По мнению экспертов, решение вопроса зависит от целого ряда факторов. Среди главных: рост заработной платы в турсфере, системная профориентационная работа и стимулирование к поступлению в профильные учебные заведения молодежи, переподготовка и повышение профессионализма уже работающих в отрасли специалистов.

Престиж профессии постепенно восстанавливается

«Помимо туристических агентств и операторов сегодня огромный пласт специалистов позиционирует себя как авторские туры. Они создают эксклюзивные программы, не имея лицензии и, возможно, даже профильного образования. Мы сталкиваемся с проблемой: как легализировать эту отрасль и правильно ее вести. Эти люди отвечают за продукт собственным именем перед клиентами. Необходимо создать упрощенную систему регистрации и получения документов, аккредитации. И, конечно же, эти специалисты заинтересованы получить профильное образование. Поэтому предлагаю обратить внимание на авторские туры. Готова, как всегда, быть проводником смыслов», — отметила полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства в Северо-Кавказском федеральном округе Анна Наумова.

По ее мнению, данная проблема касается многих нишевых направлений. Этно-гастрономический туризм — новшество для России, и даже у такого нестандартного продукта существует приличная армия экскурсоводов. При этом продвижение российского виноделия — важный аспект, на который обратил внимание президент во время недавнего визита в Ставрополь. Его развитие можно обеспечить путем формирования авторского туризма. Винный эксперт Гертруда Кузнецова поднимала этот вопрос на Первом форуме по винному туризму в России, который состоялся в мае прошлого года в Абрау-Дюрсо. 

«Утрата за предыдущие годы престижа профессии постепенно восстанавливается. За последние два года в учебные заведения по специальностям в сфере туризма и гостеприимства стало поступать больше заинтересованных людей, которые видят происходящие в государстве изменения. В вузы Северного Кавказа приглашают экспертов для проведения лекций, студенты проходят практику в компаниях. Необходимо привлекать как можно больше специалистов для подготовки профессионалов в этой отрасли», — подчеркнула Анна Наумова. 

Усилить профориентационную работу в школах и разработать цифровые платформы

Президент Национальной ассоциации гостеприимства Северного Кавказа Сефижат Магомедрасулова рассказала, что на круглом столе в Государственной думе России она и ее коллеги выдвинули предложения, касающиеся борьбы с кадровым голодом в сфере туризма на законодательном уровне. Во-первых, необходимо усилить профориентационную работу в школах и разработать цифровые платформы, чтобы дети со школьной скамьи могли определить свое призвание. Во-вторых, повысить престиж рабочих профессий. 

«К сожалению, многие считают, что им не нужно образование. В итоге большинство специалистов показывают недостаточный уровень сервиса и теряют гостей. Наша главная цель — чтобы турист возвращался на Северный Кавказ снова и снова. 

Изменить ситуацию поможет увеличение направлений подготовки в вузах и ссузах. Мы проводим огромную обучающую работу и приглашаем федеральных экспертов для улучшения сервиса, популяризации сферы гостеприимства и решения кадровой проблемы. Обучать необходимо даже руководящий состав, ведь владельцы бизнеса недостаточно вкладываются в персонал и рекламу своего заведения. 

Важно помнить, что туризм способствует развитию регионов. Северный Кавказ особенно богат культурой, активно набирают обороты этно- и гастротуризм. Среди субъектов СКФО самый большой процент самозанятых приходится на Дагестан благодаря индустрии гостеприимства. В связи с увеличением туристического потока зарплата в ресторанной сфере республики сейчас находится примерно на уровне Москвы», — отметила Сефижат Магомедрасулова. 

Обеспечить междисциплинарный подход

В связи с увеличением турпотока в Кабардино-Балкарию ведется активная работа с Министерством туризма республики над изменением образовательных программ. «Запустили курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. По требованию рынка начали реализацию профиля в сфере санаторно-курортной деятельности. Вместе с руководством университета сформировали новый институт, который существует первый учебный год. Было принято решение объединить специалистов государственного и муниципального управления, менеджмента в сфере туризма и управления персоналом, чтобы обеспечить междисциплинарный подход», — рассказал директор Института менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства Кабардино-Балкарского государственного университета Рамазан Лигидов.

Северный Кавказ входит в топ-5 популярных направлений для отдыха россиян. При этом в СКФО большое количество свободных вакансий в сфере туризма, и 25-30% из них приходится на Кабардино-Балкарию из-за растущего спроса. Нехватка персонала по региону оценивается в 30-40%. Многих соискателей не устраивает низкая заработная плата от 25 до 40 тыс. рублей. Согласно опросу, проведенному в Институте менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства КБГУ, минимальные ожидания студентов 50-70 тыс. 

За 2023 год Кабардино-Балкарию посетили свыше 1,5 млн человек — на 28% больше, чем за 2022-й. Количество объектов коллективного размещения увеличилось в республике с 227 до 360. А число занятых в сфере туризма возросло всего на 4,2%. Основная причина — кадровый дефицит на фоне стремительного роста турпотока. 

«Работодатели хотят видеть в своих компаниях молодых специалистов до 35 лет, при этом низкий уровень зарплаты в индустрии гостеприимства не устраивает последних. Согласно   статистике, 35-40% выпускников школ, а также 25-30% выпускников вузов уезжают работать в другие регионы и по большей части не возвращаются. Чтобы удержать ребят на рабочих местах, нужен особый механизм, например запуск целевых договоров с гарантированной зарплатой и социальным пакетом. 

Наш институт совместно с Министерством туризма КБР определил приоритеты: создание единой платформы по поиску соискателей и вакансий, развитие дополнительного профессионального образования, целевая подготовка студентов, практико-ориентированный подход в обучении, актуализация ФГОС с учетом тенденций развития туристической отрасли, цифровизация рынка, запуск новых образовательных и волонтерских программ», — отметил Рамазан Лигидов. 


Начинать нужно с собственников бизнеса

По мнению эксперта Ассоциации отельеров АМОС Андрея Шишкина, основная причина посетить СКФО — гостеприимство местных жителей, однако региону пока не хватает сервиса. «Отельеры Северного Кавказа — замечательные люди и отличные предприниматели, старающиеся делать все для комфорта гостей. Но, к сожалению, отсутствие образования и опыта не позволяет достичь более высокого уровня, к которому привыкли россияне, отдыхающие за границей», — считает Шишкин.

Он отметил, что проблема кадрового голода сегодня достаточно актуальна. «Начинать необходимо с руководителей, которые намного быстрее решат проблему образования персонала и за пару недель смогут обучить его минимальным требованиям. Это позволит повысить привлекательность не только самого региона, но и отелей. 

Средняя стоимость проживания в гостиницах Северного Кавказа ниже относительно других субъектов. Именно по этой причине отели СКФО не готовы платить достойную зарплату сотрудникам. Для ее увеличения надо начать с проведения минимальных реноваций, отвечающих современным запросам и реалиям. В качестве временного решения, которое позволит в короткий срок повысить качество услуг и выручку отелей, предлагаю набрать профессионалов из других регионов с высоким уровнем сервиса», — подчеркнул эксперт. 

Важно понимать уровень сервиса и качество услуг

Генеральный директор туристической компании «Галапромпт Альянс» Ксения Черных подтвердила, что количество выпускников профильных вузов растет, реализуются программы переподготовки. «Нам важно понимать уровень сервиса и качество услуг, которые будут предоставлять будущие специалисты отрасли как лица региона. Работники отелей и предприятий питания не всегда понимают, какую роль в общей оценке туристического продукта играют даже небольшие жесты внимания. Необходимо проводить обучение в области клиентоориентированности кадров. Большинство специалистов знают основы профессии, но далеко не все могут как минимум улыбаться и решать проблемы незаметно от гостей. В работе с персоналом нужно делать акцент на таких деталях. Гостеприимство должно быть на первом месте. Также важно развивать волонтерские программы, в рамках которых происходило бы обучение специалистов отрасли», — подчеркнула Ксения Черных.  

По ее наблюдению, студенты профильных вузов и колледжей до сих пор не понимают, кем они будут работать. «Туризм — очень многогранная сфера, необходимо подробно рассказывать и максимально широко показывать на практике, как она устроена. Также нужно предоставлять студентам возможность попробовать себя в роли гидов, проходить практику в гостиницах и на предприятиях питания, повышать навык клиенториентированности. 

Есть предложение устроить экспертные советы на базе министерств туризма и центров развития туризма, которые проводили бы сервисные аудиты в средствах размещения и прочих объектах туротрасли. Таким образом бизнес будет тесно работать с государством и обучать свои же кадры. Хороший сервис — залог успеха», — уверена гендиректор туркомпании.  

Проблема стоимости турпродукта

По оценке генерального директора туроператора «Глобал Кавказ» Кантемира Давыдова, кадровый дефицит в туристической отрасли составляет в разных регионах Северного Кавказа от 30% до 40%. «Трудно подобрать специалиста, готового работать за относительно небольшие деньги. Мы сталкиваемся еще и с проблемой стоимости турпродукта. Из чего формируется уровень зарплаты? Чем больше платят туристы, тем больше это накладывается на конечную стоимость продукта. Если туристические услуги оказываются официально, то налоговая нагрузка ложится на конечную стоимость продукта, и он растет в цене.  

Однако туристы не готовы платить за качественный продукт. Я проводил исследование среди своей аудитории и выяснил, что людям не принципиально, повезет их профессиональный водитель или обычный. Потребители рынка туруслуг готовы платить, исходя из своих возможностей», — прокомментировал эксперт.  

Он также посетовал, что туристической отрасли мало дипломированных специалистов. «Отсутствует работа с молодежью на долгосрочную перспективу: на одну вакансию приходится три-четыре незаполненных рабочих места. 90% турсферы туризма держится на энтузиастах без профильного образования. Только сейчас люди начинают проходить курсы переподготовки. Появление специального института на базе Кабардино-Балкарского государственного университета помогает решить проблему. 

Для повышения уровня и качества обслуживания туристов важны образование и ментальность. Например, большая часть гостевых домов в горных селах Дагестана — семейные дома. Не все объективно оценивают предоставляемый ими сервис. Но, надеюсь, это вопрос времени. Необходимо регулярно проводить образовательные семинары и форумы для собственников гостиничного бизнеса в каждом регионе», — полагает Кантемир Давыдов. 


Задуматься о создании партнерских отношений в команде

Директор АНО «Федерация развития индустрии гостеприимства и туризма «Душа народа», автор международного гастрономического проекта «Кухня без границ» Татьяна Аршинова подтвердила, что в туристической отрасли Северного Кавказа, так же, как и  других регионов России, наблюдается дефицит кадров и качества оказываемых услуг. «Наш проект «Кухня без границ» позволяет представителям индустрии гостеприимства проявить свои навыки, заявить о себе и тем самым повысить качество услуг. Выигранные номинации — стимул соответствовать уровню, который рестораторы показали во время фестиваля. В рамках проекта появилось три новых предложения: гастрономический тур по СКФО, первый эногастрономический тур в поселок Иноземцево в сотрудничестве с Анной Наумовой и заводом «Кавигрис»,  а также отдельный тур по Кисловодску», — рассказала Татьяна Аршинова.  

Она считает, что для решения актуальных кадровых проблем необходимы государственная поддержка и повышение престижа таких профессий, как официант, повар, горничная. «Сами руководители заведений индустрии гостеприимства должны задуматься о создании партнерских отношений в команде. Каждый сотрудник должен быть заинтересован в результате, гордиться своим местом работы и повышать статус компании. Если работодатель поддерживает комфортные дружеские условия внутри коллектива, это может снизить текучку кадров.

Сейчас при нашем АНО «Федерация развития индустрии гостеприимства «Душа народа» открывается новое направление — «Школа организаторов событий», где мы готовим специалистов-организаторов event-программ, направленных на улучшение коллективного духа. Надо взращивать сотрудников из своих регионов, давать им возможность карьерного роста и постоянного обучения. Уделять внимание развитию делового этикета и речевых коммуникаций», — подчеркнула эксперт.