Завершился год 100-летия Расула Гамзатова, впереди — год 155-летия Сулеймана Стальского. Оба — величайшие поэты Дагестана, Советского Союза, России, народные любимцы, прославившие свою малую родину и большую страну во многих государствах мира.

Расул Гамзатов писал:

«И если мой огонь погас,

Жалейте не меня,

А тех, сидевших столько раз,

У моего огня!»


Также он говорил: «В Дагестане я — аварец, в России я — дагестанец, за рубежом я — россиянин».

Думаю, эти строки находят свое отражение и подтверждение в массовости и широкой географии мероприятий в честь 100-летнего юбилея Расула Гамзатовича: Дагестан, регионы России, государства ближнего зарубежья, диаспоры, представительства далеко за пределами нашей страны.

Тысячи, даже десятки тысяч изданных книг, огромное количество снятого материала, научно-практические конференции, форумы, выставки, концертные, литературные, телевизионные программы — все это свидетельствует о том, что «огонь Расула не погас». Более того, немало тех, кто «сидел у огня Расула», кто не утратит о нем память. Остроумие, жизнерадостность, невероятный талант поэта не оставляют равнодушными ни одно поколение!

В 2023 году я как гид Национальной ассоциации гостеприимства Северного Кавказа стала участницей нескольких проектов, в рамках которых мы говорили, пели, танцевали, читали в честь 100-летия Гамзатова. 4 февраля на высокогорном озере Мочох, на высоте почти 1600 метров над уровнем моря, в родном Хунзахском районе Расула Гамзатовича состоялось открытие года юбиляра с легендарного танца лезгинка. Но танец мы с коллегой исполняли на коньках.

TASS_17548064.jpg

Также я участвовала в литературном конкурсе чтецов стихотворений Гамзатова. А участвуя во Всероссийском проекте «Больше, чем путешествие», прошла программу обучения «Проводники смыслов», чтобы представлять всю страну, все регионы и родной Дагестан в Москве на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Каждый раз, подходя в павильоне № 75 к дагестанскому стенду, обязательно обращала внимание экскурсантов на книжную полочку, где лежали книги Расула Гамзатовича. И, конечно же, не обходилось без чтения стихотворения «Журавли»:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

На экскурсиях я обязательно рассказываю о том, что по рекомендации Марка Бернеса слово «джигиты» было заменено на «солдаты». А также о том, что после музыки Яна Френкеля и исполнения Марка Бернеса «Журавли» зазвучали и стали своего рода символом Великой Отечественной войны. Сегодня мы не представляем себе праздник День Победы без этой песни. Она исполняется везде и всюду, любима народом, слушается на одном дыхании.

...Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Я неспроста процитировала последние строчки «Журавлей». 8 и 9 сентября в Хунзахском районе мы широко и ярко отмечали юбилей Расула Гамзатова. Я очень хотела присутствовать на мероприятиях, но прибыла тургруппа, и мы выехали по маршрутам в горы. Добрались до Чиркейского водохранилища и ждали свои катера для водной прогулки. Вдруг слышу какие-то звуки в небе, поднимаю голову, а там огромный журавлиный клин. Стала кричать: «Журавли, журавли! Они прилетели к Расулу на юбилей!»

С некоторым недоумением на мои слова отреагировала часть туристов, а кто-то произнес: «Да, мы знаем вашего Расула Гамзатова, у него ведь юбилей — 100 лет?»

Не представляете, как было приятно это слышать! У меня глаза сверкали, слезы навернулись... Рассказывала гостям о поэте, а сама глазами провожала журавлей.

И тут меня еще больше осенило. Ведь Гамзатов написал свое знаменитое стихотворение, возвращаясь из Японии, где узнал про девочку Садако Сасаки, про то, как она пыталась собрать тысячу журавликов, чтобы исцелиться, но не успела. К тому же, когда поэт посетил памятник девочке, он услышал курлыканье журавлей и, подняв голову в небо, увидел клин, пролетающий над мемориалом. Глубокое потрясение, которое испытал Расул Гамзатович, стало прекрасной причиной рождения «Журавлей».

В сентябре 2023-го я тоже осталась под глубоким впечатлением. Надо же, такое совпадение: в день рождения поэта — и клин журавлей!

...Летит, летит по небу клин усталый —

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый 

Быть может, это место для меня.


Мы подводим итоги Года Расула Гамзатова, но увековечение памяти поэта продолжается. Национальная ассоциация гостеприимства Северного Кавказа разрабатывает новые экскурсионные маршруты «Дагестан литературный», в которые мы включили посещение памятников наших поэтов и писателей. Их можно назвать местами, к которым «не зарастет народная тропа».

Один из главных маршрутов начинается с посещения могилы-памятника, вернее даже будет сказать, бюста родоначальника досоветской поэзии и дагестанской литературы Сулеймана Стальского на бульваре, носящем его имя. Горький назвал Стальского Гомером XX столетия. 2024 год объявлен в нашей республике годом увековечения памяти лезгинского, дагестанского поэта Сулеймана Стальского, все мы будем отмечать 155-летие со дня его рождения.

Следующий маршрут — Аварский музыкально-драматический театр имени Гамзата Цадасы. Величайшие имена народных поэтов открывает основной — литературный — маршрут. В своих воспоминаниях Гамзат Цадаса делился: «Меня поэтом сделал Сулейман Стальский».

TASS_32412649.jpg

Оттуда цепочка тянется к Расулу Гамзатову, потому что после мы отправляемся на проспект Гамзатова и посещаем все достопримечательности, расположенные на главной улице Махачкалы, и, конечно же, памятник юбиляра, установленный на площадке Государственного республиканского русского драматического театра имени М. Горького.

А завершается наш маршрут на Чиркейском водохранилище в Буйнакском районе с посещением новой локации, откуда открывается вид на вторую гору Пушкина. В 2023 году мы показали ее всем жителям, пригласив СМИ.

Богатейшее наследие, полученное в дар от предков, мы ни в коем случае не имеем права утрачивать. Более того, мы обязаны бережно к нему относиться, сохранить и приумножить, передать подрастающему поколению. И как здорово, что мы обладаем наследием не только материальной культуры, а в большей степени — незабвенной духовной.

«Говорят, что посмертно

Тела наши станут землею.

Я поверить готов

В немудреную эту молитву.

Пусть я стану частицей Земли,

Отвоеванной с бою,

Той земли, на которой

Сейчас я всем сердцем живу».

(Расул Гамзатов).


Текст: Шапери Курбанова, гид Национальной ассоциации гостеприимства Северного Кавказа