Мы попросили преподавателя рассказать о его пути к успеху и поделиться мнением о том, важно ли учителям участвовать в профессиональных конкурсах и почему Год педагога и наставника — хорошая идея для привлечения в профессию молодых кадров.
Все могло быть иначе, но…
— С детства я слышал от родных: «Учись, это пригодится». Культ учебы всегда царил в нашем доме: папа в свое время занимался научной работой в стенах университета, мама тоже долгое время являлась научным работником, несколько лет преподавала в школе, стала первой на Северном Кавказе девушкой-аспиранткой по своей специальности. И сестра всегда подавала пример отличными отметками.
Из школьных предметов мне больше всего нравилась физика. Возможно, к этому подтолкнули учителя и профессора, приходившие к нам из университета, — в то время было модным находить среди учащихся школ тех, кому интересно заниматься научной работой. Так я стал студентом физического факультета КБГУ им. Х. М. Бербекова, который окончил с отличием. Занялся научной работой, поступил сначала в магистратуру, потом в аспирантуру, проходил стажировку в Кембриджском университете. Полностью погрузился в науку: писал научные статьи, выступал на конференциях в разных городах России, активно участвовал в реализации грантов. И все это очень мне нравилось.
В августе 2010-го в моей научной жизни наступил небольшой перерыв: грантовская нагрузка закончилась, а повседневной работой я занимался в спокойном темпе. В это время раздался звонок, на другом конце провода одна из моих университетских подруг неожиданно спросила: «Аслан, нам в школу нужен учитель физики. Не хочешь попробовать?» Я решил: почему бы и нет, ведь работа с детьми мне всегда была по душе, а самого себя я в шутку называл объясняльщиком, — и 31 августа пошел на собеседование.
Меня взяли, и 1 сентября я приступил к работе в статусе учителя физики лицея № 2 Нальчика. Так моя жизнь соприкоснулась со школьным образованием. С тех пор продолжаю трудиться там же, хотя успел одновременно поработать в нескольких учебных заведениях, иногда совмещая трудовую деятельность сразу в трех школах.
Научить делать самостоятельные открытия
— Я осознаю, что школа — это не 100% меня. В будущем хочу вернуться и к научной работе. Кроме того, я много лет профессионально занимаюсь хореографией, а еще стараюсь много времени уделять семье. Это очень тонкий баланс, который я пытаюсь сохранять. Одно могу сказать точно: сегодня школа — это место, где мне очень хорошо.
Чем привлекательно для меня это место? В первую очередь общением с детьми и их успехами. Самое лучшее, чему, на мой взгляд, может научить учитель ребенка, — это делать самостоятельные открытия, то есть объяснять материал так, чтобы помочь ему получить знание самостоятельно. У меня учился мальчик, который на первых порах изучения физики не очень хорошо разбирался в предмете. Долгое время он не участвовал в уроках, но однажды мы рассматривали тему молекул и атомов, и в тишине класса он вдруг воскликнул: «Так получается, мы сами состоим из атомов?» В этот момент я мысленно поставил себе жирный плюс: ничто не предвещало, что ребенок сам сделает открытие, но у меня получилось его к этому подвести.
Другие истории успеха моих учеников связаны с творческими домашними заданиями. Я прошу ребят сделать по заданной теме мультик, записать видеоответ или подготовить постановку. Мои любимые сюжеты связаны с законом Архимеда, а в моей золотой коллекции есть замечательные пластилиновые мультфильмы, сюжеты, воплощенные в жизнь при помощи фигурок LEGO, и спектакль, где ученик сам отыграл все роли.
А в старших классах я люблю давать ребятам графическое домашнее задание по астрономии — прошу выбрать любое из 88 созвездий и рассказать о нем при помощи рисунка. Получаются очень красивые работы. Как-то раз ученица принесла рисунок созвездия Близнецы, которых изобразила в виде танцующей пары, облаченной в национальные костюмы. В такие моменты я искренне радуюсь, что мне удается достучаться не только до предметной, но и до воспитательной части.
Попробовать силы в компании единомышленников
— Если честно, то мне вообще везет в знакомствах с интересными и яркими коллегами. Очень многие из них случились во время участия в конкурсе «Учитель года». Кстати, свои силы в нем я пробовал дважды: в 2015 и 2022 годах. В 2015-м я успешно прошел муниципальный этап, подготовив самопрезентацию полностью в стихотворной форме, чем приятно удивил членов жюри, одержал победу на региональном этапе, но не произвел должного впечатления в финале: замахнулся на самые сложные темы по физике и не прошел во второй тур этого этапа.
В 2022 году решился участвовать снова, но на этот раз заявился как учитель астрономии и снова дошел до финала. Выступил успешно и при объявлении 15 лауреатов стал победителем сразу в трех номинациях, одна из которых — по оценке детского жюри. Для меня это было самым почетным, а слова, сказанные молодыми членами жюри, надолго врезались в память. Но в число призеров я не вошел, остался в числе лауреатов. Правда, вся моя подготовка к конкурсу изначально была настроена на психологическую устойчивость, а потому я был готов к любому исходу. В любом случае это стало для меня колоссальным опытом, а с участниками мы до сих пор поддерживаем очень тесную связь.
Одновременно я участвовал в телевизионном конкурсе «Классная тема!». Узнал о том, что прошел в полуфинал, в тот момент, когда был в Тюмени на финале «Учителя года». А после пришла новость и о том, что я стал финалистом. Ощущал тогда поддержку не только жителей республики, но и всей страны: многие отдали за меня свой голос. Очень им благодарен. Участие в этом конкурсе принесло мне победу. Но главное — еще в самом начале я сказал всем участникам, что с радостью пожму руку каждому, поскольку все мы делаем одно дело, и совсем не важно, кто в итоге победит. Это братское отношение мы пронесли через весь конкурс и продолжаем сохранять до сих пор.
Образование меняется
— Конкурсное движение в России набирает обороты, и участие талантливых педагогов в них — один из способов привлечь в профессию молодое поколение. Ведь с их помощью ребята видят пример учителей, которые могут быть яркой личностью, узнают о хороших практиках. Считаю, решению этой задачи способствует и то, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Воспринимаю это как сигнал о том, что стране нужны и важны учителя.
Многие педагоги обижены, поскольку считают, что к их труду относятся с недостаточным уважением. Но вы только посмотрите, сколько возможностей сегодня есть для успешной работы и самореализации! Если вы блогер — пробуйте себя в педагогическом блогинге, а чувствуете интерес к нестандартным подходам — готовьте уроки в форме постановок. Большое внимание уделяют и классным руководителям: на протяжении уже нескольких лет проходит форум для тех, кто занимается классным руководством. Это ведь тоже демонстрация системного подхода, благодаря которому и я, и другие педагоги видят, что государству не все равно.
Меняется и само школьное образование, но здесь я не сторонник резких движений: все перемены должны происходить постепенно. Например, с сентября астрономию снова включат в курс физики, хотя астрономия XXI века — совершенно отдельная веха, которая с легкостью затеряется на уроках физики. Я считаю, это неправильно. Или взять ЕГЭ, который все ругают. Думаю, отказываться от него не нужно, ведь он служит хорошим инструментом оценки знаний и давно перестал быть «угадайкой». Проблема в том, что этот инструмент мы превратили в единственное мерило. Именно поэтому вузы стремятся организовать внутренние экзамены и проводить олимпиады.
И, конечно, любое изменение в образовании должно быть нужным. Если, например, поменять учебник — самоцель, то ничего хорошего не выйдет. Другое дело — если мы меняем его потому, что он устарел. И если все изменения в образовательной системе будут нерезкими и нужными, то, я уверен, они пойдут только на благо и обязательно послужат повышению уровня образования.