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой, который в 2009 году, после смерти маэстро, объединился с Российским национальным оркестром. На своем 90-летнем юбилее оркестр под ее управлением все так же блистательно исполнял «Болеро».
В арсенале Дударовой всегда были самые сложные музыкальные полотна: «Месса си минор» Баха, седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Патетическая оратория» Свиридова и т.д. И от того, как она доносила их до зрителя, будь то Испания, Япония, Норвегия, Венгрия, Россия, становилось понятно: у истинной музыки нет никаких преград и барьеров, а лишь объединяющая сила любви к искусству.
Знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев (также представитель осетинского народа) в памятном концерте по случаю 100-летия Дударовой отметил: «Мы все росли на ее образцах исполнения музыки. В 23 года я стал дирижером, у меня появилась возможность выступать с оркестром Вероники Дударовой в городах страны. И это было незабываемо».

балет.jpg

Муса Оздоев: новая пластика Кавказа
Если дирижер передает смыслы, заложенные в музыкальном произведении, через игру оркестра, то артисты танца — через пластику тела. По признанию коллег, заслуженный артист РФ, народный артист Ингушетии и Дагестана Муса Оздоев — первый ингушский артист балета и хореограф как классического, так и современного танца и один из основоположников балетного искусства в Дагестане дня сегодняшнего — делает это достойно.
Он работал в Перми, Ингушетии, Северной Осетии, Молдавии, Азербайджане. С 2006 года возглавляет балетную труппу Дагестанского государственного театра оперы и балета, с 2011 года преподает на кафедре культуры в ДГУ. С его постановками и сольными выступлениями знакомы зрители России и Европы. Его работа «Диаболо» на конкурсе в Монте-Карло в 1999 году взяла приз «За оригинальность постановки», хореографический номер «Шар Пикассо» стал победителем на международном конкурсе в Париже в 1998 году, а несколькими годами ранее там же, во Франции, он как исполнитель был признан лауреатом международного конкурса джазового, современного и классического танца им. А. Волинина.
В репертуаре Мусы Оздоева — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Кровавая свадьба» и экспрессивный «Чарли — Великий маг», балеты «Горянка» и «Имам Шамиль» и многие другие. И в каждой постановке, отмечают критики, видится почерк мастера, создающего такое новое явление, как кавказский национальный балет, основанный на традициях и современности.

Нафсет Чениб.jpg

Нафсет Чениб: голосом озаряющая темноту
Широкому кругу зрителей эта хрупкая девушка с мощным, струящимся всеми переливами звуков голосом стала известна после выступления на церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи, где явила всему миру свой талант под аккомпанемент творческого партнера — пианиста Олега Аккуратова. Она выступала на одной сцене с Хосе Каррерасом и Монтсерат Каббалье, ее таланту рукоплескал папа Римский Иоанн Павел II…
В родной Адыгее о таланте Нафсет знают давно и с большим удовольствием приходят насладиться ее голосом, который и лиричен, и драматичен. С детства обреченная на жизнь в темноте (врожденный порок зрения) Нафсет никогда не сдавалась, хоть и признается, что людям с ограниченными возможностями не так-то легко найти свое место на сцене.
Но через тернии она неустанно движется к звездам, наверное, по сути, и являясь одной из них. Она училась в Армавире, в единственной в России музыкальной школе для слабовидящих и слепых детей, продолжила обучение на отделении вокала Краснодарского музыкального колледжа им. Римского-Корсакова, в Московской академии хорового искусства имени В. С. Попова, стажировалась в США. Кстати, эта возможность превратилась в реальность благодаря обычным россиянам, соотечественникам из Адыгеи, собравшим средства на благую цель.
Нафсет стала главной героиней фильма «Стратегия по Брайлю» и сыграла роль певицы в постановке Александра Огарева «Правда — хорошо, а счастье — лучше» в МХТ им. Чехова. Увидите афишу с именем Нафсет Чениб, ныне заслуженной артистки Адыгеи, не пропустите. Лицезреть ее на сцене — настоящее удовольствие.