Первый российский этап «Формулы-1» оправдал ожидания болельщиков, организаторов и пилотов. Победитель этапа Л. Хэмильтон обещал провести в России отпуск, а организаторы «Формулы-1» — еще несколько Гран-при. Директор нашего издательского дома ощутил магнетизм постолимпийского Сочи и объяснил преимущества нового автодрома.

Для меня Гран-при России — это еще одна история о том, как смелая идея преобразует наше жизненное пространство. Я больше не хочу никуда ехать: у нас есть все. Сейчас самое главное, чтобы колоссальная работа по подготовке к Олимпиаде и Ф1 была востребована. Ведь прежде всего это инвестиции в будущее. Контракт на проведение Ф1подписан на 7 лет, а значит, праздник жизни будет продолжаться, еще 6 Гран-при нам обеспечены. Время очень удобное: представляете, середина октября, а на улице плюс 22. Атмосфера европейского курорта. С погодой повезло, чего не скажешь о предыдущем этапе в японском Сузуки, где был тайфун, «вылеты» с трассы и серьезная травма пилота нашей «Маруси». Организаторы заявили, что «Сочи автодром» будут использовать в течение всего года — для тренировок пилотов, соревнований по триатлону и гонок на грузовиках. Круглый год будет что посмотреть. Прибавьте к этому инфраструктуру, архитектуру — здесь же, действительно, российская Швейцария. При должной рекламе паломничество туристов со всех уголков мира просто неизбежно.

Все замечают, что кроме спортивных объектов мирового уровня здесь уникальная зона отдыха и развлечений. Сюда все будут ездить с семьями, с детьми — и болельщики, и пилоты, вот увидите. Замечательные олимпийские объекты, развлекательные шоу, аттракционы «Сочи-парка» — мы с женой не удержались и прокатились на американских горках.
«Сочи автодром» — это уникальная трасса, гибрид, которого нет в мире. Кроме стационарных, бывают городские автодромы, когда просто перекрывают дороги и проводят соревнования. Так делают в Монако и Сингапуре. А наш автодром — два в одном: и стационарный, и городской. Часть трассы будет использоваться для дорог общего пользования. По признанию экспертов, это один из самых комфортных автодромов для журналистов, судей, гостей.

Гоночный директор Ф1 Чарли Уайтинг, оценив трассу, сказал, что «Сочи автодром» — это лучший «пульт управления», не имеющий аналогов: каждый сантиметр трассы просматривается на мониторах. Единственный момент: трасса очень сложно обгоняемая, потому немного теряет в зрелищности. Еще одна особенность — очень ровный мягкий асфальт, который практически «не съедает» резину. И если на большинстве трасс необходимо 2-3 пит-стопа, то на российской — только один. Впечатление такое, что мы попали в другую реальность. Все сделано на высочайшем уровне — дороги, развязки, архитектура. И наш путь из Ростова показался неутомительным, занял 9 часов на автомобиле. Мы приехали в среду, в Олимпийский парк в этот день никого не пускали, так как трасса проходит по его территории. Четверг — это огромные трехчасовые очереди на вход. Но это не только проблема организаторов, но еще и необъяснимые законы русского «очередеобразова-ния». Главный бонус дня: нас, держателей билетов для простых смертных, пустили на пит-лейны, где находятся боксы и болиды. Минус — по времени пит-лейны совпали с автограф-сессией. Я, конечно, предпочел пит-лейны. Посмотрели, как команды отрабатывали пит-стопы, увидели все болиды, я даже держал в руках гоночный руль за 1,5 млн долларов (см. фото). Организационных промахов было немного, и касались
они в основном мелочей. Скажем, сканеров не хватало, чтобы считывать билеты, из-за этого нас на 20-30 минут задержали на входе. Получилось пообщаться с первым российским пилотом Ф1 Виталием Петровым. На вопрос «Как Гран-при?» он ответил: «В следующем году будет намного круче». Так что ошибки, наверное, будут исправлять.
Я покупал билеты на трибуну Т2, оттуда видно первое серьезное торможение — с 320 до 80 км/ч, это очень яркий момент. Звук потрясающий, не знаю, сколько в децибелах, но супруге понадобились беруши.

В пятницу начались заезды других гоночных серий — GP2 и GP3. Это молодежные серии, но, честно говоря, это зрелище по некоторым критериям даже круче, чем заезды Ф1. В 2014 году в Ф1 изменили регламент, начали ставить турбированные двигатели, и звук мотора изменился. В GP2 и GP3 изменений не произошло — двигатели более мелодичные, аутентичные, звук потрясающий. И потом в этих сериях больше зависит от пилота, а в Ф1 важнее все-таки машина. Поэтому с таким колоссальным отрывом лидирует «Мерседес» — они просто собрали лучший двигатель.

Сегодня немцы бредят Ф1 — Шумахер пробил эту брешь, раньше немцам до итальянского признания было далеко. Популярность Ф1 в конкретной стране зависит от популярности пилота. Как только появятся русские пилоты-чемпионы, в России Ф1 станет очень популярной. Даниил Квят провел удачную квалификацию, лучшую для русских гонщиков, и занял пятое место. Обогнал Себастьяна Феттеля. Их часто сравнивают, потому что «Торо Россо» — дочерняя команда «Ред Булл», в ней начинал Феттель. Кстати, у Квята отличный старт. Феттелю потребовалось два года, чтобы перейти из «Торо Россо» в «Ред Булл», а Квяту — неполный сезон. Жене нравится Фернандо Алонсо, потому что он красивый. А мне — потому что лучший гонщик за последние пять-шесть лет. Он занимает 3-4-е места на таких машинах, которые другие не сдвинули бы с места. Вот и в квалификации он шел четвертым, а пришел седьмым. Команда подвела: пит-стоп длился 7,5 секунды вместо 2,5.

Люди приехали отовсюду. Когда я заказывал билеты, курьеры сказали: больше всего болельщиков из Питера, потом Москва, потом Ростов-на-Дону. Может, конечно, хотели сказать приятное. Очень много иностранцев. Но почему-то я опять знаю английский лучше, чем продавцы билетов. Не раз побывали переводчиками-волонтерами. Сложно оценить удобства передвижения, потому мы жили практически на территории «Сочи-парка». Заказывали места за полгода, но это все равно дорогое удовольствие. Цены везде высокие, но курорт изначально не массовый. Ф1 во всем мире — элитарный вид спорта. Публика особенная, это не футбольные болельщики, такие мероприятия отличаются, как концерт панк-группы от Венской оперы. Гонки посетили президент и премьер-министр. Неприличное количество знаменитостей, ни одна соцсеть не выдержит такого количества фотографий со звездами, которое мы сделали за два дня. Тем, кто любит сорить деньгами, здесь есть где развернуться.

Есть специальная зона «Сочи автодрома», где пилоты находятся «в свободном доступе», — «Паддок Клаб». Билет в «Паддок Клаб» на 3 дня стоит 220 тысяч рублей. Очень дорого, зато в любой момент увидишь пилотов, знаменитостей, звезд российского шоу-бизнеса. Я бы отдал своего ребенка в этот вид. Такой же спорт, как футбол. Вопрос безопасности сейчас во главе угла в и это далеко не самый травмоопасный спорт. Все относительно — вспомните историю Шумахера.