В человеческой истории не раз случались такие прецеденты, когда мода делила мировое сообщество на враждующие лагеря, когда по поводу модных новинок приходилось высказываться президентам и держать ответ высоким религиозным деятелям, когда обычное ношение одежды становилось знаком, символом принадлежности к избранным. Такими «разрушителями» привычных человеческих устоев были когда-то женские брюки, позже — мини-юбка, килт. Сейчас на роль возмутителя стали претендовать традиционные для исламского мира хиджабы. Если закутанная с ног до головы женщина на Востоке — дело привычное, то в Европе — явление нестандартное, вызывающее интерес, горячие дискуссии и, порой, даже правительственные запреты.

Хиджаб — это вызов?
В своих высказываниях о хиджабе общественные деятели всех уровней должны быть очень аккуратны: если не разбираешься во всех тонкостях мусульманской одежды — лучше промолчи. Или отвечай в стиле нашего президента Владимира Путина. Недавно на «прямой линии» ему был задан конкретный вопрос: «Владимир Владимирович, в школах девочки уже носят хид-жабы. У нас что — исламизация?», и он конкретно ответил: «Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в некоторых республиках. Но это не является национальной особенностью. Это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было». В чем нет «ничего хорошего» — в ношении девочками хиджабов, в исламиза-ции или в том, что традиции такой нет — решайте сами. Главное в этой ситуации другое — что проблема существует, ношение хиджабов воспринимается постсоветским обществом неоднозначно.

Вопрос о запрете хиджабов остро встал в России осенью 2012 года, когда в маленьком ставропольском селении Кара-Тюбе директор запретила ученицам приходить в школу в платках. Позже правительство Ставропольского края запретило девичий платок официально, введя постановление о школьной форме. Чиновники ссылались на то, что во многих странах Европы ношение хиджаба было запрещено законом. Но, кроме Франции (в которой проживает более 6 млн мусульман и в которой действительно такой закон был принят), к женщинам в хиджабах относятся вполне лояльно. Именно потому, что рассматривают хиджаб не как вызов обществу, а как обязательную религиозную принадлежность мусульманки. Никому же в современном мире не придет в голову законом запрещать буддистским монахам носить их красные одежды и брить голову? Или христианам носить кресты и ладанки? Почему же такой пристальный интерес к хиджабу? Может, потому, что под ним — тайна? Какая она, женщина, носящая хиджаб?
Гардероб серьезной и послушной женщины. Начнем с того, что женщина в хиджабе — настоящая мусульманка, не только соблюдающая все обряды, но и совершившая паломничество в Мекку. Есть определенные нормы и правила в одежде, которых мусульманин должен придерживаться, сохраняя достаточную свободу выбора. Среди них выделяют как общие положения, так и правила, касающиеся только мужчин или только женщин.

Общие нормы сводятся к следующему:
1. Мусульманская одежда не должна быть подражанием одеянию других наций и народов.
2. Одежда женщины в исламе должна отличаться от мужской, ибо женщинам не пристало носить мужскую одежду или копировать ее.
3. Одежда является лишь средством, она не должна быть самоцелью и поглощать ум человека. Однако это не предполагает аскетизма, важно найти золотую середину.
4. Не следует носить вызывающую одежду с целью показать высокомерие или кичливость, либо с тем, чтобы привлечь взгляды.
5. Мусульманская одежда должна полностью скрывать части тела, подлежащие сокрытию от посторонних взоров (аурат). Мужчинам следует закрывать область от пупка до колен, женщинам — все тело за исключением лица
и кистей рук. При этом одежда для мусульманок не должна быть облегающей в области скрываемой части тела. Ткани не должны быть прозрачными. Волосы — часть женского аурата (то есть часть тела, которая обязательно должна быть покрыта). Покрытие головы — религиозная обязанность мусульманской женщины. Мусульманский хиджаб — сигнал о том, что перед вами серьезная и послушная женщина.
Гардероб серьезной и послушной женщины не так уж мал. Задаваясь вечным женским вопросом «Что надеть?», мусульманке есть из чего выбрать.

Ультрамодный хиджаб
Хиджаб, став объектом творческих изысканий модельеров и дизайнеров, появился на подиуме еще в 1999 году в показах модных домов Yves Saint Laurent и Chanel. Тогда исламский мир воспринимался дизайнерами как некая сказка, тайна, окутанная «тысяча и одной ночью». Все непонятное и скрытое всегда притягивает, вызывает интерес — именно это и нужно было модельерам. Хиджаб был экзотичен, необычен, а значит и притягателен. Но появившись на подиумах, это необычное одеяние завоевывает популярность и любовь не только у мусульманок. На улицах мировых столиц моды все чаще можно было увидеть модниц в платках а-ля хиджаб, желающих эпатировать окружающих. Дизайнерами разрабатывались модели из самых различных материалов — от хлопка до кожзаменителя и меха, а также вязанные хиджабы. Расцветки были довольно многообразны и необычайно красивы.

Однако «хиджабизация населения» вызвала резкую критику у многих правоверных мусульман, для которых термин мода неприемлем к женщинам ислама. Хиджаб, утверждали они, — принадлежность веры, и он прекращает быть таковым, когда становится украшением и когда не соблюдаются основные принципы его ношения. Страсти по хиджабу разгорелись нешуточные, но разве мода когда-нибудь обращала внимание на запреты и указы? Дизайнеры продолжали творить и осовременивать хиджаб. Представленная в Париже коллекция хиджабов бельгийского дизайнера Фатимы Рафий вызвала восторженные отзывы у публики и интерес глянцевых журналов. Британская, немецкая пресса проявила свой интерес к ней и ее работам и печатает в своих модных изданиях. Другой модельер — нидерландка Синди Ван Ден Брамен, больше десяти лет разрабатывая модели, создала собственный бренд хиджабов в спортивном стиле. Одним из центров развития исламской моды считается Британия, страна, где к культурному разнообразию относятся более терпимо, чем в других местах Европы. Здесь создают свои исламские коллекции такие перспективные дизайнеры, как Сара Эленани и София Кара. «Мир моды устал от «одето-раздетых» женщин на подиуме. Люди устали от наготы кругом... Мода сейчас идет с Востока», — уверена дизайнер модной мусульманской одежды, молодая чеченская девушка Белкис Бахарчиева.

Мода из Грозного
Пытаются объединить мусульманскую скромность и европейскую комфортность в одежде и наши отечественные модельеры. Из российских модельеров исламскими мотивами выделяются коллекции Юлии Далакян, Рустама Исхакова, Дарьи Разумихиной, Виктора Феоктистова. Вячеслав Зайцев также затрагивает фольклорную тематику, а осенью 2009 года в Грозном состоялось открытие студии дизайна и моды, где прошел дебютный показ коллекции его учениц — Лауры и Медни Аржеевых. Жена президента Чечни Рамзана Кадырова — Медни Кадырова — уже не первый раз представляет свою собственную коллекцию исламской одежды от-кутюр, которую выпускает ее модный дом Firdaws (араб. — рай). Дизайнер модельного дома Firdaws Зарима Яхаева, модельеры Иман Мак-шарипова, Хамзат Шахбиев недавно принимали участие в международном фестивале мусульманской одежды «Исламский стиль» в Москве. Последняя коллекция Firdaws была одобрительно встречена Роберто Кавалли.
«Восточные женщины издавна носят хиджаб, — рассказывает модельер модельного дома Firdaws Зарима Яхаева. — Поначалу это был просто головной убор, покрывало, защищающее женщину от непогоды, с течением времени он приобрел более сакральный смысл. Хиджаб стал выступать некоей защитой внутреннего мира женщины, ее безгреховности, скромности. К простому головному платку добавились еще детали. Хиджаб — это многосоставная конструкция (нижний платок — чухта, верхний платок и платье — абаи), с помощью которой мусульманка может задрапироваться так, что будут видны только разрешенные исламом части тела. Современный хиджаб — это не то, что носили наши бабушки. В своих коллекциях мы делаем шаг навстречу европейским тенденциям: используем современные ткани, фурнитуру, крой, даже допускаем в силуэте подчеркивание осиной талии — почему бы не показать такую красоту?» По словам Заримы Яхаевой, не каждая чеченка в быту позволит себе носить настоящий хиджаб, это свободный выбор свободной женщины, в основном ограничиваются платками, драпирующими голову, плечи и грудь. Именно эту часть мусульманского наряда перенимают европейские женщины. «Только они не понимают того, что головной убор хиджаба (даже правильный, состоящий из нижней части — чух-ты, прикрывающей лоб, подбородок, и верхней части, драпирующей голову, шею и плечи), украшающий голову красавицы в предельном мини с открытыми плечами и глубоким декольте, уже не будет хиджабом, — считает дизайнер. — Это будет безвкусной пародией. Хотя, разве можно женщине запретить носить то, что ей нравится? На мой взгляд, всякие запреты на ношение хиджаба просто смешны. Восточные женщины имеют право на то, чтобы соблюдать традиции своего народа, тем более, что современные исламские наряды очень красивы, они только подчеркивают красоту мусульманок».

Иногда и европейские женщины надевают хиджаб из уважения к той стране, где они находятся, хотя официально их никто не заставляет это делать. По некоторым сведениям в Грозном мусульманские платки надевали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, артисты Надежда Бабкина, Анита Цой, Азиза и другие. Многие до сих пор помнят интервью Ксении Собчак с Рамзаном Кадыровым, во время которого глава Чечни попросил ведущую надеть габли. Светской львице несколько часов пришлось просидеть в национальном чеченском костюме.
В общем, пока западные критики называют хиджаб «безвкусным символом подавления женщин» в исламе, он смело выходит в авангард модных мировых течений.