Северный Кавказ — уникальный регион с огромным аграрным потенциалом. В последнее время сектор АПК на территории СКФО демонстрирует рост выше среднероссийского. Здесь увеличиваются объемы производства овощей и фруктов, строятся крупные тепличные комплексы, выращиваются десятки тысяч тонн мяса птицы, закладываются сотни гектаров новых виноградников. Продукция с брендом «Сделано на Кавказе» все активнее завоевывает рынки других субъектов РФ и зарубежья. Дальнейшие успехи сельхозтоваропроизводителей СКФО зависят от создания дополнительных мощностей для хранения и переработки собранного урожая, хорошего знания конъюнктуры и грамотной сбытовой политики, активного участия в федеральных и региональных выставках, рассказала в эксклюзивном интервью «Вестнику» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Как вы оцениваете итоги нынешнего сельхозгода в России? По каким направлениям отечественные производители закрывают внутренние потребности и уже осуществляют экспортные поставки?
В 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерновых — около 140 млн тонн. В связи с этим, по предварительным оценкам, вырастет экспортный потенциал — с 30 до 40 млн тонн. Для страны в целом это ведет к расширению географии продаж, увеличению доли на мировом рынке, а для отечественных производителей — к сокращению рентабельности. Думаю, последует снижение цен, особенно для постоянных партнеров — Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Кроме того, возникает другая задача — нарастить экспорт продуктов переработки зерна — муки, макаронных и хлебобулочных изделий. Тем не менее в России темпы роста переработки невысоки: внутренний рынок насыщен, а на мировом рынке спрос на эти товары низкий.
Сокращение темпов производства в последние годы наблюдается у нас и по другим направлениям. Сейчас в РФ налажен выпуск свыше 5 млн тонн тонн мяса птицы и порядка 3,5 млн тонн свинины. Это полностью закрывает потребности внутреннего рынка. Сейчас производители пытаются начать экспортные операции, но сталкиваются с определенными проблемами. Ключевая из них — жесткие требования сертификации, которые находятся на стороне стран-покупателей. Особенно тяжело работать с Китаем.
К растущим секторам АПК относятся тепличные хозяйства. Запрет на ввоз основных продуктов питания из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии оказал самое положительное влияние, интерес потенциальных инвесторов к тепличному бизнесу резко повысился, заявлено более 100 крупных проектов. Если раньше Россия импортировала порядка 800 тыс. тонн тепличных овощей, то сейчас объемы сократились практически вдвое. Доля импорта пока остается высокой — около 70% в зимний период, но в ближайшие два года этот показатель снизится до 35%.

Кстати, о тепличных хозяйствах. Учитывая количество заявленных проектов, насколько вероятна в ближайшие годы угроза перепроизводства овощей защищенного грунта, особенно в южных регионах?
Выбор южных регионов для производства овощей неслучаен: выращивать огурцы и томаты в благоприятных климатических условиях более рентабельно. Транспортное плечо при соблюдении условий хранения овощей может составлять до 2 тыс. км. Хорошо развита транспортная инфраструктура в Ставропольском крае. Он занимает третье место в России по финансированию тепличных проектов. В нынешнем году «Белая Дача» открыла там первую очередь тепличного комплекса «Долина солнца», который будет выращивать томаты и зелень, в том числе беби-лифы — мини-салаты, импортируемые в нашу страну в зимние месяцы.
Всего с Северного Кавказа вывозится порядка 160 тыс. тонн огурцов и томатов, лидер поставок — Кабардино-Балкария. Учитывая, что сейчас в кавказских республиках активно развиваются тепличные хозяйства, СКФО может полностью занять рынок Центрального федерального округа. О перепроизводстве говорить пока рано, но прежде чем принимать решение о финансировании проектов, потенциальным инвесторам, рассматривающим регионы СКФО, нужно детально оценить действующие проекты, ожидать обострения конкуренции к 2020 году и ориентироваться скорее на проекты, обеспечивающие внутренние потребности рынка, нежели на масштабные.
Более перспективным для кавказских территорий может быть другое направление — создание дополнительных мощностей для хранения и транспортировки как овощей, так и фруктов. В Кабардино-Балкарии на базе ОАО «Прохладное» введен в эксплуатацию логистический центр, предусматривающий хранение и транспортировку овощной продукции. Подобные комплексы необходимы в гораздо больших количествах, так как в перспективе республики СКФО могут занять ведущее место по выращиванию фруктов: яблок и других косточковых. В последние три-четыре года здесь заметна положительная динамика по восстановлению садов.

АПК СКФО

Какие сегменты сельского хозяйства обладают в северокавказских регионах мощным потенциалом? Насколько целесообразно инвестировать в развитие виноградарства, овцеводства?
Дефицит отечественных яблок и груш сегодня ощущается не только в СКФО, но и в целом по России. Набирает обороты производство косточковых в Кабардино-Балкарии, отсюда вывозится около 100 тыс. тонн. Сложная ситуация со сливами и абрикосами, которую пытаются исправить сразу несколько кавказских субъектов: Кабардино-Балкария, Ставропольский край и лидер среди них — Дагестан. Однако в борьбе за основного потребителя — Центральный округ — компаниям из СКФО уже сейчас приходится конкурировать с соседним Краснодарским краем, где разработана специальная стратегия, предусматривающая увеличение производства косточковых и семечковых культур. Сбытовая политика кавказских регионов должна учитывать географию продаж кубанской продукции. По мере насыщения рынка потребительское плечо будет расти, и продукция начнет поступать на Урал и в Поволжье.
Здесь мы опять возвращаемся к вопросам логистики и строительства оптово-распределительных центров, складских помещений. Увеличение этих мощностей поможет нам значительно снизить долю импорта.
Из-за высокого процента зарубежной продукции достаточно рисковыми остаются виноградарство и виноделие, хотя республики Северного Кавказа обладают большим потенциалом, который нельзя не учитывать. Также для производителей СКФО достаточно рентабельным может оказаться увеличение посевных площадей под картофель. Сейчас эта отрасль хорошо развита в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Тем не менее они не закрывают внутренние потребности СКФО, дефицит картофеля в округе составляет около 100 тыс. тонн.

Какое место в мусульманских республиках отводится производству мяса и мясных продуктов?
Один из российских лидеров по производству мяса птицы — Ставропольский край. Он способен не только обеспечить внутренние потребности, которые составляют 89,8 тыс. тонн в убойном весе, но и осуществлять широкомасштабные внешние поставки: в 2015 году экспорт птицы из Ставрополья в другие регионы РФ и за рубеж оценивался в 108,8 тыс. тонн.
Достаточно интересная ситуация складывается в производстве яиц. Если в целом по России рынок обеспечен, а в регионах ЮФО, особенно в Ростовской области, отмечается профицит, то в регионах СКФО имеется дефицит, и розница вынуждена закупать яйца в других субъектах. Тем не менее рассматривать данное направление как перспективное я бы не спешила, потому что здесь достаточно жесткая конкуренция с предприятиями, расположенными в Центральном и Южном округах.
Напротив, очень перспективное для Кавказа направление — производство баранины. Лучше всего оно развито в Дагестане и Ставрополье. Правда, их продукция слабо представлена в ЦФО, в том числе в Москве. Количество подобных проектов ограничено. Баранину производят преимущественно небольшие фермерские хозяйства, основные проблемы которых — бесперебойное формирование товарной партии для поставки в торговую сеть и организация доставки на дальние расстояния.
Позитивная динамика на территории СКФО наблюдается и в производстве говядины. Объемы растут. По основным позициям лидируют Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Они закрывают внутренние потребности, налажен сбыт в соседние регионы.

В нынешнем году впервые была организована ярмарка брендов «Сделано на Кавказе». По вашему мнению, на выпуске каких продуктов питания могли бы специализироваться регионы СКФО? И как сделать продуктовый кавказский бренд успешным и востребованным?
У Северного Кавказа есть все ресурсы для того, чтобы стать ведущим регионом по производству фруктов и ягод, молочной продукции, к примеру сыров — козьего, осетинского, сулугуни.
Чтобы масштабно популяризировать кавказскую продукцию, качественно и эффективно продвигать товары под брендом «Сделано на Кавказе», необходимо объединить усилия субъектов СКФО. А для этого потребуется запустить специальный межрегиональный проект. Бренд должен быть узнаваемым, иметь выдержанную в едином стиле упаковку, продукцию нужно широко представлять на всех федеральных и региональных выставках. Это достаточно дорогостоящие мероприятия, но они себя окупят. 

Елена Тюрина.jpg

Досье. Елена Тюрина
Родилась в Харькове. В 1984 г. окончила экономический факультет МГУ. До 1990 г. — научный сотрудник Института экономики Академии наук СССР. Затем работала директором по маркетингу в ряде коммерческих структур, в том числе руководила департаментом маркетинга в аграрном холдинге «Разгуляй». С сентября 1998 г. — начальник отдела маркетинга и прогнозов Института конъюнктуры аграрного рынка, позднее — его генеральный директор. В 2001 г. основала и возглавила Институт аграрного маркетинга. Член аграрного комитета Торгово-промышленной палаты и Ассоциации аграрных союзов России. Автор многочисленных публикаций в отечественной прессе. Принимала участие в подготовке учебников по аграрному рынку для сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.