Мы, северокавказские журналисты, знаем вас давно и предполагаем, что в современной международной турбулентной обстановке вы всецело сосредоточены на внешнеполитических делах. Но, тем не менее, что вы думаете о предстоящих выборах в Государственную Думу и другие органы исполнительной и законодательной власти?
Это не совсем так. Интерес и внимание к делам и событиям на Кавказе и особенно в родной мне Республике Северная Осетия всегда со мной, а сейчас особенно. Как сказал поэт: «В горах мое сердце, а сам я в Москве». Желаю, чтобы все, кто будет избран 18 сентября в Думу и другие органы власти, сосредоточили внимание на раскрытии экономического потенциала Северо-Кавказского федерального округа и настойчиво боролись за эффективное исполнение проектов федеральной целевой программы, взаимодействуя и опираясь на координационную роль специально созданного Министерства по делам Северного Кавказа.

Экономические цели могут быть достигнуты только в условиях стабильности и безопасности. На этом направлении базовым документом является недавно принятая Стратегия государственной национальной политики. Силовые методы, конечно, играют важную роль в борьбе с терроризмом и радикализмом, но они не могут быть исчерпывающими в борьбе с этим злом. Время требует качественно новых повседневных пропагандистских, информационных, просвещенческих инициатив, мировоззренческих «проповедей». Словом, все, что может упреждать появление идеологии терроризма и радикализма.

В Северной Осетии предстоят выборы главы республики. Каковы ваши прогнозы?
С именем Вячеслава Битарова связаны большие надежды. Жители республики знают, что он многие годы был успешным руководителем большого трудового коллектива, одновременно несколько раз избирался депутатом регионального парламента и был активным в этом качестве. Люди, которые знают его лучше, чем я, считают, что он может создать управленческие основы для решения социальных задач.

Согласитесь, что перед руководителем стоит более широкий круг серьезных, в том числе неожиданных непрогнозируемых задач, чем вами названы.
Правильно. Поэтому замечу, что Битаров вначале в качестве председателя правительства, а позже в должности временно исполняющего обязанности главы республики действовал и накапливал свежий и поэтому очень нужный опыт. Многие должным образом оценивают его регулярные встречи с населением городов и сел с разными категориями трудовых коллективов и учреждений. С пользой для дела, я думаю, состоялись в последнее время и встречи с руководителями федеральных министерств и ведомств.

Александр Дзасохов

А какие бы вы могли назвать мобилизационные ресурсы Северной Осетии?

Выборы главы республики — ответственный политический этап. Их итоги будут во многом, если не сказать больше, определять возможность справиться с решением накопившихся проблем. Выборы должны привести к объединению всех здравомыслящих и ответственных сил. Да, это трудная задача, но другого правильного пути нет.

Наступило время приложить усилия, чтобы после нынешнего цикла выборов не возникли разделительные линии и барьеры в обществе. Интересам сегодняшнего времени, как никогда, отвечает национальная ответственная консолидация народа в интересах республики и страны. Особый приоритет — сохранить имидж, образ Северной Осетии в вопросах образования, культуры, здравоохранения, инженерно-технической мысли и т. д.

И еще об очень важном. Последовательное и выверенное наращивание интеграционных шагов между севером и югом Осетии — это стратегическая задача нашего времени.

Какие есть объединяющие цели для всего Северного Кавказа?

Во-первых, Северный Кавказ исторически и геополитически начинается на севере, с Ростова. Включение Крыма в состав Южного федерального округа открывает новые масштабные возможности для разнообразного взаимодействия на Юге России между СКФО и ЮФО. Я поддерживаю инициативы Северной Осетии об установлении экономических и гуманитарных связей с Крымом. И, наконец, Северная Осетия и другие регионы Северного Кавказа многое могут сделать для развития приграничного сотрудничества с сопредельными странами.

Досье
Александр Дзасохов. Президент Республики Северная Осетия — Алания (1998-2005 гг.), вице-президент Российского Совета по международным делам, заместитель председателя комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.