— Валентина Ивановна, как вы оцениваете нынешние темпы социально-экономического развития Ингушетии? В какой степени, по вашему мнению, руководство республики справляется с решением ключевой задачи — повышением уровня и качества жизни населения?

— Ингушетия — это не только один из самых молодых, но и один из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Достаточно сказать, что в 2011 году по индексу промышленного производства республика продемонстрировала второй результат в стране — 120%. Лучший показатель был только у Калужской области. В текущем году экономика Ингушетии продолжила расти. Причем, что крайне важно, в основном этот рост обеспечен развитием обрабатывающего сектора.

Конечно, у региона за прошлые годы накопилось огромное количество проблем: это и низкий уровень жизни, и высокий уровень безработицы, и значительный износ инфраструктуры, и нехватка производственных мощностей. Вместе с тем руководство республики прикладывает огромные усилия для улучшения жизни населения. Идет активное создание новых рабочих мест. Уже сформированы кластер по производству строительных материалов, каскад малых гидростанций в Сунженском районе, крупные объекты социальной инфраструктуры, в том числе перинатальный центр в Магасе, школы, детские сады, объекты здравоохранения.
Все это внушает оптимизм и позволяет надеяться, что уже в недалеком будущем Ингушетия навсегда избавится от приставок «слабый» и «депрессивный» и по уровню социально-экономического развития сможет конкурировать с лидерами СевероКавказского федерального округа.

— По вашей оценке, насколько руководство Ингушетии активно и инициативно в стремлении снизить уровень финансовой зависимости от центра? Либо основная масса проблем республики по-прежнему решается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы переломить ситуацию?

— Несмотря на улучшение социально-экономического положения, финансовая ситуация в Ингушетии пока остается сложной. Этому, безусловно, есть объяснение: экономика республики много лет находилась в тяжелом положении, налоговые поступления в бюджет были незначительны. Сейчас движение начинается, и я убеждена, что, объединив политическую волю с экономическим потенциалом, руководство Ингушетии может многого добиться.
Сохранение бюджетной зависимости от федерального центра в немалой степени сдерживает развитие региона, зачастую убивает мотивацию на поиск собственных источников доходов, ухудшает деловой климат. Необходимо повышение бюджетной автономии, в первую очередь за счет эффективного перераспределения властных полномочий от центра на места.
Руководству Ингушетии предстоит большая работа по наращиванию налогового потенциала региона, которая включает в себя как реализацию крупных инвестиционных проектов, так и ежедневную поддержку малого и среднего предпринимательства — основы обеспечения занятости населения. Потребуются дополнительные усилия по легализации «теневого» бизнеса, повышению эффективности контрольной работы проверяющих органов.

— Какие из имеющихся проблем Ингушетия в состоянии решить самостоятельно, а какие требуют содействия центра? На какую помощь федеральных органов власти, в том числе Совета Федерации, может рассчитывать республика?

— Во время своей поездки в Ингушетию в феврале этого года я лично убедилась в том, что социально-экономическое развитие республики набирает обороты. Президент России, Правительство, палаты Федерального Собрания оказывают Ингушетии всестороннюю поддержку. При оценке ситуации и определении мер и объемов помощи мы всегда учитываем те факторы, из-за которых республика на сегодня обладает слаборазвитой и дотационной экономикой. К наиболее значимым проблемам относятся высокие показатели безработицы и бедности, неразвитость малого и среднего бизнеса, низкий уровень развития социальной инфраструктуры.

Сейчас можно сказать, что на государственном уровне принят ряд важных решений, направленных на социально-экономическую стабилизацию в Ингушетии. В числе таких решений — создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, которая дополнительно обеспечит около 12 тысяч рабочих мест. Часть объектов будет построена за счет государственного финансирования, в том числе за счет федеральных целевых программ. Другая часть объектов — за счет республиканского бюджета и частных инвестиций.
Ингушетия участвует в реализации 14 федеральных целевых программ, наиболее значимыми из них: «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», «Жилище» и «Юг России». Республиканские программы направлены на развитие сельского хозяйства и, в частности, мясного скотоводства, содействие занятости граждан, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Все эти меры в итоге должны качественно отразиться на социально-экономическом развитии Ингушетии.
Совет Федерации в своей работе уделяет значительное внимание проблемам Северного Кавказа. Проблемы Ингушетии всегда были и остаются в поле зрения профильных комитетов верхней палаты парламента и консультативных органов при председателе палаты.

— По заявлению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, за последнее время значительно увеличился объем финансовых вливаний в республику. Согласны ли вы с утверждением о том, что сегодня в Ингушетии созданы все условия для привлечения инвестиций — как отечественных, так и зарубежных?

— Все условия для этого сегодня не созданы не только в Ингушетии, но и в любом другом субъекте Федерации. Вместе с тем я согласна, что за последнее время Ингушетия сделала значительный шаг вперед для создания благоприятных условий ведения бизнеса: происходит повсеместное обновление инфраструктуры, решается проблема кадров, проводится серьезная работа по формированию нормативно-правовой базы для привлечения частного капитала.
В столице республики Магасе, в других городах активно строятся образовательные, спортивные и культурные учреждения, модернизируется транспортная инфраструктура, развертывается широкополосный Интернет...
Я абсолютно уверена, что у Ингушетии есть свой потенциал развития и свои точки роста. Прежде всего, это туризм и уникальные природные достопримечательности, сельское хозяйство и благоприятные климатические условия, строительство, нефтепереработка и богатые природные ресурсы. Задача власти на местах — раскрыть этот потенциал, создать условия для притока частных инвестиций, развития бизнеса, появления новых рабочих мест.

— Какую оценку вы поставили бы действиям властей Ингушетии по обеспечению безопасности в республике? Оправдано ли говорить, что Ингушетия сегодня — комфортный для проживания регион?

— По сравнению с 2010 годом количество тяжких преступлений в 2011 году снизилось в Ингушетии на 12%. Можно констатировать снижение уровня преступности, но говорить о стабильности пока еще рано. Главными катализаторами проблем по-прежнему остаются высокий уровень безработицы и недостаточные меры по социализации молодежи.
Тем не менее ситуация в сфере безопасности заметно улучшилась. В этом большая заслуга главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Он предложил ряд инициатив, которые должны помочь стабилизации ситуации: амнистия некоторым участникам незаконных формирований, более тесное взаимодействие с правозащитниками, борьба с проявлениями кровной мести и примирение враждующих семей, борьба с неправомерно жесткими действиями силовиков, открытие «горячей линии» для получения информации о готовящихся терактах.
Безусловно, предстоит еще очень много работы для восстановления стабильности. Надеюсь, что в перспективе Ингушетия станет регионом не только безопасного проживания, но и комфортного отдыха граждан.

— Как сломать укоренившийся стереотип о том, что Ингушетия (да и другие республики Северного Кавказа) по-прежнему являются зоной риска?

— Сломать этот стереотип может только успешное решение социально-экономических проблем, обеспечение личной и общественной безопасности, воспитание у молодежи чувства патриотизма, уважения к нашим общим ценностям.
Руководители России и Ингушетии для этого предпринимают значительные усилия. Республика участвует в реализации 14 федеральных целевых программ с общим лимитом финансирования 3,5 млрд рублей и 30 региональных целевых программ. В Минрегион направлены 53 инвестиционных и социальных проекта для включения в программу «Развитие СКФО», в Минэнерго — 9 инфраструктурных проектов. Программы и проекты реализуются в целом успешно.
Частные инвестиции в экономику Ингушетии должны возрасти в ближайшее время до 5 млрд рублей в год. В 2010 году их объем составлял 600 млн рублей, в 2011 году — уже 2 млрд рублей. Причем речь идет прежде всего о промышленности и сельском хозяйстве.
Компания «Роснефть» заявила о выделении в течение пяти лет 14 млрд рублей на геологоразведку и обслуживание нефтескважин Ингушетии. Помимо этого компания намерена вложить более 1 млрд рублей в социальную инфраструктуру республики.
Растут объемы строительства жилья. На программу модернизации здравоохранения в прошлом году было выделено более 1 млрд рублей. Активно развивается сеть образовательных учреждений. В апреле утверждена республиканская целевая программа «Молодежь Ингушетии» на 2012-2016 годы...
Пользуясь случаем, я хотела бы через журнал «Вестник. Северный Кавказ» поздравить всех жителей Ингушетии с 20-летием создания республики. Пусть в каждую семью придут достаток и радость, а Ингушетия, равноправный субъект Российской Федерации, неуклонно движется по пути экономического и социального прогресса.