Абхазский стол невозможно представить без различных соусов, среди которых особое место занимает асызбал. Молодой предприниматель Камила Квициния наладила производство соуса из алычи и мечтает покорить его вкусом не только соотечественников, но и россиян. Судя по успеху продукции ИП «Квициния» на всероссийской выставке «Золотая осень», Камила на правильном пути.

Третий год подряд Абхазия завоевывает Гран-при на «Золотой осени». Ее экологичная продукция стабильно вызывает повышенный интерес у посетителей. Не стал исключением и «Асызбал» — соус из красной алычи, выпускаемый ИП «Квициния». Камила Квициния в выставке участвовала впервые. По ее словам, эмоций много, но самое главное, она видела, что асызбал пришелся по вкусу. И теперь Камила мечтает выйти на промышленный уровень, чтобы поставлять свою продукцию и в Россию.

«Конечно, эти планы не на завтра, а на долгосрочную перспективу. Цех по производству асызбала работает только второй сезон. Многое еще предстоит сделать, прежде чем появится возможность выхода на массовый рынок. Тем более, что я не нацелена в погоне за объемами терять в качестве», — рассказывает предприниматель.

В том, что ее асызбал действительно экологически чистый и натуральный продукт, убеждаешься после посещения цеха, где, собственно, соус и варят. В составе — только алыча, аджика и исключительно родниковая вода. Продукция ИП «Квициния» уже успешно реализуется в ряде розничных точек Сухума. Есть заказы и из других абхазских городов, но объемы производства пока не позволяют удовлетворить весь имеющийся спрос. Впрочем, несмотря на то, что предприятие пока небольшое, оно играет важную роль в жизни Очамчырского района. В сезон здесь задействовано порядка 20-30 человек, что для сельской местности, где всегда наблюдались проблемы с трудоустройством, особенно значимо. В производственном процессе сочетается ручной (сбор и сортировка плодов) и механизированный труд (сам процесс варки). Сортировка плодов вручную — не только дань традиции, но и важный момент гарантии качества. Так не все плоды имеют право стать впоследствии асызбалом: за тем, чтобы лишняя, порченая или перезрелая ягода в него не попала, здесь тщательно следят.

«Почему я решила наладить производство асызбала? Мне хотелось всегда делать что-то такое, чем традиционно гордится Абхазия и что можно достойно представлять в других странах. Знакомить людей с нашими традициями через асызбал, по-моему, хорошая идея», — говорит Камила.

Для реализации этих желаний нужен был только шанс его реализовать. И чуть больше года назад он был дан. Министерство сельского хозяйства РА в рамках поддержки молодых предпринимателей выделило 550 тыс. рублей на развитие. Добавив примерно столько же, Квициния смогла построить цех по производству асызбала. И сейчас активно развивается за счет собственных средств. «Я признательна государству за ту поддержку, которое оно мне оказало в реализации моего бизнес-проекта», — комментирует Камила Квициния. Примечательно, что и сейчас за такими инициативами следят на высоком правительственном уровне. На встрече с молодым предпринимателем премьер-министр РА Артур Миквабия пообещал посодействовать решению вопроса по бурению скважины на воду, которая необходима для качественного производства экологически чистого асызбала.

Республика Абхазия, Очамчырский район, с. Атара, тел.: +7 (940) 996-63-86, e-mail: kamilla.kvitsiniya@mail.ru