Рамзан Ирипханов родился в г. Нижневартовске, родом из с. Алхан-Юрт, образование получил в Австралии, а с 2010 года живет и работает в Сочи. Его всегда интересовала наука, изобретательство, а также автомобили. Его проект генератора водорода высокой мощности родился из хобби. Но, возможно, именно эта разработка позволить решить глобальные экологические проблемы.


Идея Рамзана Ирипханова состоит в производстве оборудования, которое позволит использовать водород как катализатор при сгорании топлива в грузовых и легковых автомобилях. Эта технология поможет снизить количество вредных выбросов в атмосферу и сэкономить на горючем.

«Темой водородной энергетики я интересуюсь с 2015-го, работать с большими водородными генераторами начал в 2018 году. Далее появилась идея разработать компактный генератор, который может быть подключен к автомобилю. Установленный под капот, он будет питаться от аккумулятора, повысит эффективность горения топлива и снизит вредные выбросы в атмосферу. Я начал экспериментировать в домашних условиях. Генератор, который я собрал первым, взорвался у меня на следующий день. Таков путь изобретателя — всегда что-то ломается, взрывается», — смеется Рамзан.

В 2019 году в работу над этим проектом включился Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, инициативу также поддержал Фонд имени шейха Зайеда. Филиал крупнейшего инвестиционного фонда KHALIFA FUND в ОАЭ — Фонд имени шейха Зайеда по поддержке предпринимательства и инноваций создан в 2017 г. в результате договоренности между главой Чеченской Республики, Героем России Р. А. Кадыровым и президентом ОАЭ, шейхом Халифа бин Зайед Аль Нахайяном. По распоряжению наследного принца Абу-Даби, заместителя главного командующего вооруженных сил ОАЭ шейха Мухаммеда бин Зайеда Аль Нахайяна учредителем фонда в Чеченской Республике выступил Фонд Халифа по развитию предпринимательства (Khalifa Fund for Enterprise Development), который реализует в республике акселерационную программу для инноваторов (https://zayedfund.com/).


В разработке Рамзан отталкивается от классической электролизной ячейки, состоящей из семи пластин из высококачественной нержавеющей стали. На них подается ток, а затем с помощью разряда происходит разделение воды на водород и кислород. Водородный генератор — изобретение давно не новое. А вот разработки, внедряемые Рамзаном для повышения эффективности электролиза, это ноу-хау. И они, конечно, патентуются.

По словам изобретателя, сегодняшние двигатели внутреннего сгорания нельзя назвать высокоэффективными, часть залитого топлива сгорает, так и не отдав энергию автомобилю, а остатки вылетают в выхлопную трубу. При добавлении водорода в воздушно-топливную смесь двигателя увеличиваются температура зажигания и скорость сгорания, благодаря чему горючее полностью сжигается внутри цилиндра. В перспективе водородные системы в состоянии удовлетворить многие энергетические потребности.


Последние 3 года Рамзан активно работает над усовершенствованием своего изобретения. Постоянно возникают новые идеи, которые нуждаются в тестировании. Так, в 2021 году установка успешно прошла тестирование на Камазе. В итоге количество вредных выбросов значительно сократилось, это было заметно даже визуально — стало меньше черного дыма.

В целом же уменьшение выбросов зависит от объема газа, который подается в двигатель. При чистке двигателей водородом на стационарном оборудовании вредные выбросы уменьшаются на 90%. Задача проекта — разработать эффективный генератор, который будет выделять достаточно газа для экономии топлива и снижения вредных выбросов. Плюс надо учитывать и вид используемого топлива — дизель это или бензин.

Одновременно с успешным тестированием были выявлены и некоторые проблемы с конструкцией, которые Рамзан со своей командой сейчас устраняет.

«Наша установка должна быть надежной, крепкой, простой в обслуживании и недорогой. Кроме того, данная система сможет осуществлять самодиагностику — отслеживать параметры двигателя, предупреждать об ошибках. Мы работаем над тем, чтобы повышать эффективность электролиза, чтобы потреблялось меньше электроэнергии и вырабатывалось больше газа. Мы тестируем новые покрытия, дорогие металлы, при этом стараемся сделать нашу установку экономически доступной, — комментирует инноватор. — В принципе, можно уже запустить производство, но я придерживаюсь правила, что продукт должен пройти все стадии испытаний. На данный момент наша установка не готова, поэтому я продолжаю тесты и веду новые исследования. Могу сказать, что уже есть несколько компаний, которые выразили готовность сотрудничать с нами в дальнейшем».

Изобретателей всегда отличает неуемное желание создавать что-то новое и совершенствовать то, что есть. Поэтому на данный момент Рамзан Ирипханов осваивает новое направление деятельности, а именно — водородные инсинераторы. В Китае уже распространена практика по использованию вакуумных инсинераторов при сжигании мусора. Причем после сжигания остается смесь, из которой можно делать дизельное топливо. Это новое начинание Рамзана становится особенно актуальными в связи с разразившейся в мире пандемией и необходимостью сжигания больших объемов биоматериалов.

Будучи неравнодушным к экологии, Рамзан внимательно оценивает окружающую его среду. «Мой родной Грозный в последнее время преображается, — говорит он. — Мне нравится подход властей к экологической повестке. Так, у нас нулевой транспортный налог на электромобили. Возле многоквартирных домов есть контейнерные площадки и, более того, стоят баки для пластиковой тары. В некоторых экомагазинах можно встретить утилизацию батареек и аккумуляторов. В Грозненском государственном нефтяном техническом университете имени академика М. Д. Миллионщикова есть пункт приема отработавших аккумуляторов. И эти пункты, как и баки для пластиковой тары, не пустуют. То есть у населения экологическая осознанность возрастает. И это не может не радовать».

Материал подготовлен в рамках проекта «Новые экопривычки российских городов», повествующего о лидерах сохранения благоприятной экологической обстановки на территории нашей страны. Поделитесь этим материалом в социальных сетях — пусть как можно больше людей узнает об успешных экопрактиках России. Сделаем страну чище вместе.