Нынешней осенью Владимир Путин обратил внимание сразу на два мегапроекта Северного Кавказа. Оба имеют стратегическое значение для экономики не только региона, но и страны в целом. Судьбу этих проектов предстоит решить федеральным министрам, хотя их актуальность для многих очевидна.

Первое поручение главы государства касается возобновления после 15-летнего перерыва разработки Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения в Кабардино-Балкарии. В последние годы обсуждается тема строительства на базе месторождения нового горно-обогатительного комбината и гидрометаллургического завода для последующей переработки сырья с соблюдением самых строгих экологических требований. Как уточнил «Вестнику» руководитель КБР Юрий Коков, изучается возможность добычи до 1 млн тонн ценной руды в год и создания более 1 тыс. рабочих мест. «Запасы вольфрама в России истощаются, поэтому крайне важно не допустить, чтобы наша страна попала в зависимость от импорта этого металла», — прокомментировал первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов. Согласно поручению Владимира Путина проект, включающий финансово-экономическую модель и составленный совместно с заинтересованными структурами, должен быть представлен до 1 февраля 2017 года. 

Тырныаузское месторождение.jpg

Второе задание президента связано с развитием российских морских портов в Каспийском бассейне. Данная тема приобретает дополнительную значимость, учитывая перспективы расширения сотрудничества России со странами Ближнего Востока, в частности с Ираном. В первой половине 2016 года в Тегеране состоялись переговоры представителей двух государств. Как подтвердил по итогам встречи посол РФ в Иране Леван Джагарян, главным транспортным каналом в торговле между ними станет Дагестан. Товарные потоки, прежде всего, сельхозпродукции, пойдут преимущественно морским путем, через порты российского Каспия, и для этого будут созданы «зеленые коридоры». Первый заместитель генерального директора Махачкалинского морского торгового порта Мурад Хидиров сразу заявил о готовности к сотрудничеству. Подготовлены площадки для принятия одновременно до 200 рефрижераторных контейнеров, что упрощает доставку скоропортящихся товаров, включая овощи и фрукты. Сегодня в порту действует две гавани — сухогрузная и нефтяная. Перегрузочная мощность первой из них — 3 млн тонн в год с общей протяженностью причалов более 900 метров. В конце нынешнего года здесь планируется завершить строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу России, его общая площадь составит 27 тыс. кв. метров.