Чеченцы с самого раннего детства словно программируются на создание крепких семей. Сегодня Чечня прочно держится на одном из последних мест в России по количеству разводов: 0,6 на 1000 человек при средней цифре по стране 4,1. По статистике, на каждый развод в республике приходится семь браков.
Глобализация затронула все уровни цивилизации, в том числе семью. Локальные традиционные общества, такие как чеченское, для которых ценности семьи веками оставались системообразующими социальными конструкциями, тоже оказались втянуты в этот процесс.
В конце 1990-х — начале 2000-х многие жители Чечни выехали за пределы республики и перенимают новые модели поведения. Социальные трансформации, произошедшие под влиянием глобализации и интеграции чеченской культуры в современное мировое сообщество, привели к размыванию традиционных для чеченского народа семейных ценностей и этики ее внутрисемейных отношений и, как следствие, к ослаблению института семьи.
Поэтому проблема традиционного воспитания молодежи и подрастающего поколения, а также подготовка к семейной жизни очень актуальны. К основным тенденциям структурных сдвигов семьи следует отнести упрощение семейной структуры. Наиболее распространена нуклеарная, или простая, семья, состоящая из двух поколений — родителей и детей. Такая семья лучше приспособлена к современной жизни по сравнению с семьей традиционной, разветвленной.
Статус мужчины в семье не связан исключительно с лидерством, как это принято в семьях патриархального типа. Актуальными тенденциями развития семьи являются: нарушение структуры вследствие разрушения многопоколенной расширенной семьи, рост числа разводов, распространение гражданского брака и рождаемости вне брака; межсемейное ослабление и ослабление внутрисемейных контактов; снижение способности членов семьи к межличностному общению; падение родительского авторитета в глазах детей, разрушение воспитательного потенциала семьи; рост детской агрессивности (в результате — увеличение количества проблемных семей); снижение уровня материального обеспечения семей и ухудшение условий для полноценного развития и воспитания детей.
Мужчина в традиционном обществе коллективистического типа, безусловно, главенствует над женщиной. Это дает ему не только большое количество прав, но и возлагает огромную ответственность. Женщине отводится важная роль хранительницы домашнего очага. Она заботится о детях и благополучии внутреннего климата семьи.
Но не исключено, что если кто-то из членов семьи отказывается выполнять эту традиционную роль и выбирает для себя иную поведенческую модель, то может последовать насилие и давление. Стремление искусственно удержать человека в рамках традиционной модели поведения может привести к угрозам и мерам физического воздействия. Поэтому нередко современные девушки, выходя замуж, заранее ставят условия: жить подальше от родственников. Такие требования — попытка выхода из традиционной модели. Девушка понимает, что ей будет некомфортно и тесно, поэтому заранее ищет мужа, который согласен на трансформацию этой модели.
Ислам в большей степени защищает женщину, дает ей больше прав. Обязанностей по исламу у нее также меньше. Она не обязана готовить еду и убирать дом. Единственная ее обязанность — хорошо относиться к мужу, заботиться о детях, воспитывать их.
Есть экспертное мнение, что ислам способствует эмансипации женщин, освобождая их от рамок традиционной модели. В определенном смысле это так. Ислам больше защищает женщину, дает ей больше прав, заботится о ее неприкосновенности. Это работает на уровне теоретической модели. На уровне реальной модели женщина не всегда может реализовать свои права.
Статус мужчины сильно изменился при смене экономической структуры, в рамках которой традиционное чеченское общество не является настолько важной единицей. С одной стороны, на этих мужчин давит чеченское общество, которое пытается сохранить контроль и удержать их в качестве человеческого, политического и финансового ресурса. С другой — есть давление города. Община уже не обеспечивает экономику, а конкуренция на открытом рынке изменяет все привычные жизненные практики. На этом фоне женщины получают новые возможности для социализации и экономической независимости. Так, часто на рынках торгуют именно женщины.
В итоге женщина является кормилицей в семье, а мужчина сидит без работы. Это сильно меняет приоритеты и особенности иерархической ступени именно в гендерном отношении у чеченского общества, так как женщина оказывается более состоятельной. Мужчина стремится изменить эту ситуацию. И тут важную роль играет религия. Во многом применение исламских норм в семье становится инструментом в руках мужчины, который пытается вернуть и сохранить свой статус.
С февраля 2013 года реализуется «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики». Важную роль в ней играют популяризация и распространение традиционных семейных ценностей.
В Чечне нет детских домов, случаев отказа родителей от своих детей и домов престарелых. Если ребенок остался сиротой, то все заботы по его воспитанию берут на себя родственники. Несколько лет назад был ликвидирован последний детский дом, распоряжение об этом отдал в 2015 году глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
По его же инициативе проводится целенаправленная работа по укреплению института семьи, гармонизации брачно-семейных отношений. 4 июля 2017 года было дано поручение о создании в каждом городском округе и муниципальном районе межведомственных рабочих групп, деятельность которых направлена на воссоединение распавшихся семей. В состав групп вошли представители органов власти, правоохранительных органов, служащие загсов, представители духовенства и старейшины. Это было, безусловно, своевременное решение: рост разводов в Чечне вызывал всеобщую обеспокоенность.
Перед рабочими группами поставлена задача привести распавшиеся семьи к маслаату — так у горцев называется институт примирения враждующих сторон. В республике выявлено чуть более 5000 разведенных пар, 2254 из них удалось воссоединить. В этих семьях воспитываются 4527 детей.
Один из самых сложных вопросов при разводе — с кем останутся дети. Чеченское общество в этом отношении на стороне отцов. Такой же позиции придерживается и глава республики. По статистике, в ЧР после развода с отцом остались 3659 детей, с матерью — 1644. Нередко женщина обращается в гражданский суд с требованием оставить ей детей после развода. Это новая тенденция в Чечне. Как правило, гражданский суд присуждает детей матери. Другое дело, что ей не всегда удается реализовать решение суда.
31 января 2024 года вышло распоряжение главы Правительства ЧР о проведении Года семьи на территории Чеченской Республики. Запланировано более 60 мероприятий, среди которых чествование матерей сотрудников, погибших в зоне СВО, конкурс «Семья года», День семьи, любви и верности, День матери и День отца, открытый урок «Роль семьи в жизни человека» в День знаний, Семейный конкурс национальных традиций, фестиваль «Одна республика — одна семья» с участием многодетных семей из числа народов, проживающих на территории ЧР.
Текст: Тамара Эльбуздукаева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Чеченского государственного педагогического университета