На мероприятии собрались представители Министерства сельского хозяйства РФ и Ставропольского края, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ и Ставропольского края, Государственной Думы РФ, АО «Корпорация «МСП», отраслевых объединений, розничной сети «Магнит», сельхозпроизводителей, фермерских хозяйств. Организатором конференции выступил Издательский дом «Коммерсантъ Юг России».

Участники продовольственного рынка в последние годы отмечают рост спроса на фермерскую продукцию у потребителей. Малый агробизнес стремится вывести свои товары на рынок, на большую полку, однако сталкивается с рядом препятствий. Поэтому главной темой конференции стал вопрос о доступности продукции малых форм хозяйствования и расширения ее присутствия в различных каналах сбыта.

Как отметила в приветственном слове начальник отдела территориального развития департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития РФ Ольга Дорошенко, к 2030 году Северный Кавказ будет способен не только закрыть свои потребности, но и серьезно нарастить поставки в другие страны. Освобождаются ниши, где СКФО может стать лидером, — это производство овощей, фруктов, злаковых, мясомолочной продукции, продукции рыбных хозяйств, минеральной воды. Хорошие перспективы открываются у виноградарства.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов подчеркнул, что Ставропольский край играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны и может расцениваться как флагман развития отечественного сельского хозяйства. Последние несколько лет Ставрополье удерживает 3-е место в стране по объемам производства зерновых и мяса птицы, занимает 4-е место по численности овец и коз, а также по производству овощей защищенного грунта и 1-е — по томатам защищенного грунта.

«На долю малых форм хозяйств приходится около 30% всего объема произведенной сельскохозяйственной продукции на Ставрополье, — рассказала заместитель начальника отдела по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе министерства сельского хозяйства Ставропольского края Марина Климченко. — По предварительным данным за 2023 год, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП вырастили в крае почти 80% бахчевых и 46% овощей, 20% зерна, подсолнечника, картофеля. Существенный вклад внесли фермеры, производящие молоко, мясо, яйца, виноград».

Локально произвели – локально потребили

В Ставропольском крае активно развивается продовольственный рынок и многоформатная торговля, что создает здоровую конкурентную среду и позволяет обеспечивать жителей края доступной по цене и высокой по качеству продукцией. По словам заместителя министра экономического развития Ставропольского края Галины Моисеевой, для этого в крае организована торговля более чем в 18,9 тыс. стационарных торговых объектах и в 9 тыс. нестационарных торговых объектах, действуют 42 розничных рынка на 18 тыс. торговых мест и 536 ярмарок. Также на 452 площадках круглогодично проводится акция «Овощи к подъезду». В 12 торгово-закупочных сессиях приняли участие представители региональных и федеральных торговых сетей, оптовых и бюджетных организаций, автозаправочных станций. Доля ставропольской продукции на полках магазинов края в среднем уже составляет 52%. «Мы смогли сделать гибкими взаимоотношения торговой сети и производителя, — отметила замминистра, — Сегодня они взаимодействуют не в привычном противостоянии, а в продуктивном тандеме».

Согласно проведенным опросам, проведенным розничной сетью «Магнит», около 90% потребителей благосклонно относятся к фермерской продукции. Речь идет о мясе, молоке, овощах и фруктах. При этом требования к фермерским продуктам не ниже, чем к заводским. Если упаковка, сроки годности, вид товара не соответствуют ожиданиям, то покупатель не берет эту продукцию с полки, и снижать свои стандарты он не хочет.

Сегодня рынок меняется в сторону упрощения для потребителя доступа к продукту. В ближайшие годы покупатели все чаще будут приобретать продукцию в сетевых торговых точках, магазинах у дома. При этом уже сегодня 50-60% рынка производства продуктов питания заняты крупными производителями, которые имеют самую совершенную цепочку поставок и менеджмента. Соответственно, в 90% случаях производство массовых продуктов ложится на них. Что делать фермерам и малым формам хозяйствования? Либо создать нишевый или уникальный продукт, который, например, производится в данном регионе и где его любят. Либо второй вариант — встроиться в цепочку поставок вместе с крупным производителем. В этой кооперации фермер может просто производить продукт, или же он может выполнять какую-то часть производственного этапа. Так малый производитель может сегодня выйти в рынок и полноценно себя чувствовать «от поля до полки».


Агроконтракты: от овощей и фруктов до мяса и молока

Одним из способов попасть на полку крупного ритейлера является заключение агроконтракта, т.е. долгосрочного договора на поставки будущего урожая с производителем фруктов или овощей с условиями, которые дают возможность наиболее эффективно взаимодействовать с розничной сетью. Это авансирование будущего урожая, практически понедельное планирование на весь агро-год поставок, гарантированная выборка объемов и самовывоз ритейлером. В Ставропольском крае наиболее активно идет взаимодействие с сельхозпроизводителями плодоовощной продукции: так, в 2023 году розничная сеть «Магнит» закупила у них более 4 тыс. тонн плодовоовощной продукции. В планах сети в 2024 году поставить от 10 до 20 тыс. т фруктов и овощей, выращенных на Ставрополье.

Опытом работы по агроконтрактам с федеральной сетью поделился заместитель директора СХП «Рассвет» Игорь Наумов, отметив, что в 2023 году предприятие увеличило валовый сбор яблок на 3 тыс. тонн — до 11 тыс. тонн. В следующем сезоне СХП «Рассвет» планирует собрать до 15 тыс. тонн продукции. «Мы хотели бы увеличить объёмы поставок, но пока считаем нецелесообразным отгружать более 1,2-1,3 тыс. тонн в месяц», — отметил представитель организации. В компании планируют ввести в эксплуатацию плодохранилище мощностью 10 тыс. тонн с тремя блоками отгрузки в Александровском округе Ставропольского края, что позволит стимулировать сбыт продукции.

Агрегатор для фермеров

Целый ряд выступлений было посвящено вопросам развития новых каналов сбыта для малых форм хозяйств. Артем Кирьянов рассказал о том, что 12 декабря Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, который вводит понятие «фермерская продукция» и позволяет создавать агроагрегаторы — предприятия, которые будут закупать продукцию у фермеров, перерабатывать и заниматься ее сбытом. Предполагается, что преимущественно этим будут заниматься сельскохозяйственные кооперативы.

Как отметил заместитель директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александр Лифинцев, в последние годы происходит ощутимый сдвиг крупных сетей в пользу закупки и работы со средними производствами и фермерами. Поэтому развиваются такие инструменты, как агроконтрактация и агроагрегаторы фермерской продукции. Пилотные проекты по агроагрегаторам начались еще год назад в Тульской и Липецкой областях. Через эти агрегаторы прошло более 15 тыс. т продукции, в том числе сельскохозяйственной. В настоящее время этот институт проходит так называемую «обкатку». В частности, агрегаторы начали работу в Красноярском крае, в Ленинградской, Волгоградской, Калужской областях, в Республике Башкортостан и в Крыму.

Агрегаторы делятся на два типа: агрегация продукции категории «фреш» и «ультра-фреш» (молоко и сыры, мясо и мясная гастрономия, рыба, полуфабрикаты) и агрегация ФРОВ (фрукты и овощи). Агрегатор фруктов и овощей — это, в первую очередь, переработчик, который готовит продукцию согласно стандартам крупных сетей. Агрегатор скоропортящейся продукции позволяет снизить логистические затраты и сформировать разумную цену на фермерскую продукцию. Также агрегатор помогает в оформлении необходимой документации и маркировке, соответственно, фермеру нужно провести только одну операцию — доставить свою продукцию в одну точку.

Сегодня необходимо снять ряд барьеров и расширить возможности взаимодействия малых форм хозяйств с торговыми сетями: речь о расширении ассортимента (сейчас зачастую он очень мал), оптимизации затрат на логистику, доступе к электронному документообороту (фермер обычно сам себе бухгалтер и менеджер), обеспечении полной сертификации сопроводительных документов («Меркурий», «Честный знак»), возможности безналичной оплата (многие фермеры сейчас готовы работать только за наличную оплату), низкой узнаваемости бренда. Как отметил директор департамента по контрактным производствам розничной сети «Магнит» Виталий Фрикин, агрегатор решает все эти проблемы. Однако, чтобы он работал эффективно, в каждом регионе необходимо развивать все фермерские категории и закрывать ассортиментом всю основную продуктовую корзину покупателя.

По мнению директора ГКУ «Ставропольвиноградплодопром» Алексея Лысенко, Ставропольский край способен закрыть позиции в продуктовой корзине агроагрегатора, по крайней мере, по садоводческой продукции. Такие производители, как «Новая деревня», «Фруктовая долина», СХП «Рассвет» и многие другие хозяйства, подтягиваются к сетевым стандартам продукции.


Фермеры всех хозяйств объединяйтесь

Деловая программа мероприятия включала вопросы о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации (СХПК). Для развития фермеров и их инициатив федеральным и краевым министерствами сельского хозяйства РФ выделяются меры поддержки.

Как отметила начальник отдела развития предпринимательской деятельности в АПК департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Евгения Масюкова, в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства реализуется 14 направлений. С 2024 года планируются нововведения по мерам поддержки. Например, есть грантовая поддержка на развитие семейных ферм, в рамках которой можно построить свою ферму, приобрести оборудование, животных и технику. Со следующего года уже введены изменения в госпрограмме и за счёт средств гранта можно будет, если КФХ уже приобрело всё необходимое для фермы, получить субсидию на возмещение части затрат до 20 млн рублей, но не более 60%. Также будет введена новая мера поддержки для СХПК, которые зарегистрированы в текущем году, то есть для новых товаропроизводителей. Кроме того, поддерживать стабильность работы АПК позволят гранты на агротуризм.

Сельхозтоваропроизводители могут обращаться для поддержки и консультационной помощи в центры компетенции, которые созданы во всех регионах страны. По словам Марины Климченко, по итогам 2022 года членский состав кооперативов в регионе увеличился на 125 субъектов из числа КФХ и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства (ЛПХ), что больше аналогичного показателя за 2021 год (95 субъектов) на 31,6 %. В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2019 года в крае на развитие кооперации также предоставляется субсидия на возмещение части затрат потребительских кооперативов. С 2019 по 2023 год общий объём бюджетной поддержки СХПК в крае составил 298,6 млн рублей.

В ходе конференции рассматривался опыт реализации краевой программы «Сады под ключ – 10 соток» с точки зрения возможной агрегации плодовой продукции. За четырехлетний период действия программы заложено 75,6 га суперинтенсивных садов в 756 личных подсобных хозяйствах 23 муниципальных округах Ставропольского края. Как отметил Алексей Лысенко, в этом году были подведены первые результаты: в рамках программы «Сады под ключ – 10 соток» было собрано уже более 1 тыс. тонн яблок. «Экономический эффект программы очевиден, если тысячу тонн яблок продать даже по 30 рублей. Программа запущена, посмотрим, как она будет развиваться, будет ли там нужна кооперация и найдем ли мы точки соприкосновения. Сегодня у нас уже создан кооператив в Георгиевском районе. Я думаю, что в данном кооперативе всё будет хорошо», — отметил директор ГКУ «Ставропольвиноградплодопром».

По словам руководителя дирекции развития кооперационных цепочек АО «Корпорация «МСП» Елены Дубинчук, в последние годы аграриям пришлось менять подходы к бизнесу, изменены и меры поддержки кооперации. В 2021 году АО «Корпорацией «МСП» запущен «Фермерский островок» как альтернативный канал сбыта для фермеров. «Он представляет собой торговый островок в магазине от 20 до 50 кв. м, — рассказала Елена Дубинчук, — Мы сами договариваемся с сетью, помогаем с дизайном, с поиском локальных поставщиков. Как правило, это 20-30 микро- и малых предприятий-поставщиков. Также нужен оператор розничной точки, который готов взять на себя ответственность организовать фермеров, получается, как агрегатор. При поддержке «Корпорации «МСП» открыто уже 68 фермерских островков в 31 регионе, 561 малый сельхозпроизводитель поставляет свою продукцию через эти островки, 306 субъектов МСП — через сети». Елена Дубинчук выразила надежду, что первый «Фермерский островок» появится вскоре и в Ставропольском крае.

Импортозамещение отечественными продуктами продолжается, и сегодня появляется реальная возможность создать фермерскую полку в большом ритейле в ответ на растущую потребность россиян к здоровому питанию и желание потреблять местные продукты, считает Виталий Фрикин. Поэтому главное — предоставить доступ и информировать фермеров обо всех возможностях сбыта их продукции, а они уже определят, какие именно будут для них наиболее оптимальными и эффективными.