За пять лет их количество увеличилось в 2,5 раза, а темпы прироста турпотока с прошлого года — самые высокие в стране. Субъекты СКФО вошли в список самых популярных у туристов регионов, заняв третье место по числу принятых гостей (2,3 млн) после Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга и опередив Крым, Дальний Восток и города Золотого Кольца. Турпотенциал СКФО оценивается почти в 5 млн поездок к 2030 году, что вдвое больше текущих цифр.

Ищенко ии.jpg

— Считается, что причина такого успеха кроется в сочетании живописных вершин, долин, озер с богатым историко-культурным наследием горных регионов и большим количеством видов отдыха — от медицинского до горнолыжного и пляжного. Но я добавлю к этому финансовую, транспортную доступность, масштабное строительство отелей, в том числе быстровозводимых модульных, и развитие сервиса.

Кавказские горы сопоставимы по протяженности и высоте с Альпами. Логично, что здесь реализует якорные проекты единый институт развития СКФО «Кавказ. РФ», вложивший в них с 2020 года 30 млрд рублей. Важным моментом становится то, что территории перестают быть курортами выходного дня. Здесь на самом деле создается продукт, которого в принципе не было. Это курорты с уникальной бальнеологией, маршрутами и условиями для аллергиков. Всесезонные курорты «Ведучи» (Чеченская Республика), «Архыз» (Карачаево-Черкесия) и «Эльбрус» (Кабардино-Балкария) уже признаны лучшим национальным спортивно-туристическим кластером России. Новый курорт «Мамисон» строится с 2023 года в Северной Осетии. Каспийский прибрежный кластер в Дагестане — еще один масштабный проект в туристической сфере Северного Кавказа. Сейчас это пляжная полоса Каспийского моря протяженностью 6 км, где на глазах растут гостиницы. Через 5 лет это будет большой морской курорт площадью 228 га, где туристов примут 25 отелей от 3 до 5 звезд на 13,5 тыс. мест.

По оценке АТОР, туризму СКФО не хватает свыше 20% работников — вдвое больше, чем в среднем по экономике, а если брать Кабардино-Балкарию, то нехватка доходит до 40-45%. Туристы, путешествующие по Кавказу, отмечают проблемы с уровнем сервиса. Есть ментальные проблемы работы женщин, да и мужчин, скажем, официантами в ресторанах.

Но время не стоит на месте, и работа в турсфере занимает все более достойное место для жителей СКФО, общество эволюционирует. Регион испокон веков отличается высокой культурой гостеприимства, необходимо придать этому явлению правильную сервисную направленность. В рамках проекта «Кавказ Гран Туризмо» утверждены и внедряются единые стандарты кавказского гостеприимства. В РСТ и АТОР отмечают растущую популярность межрегиональных туров, которые включают посещение от 3 до 8 республик за 5-7-12 дней. Дагестан выступил в таких турах своеобразным донором — здесь живут туристы, выезжая на 1-2 дня в соседние Чечню и Ингушетию. Сейчас большая часть гостей Северного Кавказа из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ростовской области и Краснодарского края. 60% — люди до 44 лет.

Республикам СКФО давно пора определиться с дополнительными крючками, которые могли бы привлечь к ним людей в несезон. И гастротуризм, научно-популярный туризм, фотоохота, промышленный и сельский туризм — только самые первые из крючков, которые на Кавказе не используют пока по максимуму.

Объективно проблем с гастрономическим туризмом на Северном Кавказе быть не должно. СКФО — один из немногих регионов России, где сохранились особое уважение к еде, застольной культуре, свои кодексы и ритуалы. Мешают стереотипы. Например, такой: на Кавказе едят только мясо. А ведь рыбная ловля в Дагестане сама по себе может стать открытием, как и блюда из речной рыбы.

Туристы ошибочно думают, что если побывали в каком-то районе Северного Кавказа, то знают весь регион. На самом деле каждое путешествие на Кавказ может стать открытием нового в культуре, традициях, блюдах. При географической общности здесь много отличий в обычаях и кухне. Но вариант изучения любой республики Северного Кавказа через желудок пока, увы, не стал лейтмотивом путешествий.

Большинство региональных гастрономических туристских аттракторов активно используются — это особенности быта, национальные продукты питания, способы приготовления блюд. Однако в каждой территории пора найти и предложить гостям такие продукты и блюда, которых нигде больше нет. В поисках таких яств помогут архивы и музеи. Туристам нужен единый календарь «съестных» фестивалей в республиках Северного Кавказа, проекты местных рестораторов.

Механизмов защиты территориального турпродукта в аспекте его самобытности и аутентичности практически нет, товаропроизводители теряют конкурентные преимущества. Плохо налажена система экспорта региональных брендов. Пока не хватает системного подхода к развитию этого направления, и надо понимать, что это придет со временем. Отсутствие четкого понимания того, что должен представлять из себя гастротуризм, и централизованного подхода к работе с этим направлением приводит к «сырости» и разрозненности существующих предложений. Это, в свою очередь, подрывает доверие потребителей к направлению в целом. Открытым остается вопрос стандартов и качества продуктов — оно может меняться от территории к территории и от заведения к заведению, далеко не везде гостей готовы угощать на уровне, к которому те привыкли.

Однако я уверена в большом будущем туризма на Северном Кавказе. Мы все ждем новые яркие самобытные туристические проекты, которые в самое ближайшее время, несомненно, появятся.

Текст: Елена Ищенко — эксперт и общественный представитель Агентства стратегических инициатив по туризму, заместитель руководителя комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии