9 июня «Коммерсантъ-Юг России» при поддержке ПАО «МРСК Северного Кавказа» и Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк» провел в Пятигорске круглый стол на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию на Северном Кавказе». Представители власти, предприятия коммунальной сферы и приглашенные эксперты обсудили вопросы, возникшие в связи со вступлением в силу 307-ФЗ о повышении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов на Северном Кавказе. По словам участников мероприятия, закон об усилении платежной дисциплины на Северном Кавказе практически не применяется из-за отсутствия необходимых подзаконных актов и нежелания органов исполнительной власти вводить пени за просрочку платежей для населения.

Самый серьезный вопрос
Открывая круглый стол, его модератор, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК Ирина Есипова отметила, что Северный Кавказ занимает первое место по неплатежам в России. Однако если удастся переломить тенденцию накопления задолженности и долги будут погашены, то это может стать колоссальным резервом для развития энергетики в регионе. Для этого в решение проблемы неплатежей должны включиться все участники процесса — и органы государственной власти, и поставщики энергоресурсов, и сетевые компании, и эксперты.

Неплатежи не дают развиваться энергетике СКФО в тех масштабах, как это было бы возможно, подчеркнула также первый заместитель генерального директора ПАО «МРСК Северного Кавказа» Иветта Тхакахова. Так, сейчас долг потребителей СКФО перед ГК ПАО «Россети» — 17,2 млрд руб. Только за четыре месяца 2016 года долг вырос на 809 млн руб.
Основные неплательщики, по словам Иветты Тхакаховой,— это предприятия ЖКХ, накопившие долг в размере 4,3 млрд руб. В целом предприятиями ЖКХ в СКФО оплачено всего 40% потребленной электроэнергии. Особенно тревожная ситуация сложилась в Ингушетии, где предприятия ЖКХ накопили более 1,8 млрд руб. задолженности, при этом ими оплачено только 6% потребленной электроэнергии. В Чеченской Республике ситуация ненамного лучше — здесь коммунальщики задолжали энергетикам 1,3 млрд руб. А в Северной Осетии и Дагестане долги предприятий ЖКХ перевалили за 700 млн руб.

Среди предприятий ЖКХ наиболее частыми неплательщиками являются водоканалы, которые пользуются тем, что поставщик ресурсов не может их ограничить. «Это системная проблема», отметила Иветта Тхакахова. Вместе с тем первый заместитель министра ЖКХ Ставропольского края Ольга Силюкова подчеркнула, что проблемы региональных водоканалов зачастую связаны не столько с нежеланием платить, сколько с особенностями тарифообразования. «Водоканалам не хватает выручки, чтобы оплатить задолженность за потребленную электроэнергию»,— отметила Ольга Силюкова. Так, в Ставропольском крае непростая ситуация на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», чья задолженность на текущий момент составляет около 200 млн руб. и продолжает увеличиваться.
Также высок уровень задолженности за услуги по передаче электроэнергии со стороны территориальных сетевых организаций. На сегодня компании, которые не относятся к ПАО «Россети», накопили задолженность в размере 6,6 млрд руб. перед «МРСК Северного Кавказа». Зачастую задолженность предприятий ЖКХ приходится списывать из-за банкротства должников: по словам Иветты Тхакаховой, в этом году «МРСК Северного Кавказа» вынуждена была списать 1,7 млрд задолженности МУП «Владикавказэнерго», на котором была завершена процедура банкротства.

С ухудшением платежной дисциплины в этом году столкнулись и другие поставщики коммунальных ресурсов. «Мы являемся гарантирующим поставщиком для пяти республик Северного Кавказа,— рассказал начальник правового управления ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Игорь Бердяев.— И везде ситуация разная. Например, есть районы, где сборы составляют до 100%, это Республика Карачаево-Черкесия, отдельные районы Республики Кабардино-Балкария, иногда Республика Северная Осетия. Традиционно наиболее проблемные регионы с точки зрения задолженности за газ — Дагестан и Ингушетия. Но с наступлением кризиса ситуация со сборами денежных средств ухудшилась практически во всех регионах».
Главная опасность сложившейся ситуации с растущим уровнем задолженности потребителей за коммунальные ресурсы — вывод из оборота тех денежных средств, которые должны были быть направлены на развитие энергетической инфраструктуры в регионе, строительство новых подстанций, ремонт сетей, модернизацию энергосетевого комплекса, считает первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «МРСК Северного Кавказа» Борис Мисиров. Также могут возникать сложности с подключением новых потребителей к сетям.

Закон об усилении платежной дисциплины пока не работает
Поставщики ресурсов в настоящее время ведут серьезную работу по взысканию задолженности. Так, «МРСК Северного Кавказа» за 2015 год подала около 30 тыс. исков на сумму более 10 млрд руб. Также в правоохранительные органы было направлено более 800 заявительских материалов по факту уклонения от уплаты дебиторской задолженности и хищениям. «Кроме того, у нас ведется работа с населением, мы разъясняем элементарные вещи, что электроэнергия — это та же продукция, за которую надо платить. Проводятся акции, раздаются листовки, наши сотрудники стараются дойти до каждого абонента»,— отметила Иветта Тхакахова.

Большие надежды участники рынка возлагали на федеральный закон 307-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2016 года, который устанавливает более серьезную ответственность за просрочку платежей в адрес ресурсоснабжающих организаций. Однако практически все участники круглого стола в Пятигорске отметили, что новый закон пока невозможно применить из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. Так, сетевые организации на основании определенных критериев обязаны определить потребителей электрической энергии, ограничение энергоснабжения которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители обязаны предоставить энергетической компании обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии в форме гарантий. Проблема заключается в том, что критерии пока не определены правительством. И это, как отметила Иветта Тхакахова, лишает энергетические компании важнейшего инструмента при работе с такой категорией потребителей.

«Пока нормы закона не отработаны, применять 307-й закон очень сложно,— отметила также главный специалист Северо-Кавказского отделения филиала «Южный» АО «Оборонэнергосбыт» Ольга Альборова.— Наши потребители связаны с оборонной сферой, и они относятся к категории неотключаемых абонентов. И хотя проблемы с задолженностью у нас также существуют, пока мы не имеем в своем распоряжении никаких других инструментов воздействия на должников, кроме судебных. Возможно, когда будет наработана более широкая практика применения 307-ФЗ, мы также сможем применить какие-то механизмы, которые он предлагает».
Свои особенности существуют и при работе с должниками-физлицами. «Мы пока не воспользовались 307-м законом, так как там прописаны штрафные санкции для населения,— рассказала Ольга Силюкова.— В стране сейчас очень сложная экономическая ситуация, поэтому если к суммам, которые уже стоят в платежках, прибавлять дополнительную оплату за просрочку платежа, это может вызвать недовольство значительной части населения. Поэтому в первую очередь, на мой взгляд, необходимо сосредоточиться на ведении разъяснительной работы среди граждан, объяснять необходимость своевременного внесения платежей».

Преимущества современных технологий
Один из способов улучшить ситуацию с платежной дисциплиной населения — использовать преимущества современных информационных технологий. Заместитель управляющего Ставропольского ГОСБ ЮЗБ ПАО «Сбербанк России» Елена Сидоренко поделилась опытом внедрения новой услуги для населения — «Автоплатеж ЖКХ», при помощи которой граждане могут в автоматическом режиме оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги. «Сервис был введен в 2015 году, и благодаря этой услуге мы вдвое увеличили объемы платежей, которые прошли через наши пластиковые карты,— рассказала Елена Сидоренко.— Мы проводим обучающую работу с населением, приучаем их платить вовремя, следим за платежной дисциплиной. Только за четвертый квартал этого года объем платежей по услуге ЖКХ составил около 105 млн руб. В настоящее время 120 тыс. жителей Ставропольского края уже подключены к этому сервису, и, на мой взгляд, популярность этой услуги будет только возрастать».

По словам Елены Сидоренко, чем больше у банка будет действующих договоров с предприятиями ЖКХ, тем больше клиентов смогут воспользоваться сервисом и оплатить весь спектр услуг через интернет. Сегодня в Ставропольском крае 450 поставщиков услуг ЖКХ, которые подключены к услуге «Автоплатеж ЖКХ». Однако это далеко не все участники процесса. Чтобы ускорить этот процесс и минимизировать затраты на заключение договоров, Сбербанк разработал новый модельный сервис. На сайте Сбербанка любое предприятие-поставщик услуг населению может подать заявку на включение в общую систему платежей ЖКХ Сбербанка России. Заявка и первичный пакет документов подается дистанционно, в течение пяти дней будет заключен договор. После этого вся информация о данном поставщике заносится в систему, а значит любой клиент этой организации может оперативно оплачивать услуги через сервис «Автоплатеж ЖКХ».

Ситуацию можно улучшить
Во время круглого стола участники мероприятия поделились собственным опытом работы с должниками и высказали ряд предложений по улучшению ситуации в сфере неплатежей ЖКХ. Многие из них войдут в итоговую резолюцию, которая будет направлена в органы государственной власти.
Прежде всего, участники сошлись во мнении, что решить проблему неплатежей можно только при условии постоянного контроля ситуации со стороны главы субъекта РФ. «В Ставропольском крае вопрос неплатежей находится в сфере особого внимания губернатора и правительства края,— рассказала, к примеру, Ольга Силюкова.— Мы ведем еженедельный и ежемесячный мониторинг, ведем работу с предприятиями-должниками, составляем график платежей и погашения задолженности. В прошлом году нам удалось существенно снизить объемы задолженности за счет графика».
С этим мнением согласна и Иветта Тхакахова: «Там, где глава республики постоянно контролирует вопрос неплатежей, есть положительные изменения. Например, Чеченская Республика за прошлый год увеличила уровень реализации на 9%. Однако обязательно нужна заинтересованность главы региона, чтобы он личным авторитетом сдвинул этот вопрос с мертвой точки». Кроме того, сейчас на федеральном уровне рассматривается определение оценки деятельности руководителя субъекта Федерации, введение такого показателя, как «оплата за потребленные энергоресурсы со стороны ЖКХ и бюджетных потребителей». По мнению участников мероприятия, такая мера будет большой подмогой для сферы ЖКХ.
Также, по мнению участников, необходимо дальнейшее усовершенствование 307-ФЗ. «Закон не будет работать, пока не будут утверждены соответствующие реестры, разработаны критерии, нужен список банков, которые будут гарантировать платежи»,— уверен Игорь Бердяев.
Со стороны «МРСК Северного Кавказа» в апреле был направлен ряд обращений к главам субъектов РФ с просьбой о том, чтобы совместно обратиться к правительству РФ по поводу установления необходимых критериев организаций в скорейшее время. «Также мы направили обращения в адрес глав и правительств субъектов РФ с вопросом о предоставлении гарантий выполнения вышеуказанными потребителями своих обязательств по оплате электрической энергии за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ»,— рассказала Иветта Тхакахова.

По мнению представителей энергетической сферы, необходима консолидация электросетевых активов всех ТСО на базе «МРСК Северного Кавказа». Таким образом, в регионе будет сформирован единый центр ответственности за надежное энергоснабжение.
Отдельным вопросом для участников мероприятия стало совершенствование системы оплаты потребителей по прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями. Такой подход поможет избежать проблем с недобросовестными управляющими компаниями, которые вовремя не рассчитываются с поставщиками ресурсов. Еще один путь решить эту задачу — формирование в регионах единого расчетного центра. По такому пути в настоящий момент идет Ставропольский край. По словам Ольги Силюковой, еще есть сложности с оформлением договоров, разграничением полномочий, однако со временем эти сложности будут преодолены.