В январе 2014 года в преддверии старта Олимпийских игр в Сочи сборная команда альпинистов из ста человек, представляющая все региональные федерации альпинизма России, поднимет олимпийский огонь на вершину Эльбруса. В состав команды войдут и представители Северного Кавказа — участниками восхождения от Чеченской Республики станут Рамзан Баканаев и Мансур Гишаев.

Предложение войти в состав сборной поступило чеченским альпинистам от официального посла Олимпийских игр Сочи-2014, председателя Федерации альпинизма Республики Северной Осетии — Алании знаменитого альпиниста, обладателя почетного титула «Снежный барс» Казбека Хамицаева, совершившего восхождения на все семитысячники постсоветского пространства. Участие в статусном восхождении станет для чеченских спортсменов серьезным признанием их работы. И это очень важно — ведь некогда прославленная альпинистская ассоциация Чечни в последние годы буквально возрождалась по крупицам.

Заоблачная история
«Разве это не парадокс — иметь горы и не иметь специалистов, умеющих их покорять», — так начиналась 15 лет назад наша беседа с Рамзаном Баканаевым, с которым я случайно познакомился еще во времена так называемой Ичкерии. Он сидел тогда в полуразрушенном здании на улице Краснознаменной (ныне имени генерала Трошева), где на фасадной стене фломастером на картонке было написано «Федерация альпинизма ЧРИ». Увидев его за столом с покосившейся ножкой, можно было представить, о чем были его думы на фоне вдребезги разбитого города и отсутствия мало-мальской перспективы при тогдашней власти сепаратистов. Теперь же, спустя долгие годы и после множества событий, мы вновь встретились. За прошедшие годы он так и не перестал быть романтиком, как и положено тем, кто любит ходить по горным скалам и ледникам, делать памятные фотографии у самого неба. Рамзан — самый компетентный человек в альпинизме во всей республике. Ему, уроженцу Шатойского района, альпинистское дело знакомо не понаслышке и не по кинофильмам. В 1979 году будучи студентом факультета физвоспи-тания грозненского пединститута Рамзан впервые пришел на занятия секции альпинизма и горного туризма. Сегодня на его счету десятки покоренных вершин Северного Кавказа.

Первая альпинистская секция в Грозном появилась еще на стыке 50-60-х гг. прошлого века на базе добровольного спортивного общества «Буревестник» при Нефтяном институте. Вскоре к студенческому обществу присоединились еще два спортивных общества «Труд» и «Урожай». Они стали выставлять по две команды на республиканские соревнования, включая первенство мемориала, посвященного памяти погибших при сходе лавины в Приэльбрусье шести грозненских альпинистов. Количество энтузиастов этого вида спорта в тогдашней Чечено-Ингушетии достигало пятидесяти человек.
За три десятилетия альпинизма в ЧИАССР весь костяк альпинистов состоял из русскоязычных спортсменов, кроме двух чеченцев — Рамзана Баканаева и его друга Хасана Мин-туева. Может быть, причина заключалась в том, что все спортобщества находились только в Грозном и ни одной секции в горных районах республики — там, где по сути, они и должны были находиться. Впрочем, во всем СССР в семидесятые годы существовало всего лишь 22 альплагеря, расположенных, в основном, в горах Кавказа.

Несмотря на отсутствие собственной базы к 80-м годам Чечено-Ингушетия имела немало своих мастеров спорта и разрядников по альпинизму, регулярно повышала свое спортивное мастерство на соревнованиях по скалолазанию и ледовой технике. Но уже к началу девяностых годов альпинизм как вид спорта перестал существовать из-за нараставших, как снежный ком, общественно-политических событий в Чечне.
Не уходить в горы, а покорять их. В конце 90-х годов Рамзан Баканаев решил вернуть альпинизм в регионе и стал инициатором возрождения Федерации альпинизма, туризма и горных видов спорта Чеченской Республики. Несмотря на то, что этот вид спорта когда-то был хорошо развит в ЧР, активистам все пришлось начинать с нуля. «К сожалению, из прежних мастеров никого не осталось, — говорит Рамзан Баканаев. — За двадцать лет, особенно в годы прошедших войн, они разъехались по городам и весям».

Сегодня федерацией определены первоочередные задачи в открытии спортивных секций и кружков, разработка учебных пособий, собрание киновидеоархива, создание материалов учебно-методического характера, обеспечение подготовки альпинистов из ЧР для участия в международных соревнованиях и массовых восхождениях. Пока членов федерации альпинизма мало. Поэтому основной целью становится привлечение молодежи.
«Сейчас мы работаем со студентами географического факультета Чеченского госуниверситета. Их пока примерно два десятка. Они уже освоили скалолазание. Именно эти ребята станут ядром будущей команды, — рассказал Рамзан Баканаев. — Все они жители горных районов, очень выносливы и физически хорошо подготовлены. В дальнейшем мы планируем расширить круг будущих альпинистов за счет учащихся вузов и ссузов республики, создав собственную базу альпинизма. Мы стремимся к тому, чтобы наши молодые люди не уходили в горы, а только покоряли их своими спортивными достижениями».

Что влечет альпинистов
Чеченские горы занимают площадь около шести тысяч кв. километров или же 35% от всей территории республики. В советские годы в этих местах проходили два популярных всесоюзных горно-пешеходных маршрута: 389-й по Шатойскому и 44-й по Веденскому районам. Эти и другие маршруты: вызывали повышенный интерес у туристов из различных уголков бывшего СССР. Однажды побывавшие здесь стремились сюда вновь. У альпинистов к здешним горам интерес особый. Дело в том, что чеченские горы привлекают своей девственной красотой и малоизученностью в отличие от гор других северокавказских республик, уже давно хоженых-перехоженых.
«Лакомыми кусками» для альпинистов являются расположенные на стыке трех границ Грузии, Чечни и Дагестана вершины гор Тебулосмта (4493 м), Диклосмта (4285 м), Коми-то (4261 м) и других.
За все время существования республиканской федерации альпинистов местные мастера «вырастали» в горах Кабардино-Балкарии, Грузии и Северной Осетии, тогда как горы Чечни «бездействовали».

Романтика и экономика
Неподдельный интерес к горным вершинам Чечни требует развития инфраструктуры для спорта и туризма. Среди людей, далеких от горных приключений, бытует мнение, что альпинисты — это романтики. Однако в данном случае романтика должна рука об руку идти с экономикой.
«Сегодня пришло время исправлять ошибки прошедших десятилетий, — уверен Рамзан Баканаев. — Когда-то горцев целенаправленно изгоняли из веками обжитых родных мест на равнины, жилье их разрушали. Поэтому постепенно горные селения пришли в упадок и запустение. О благоустройстве их не могло быть и речи, а тем более о развитии альпинизма и горного туризма». При этом горы Чечни представляют значительный интерес, как для российских, так и для зарубежных альпинистов и туристов. «В начале восьмидесятых годов чехословацкие специалисты провели воздушный облет наших горных районов и пришли к выводу, что склоны возле селения Борзой Шатойского района пригодны для строительства горнолыжных трасс», — поделился руководитель федерации альпинизма. Кроме этого, в здешних горах немало красивейших мест с целебными источниками, лечебными грязями и, конечно же, чистейшим воздухом. И это способно привлечь уже не только спортсменов, но и путешественников и отдыхающих. Что может быть лучше для восстановления сил, чем горный туризм?

Чтобы красотами горной Чечни могли наслаждаться не только ее жители, но и многочисленные туристы и спортсмены, а республика получила новую серьезную отрасль экономики, необходима хорошая инфраструктура. Первые шаги уже сделаны. В марте 2013 года правительство ЧР утвердило концепцию республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы». А во многие горные села проведены газ, электричество, развивается дорожная инфраструктура. Например, дорога Итум-Кала — Альпийские пастбища в сторону грузинской границы — значительный козырь для тех, кто хочет видеть этот край современным и благоустроенным. Раньше, прежде чем добраться до подножия вершины, приходилось продираться несколько дней сквозь лесные чащи по бездорожью, да еще и с тяжелым рюкзаком за плечами. Здесь можно прокладывать и другие новые дороги, позволяющие дальше развивать эти места.

Альпинист или спасатель
Развитие альпинизма в республике имеет и еще ряд практических значений. Необходимо упомянуть о том, что страны, даже не имеющие собственных гор, активно готовят альпинистов для своих вооруженных сил, структур МВД и МЧС. Отсюда возникает необходимость создания мобильных отрядов специального обучения из числа воинских подразделений, дислоцирующихся в горах. Их необходимо обучать навыкам горовосходителей, умению передвигаться по сложному горному рельефу, преодолению водных преград, переправам через разнообразные препятствия, оказанию помощи пострадавшим, доставке грузов и многому другому.
«Мы можем заниматься с ними, учить их технике скалолазания и горовосхождения, — считает Рамзан Баканаев. — Для этого необходим отбор группы для регулярных походов в гору, покорения тех или иных вершин в любую погоду. Нужно учиться не замерзать в тридцатиградусный холод, разводить костер на снегу и т. д. Не зря у альпинистов говорят, что там, где кончается тропа, начинается путь альпиниста. Поэтому будет справедливо, если секции альпинистов будут существовать в Веденском, Итум-Калинском, Шаройском и Шатойском районах».

Большой поток любителей активного отдыха ожидается в строящихся горнолыжном курорте «Ведучи» и туристическом центре «Кезеной-Ам». Там тоже понадобятся профессионалы многих направлений, в том числе альпинисты, инструкторы и проводники горно-лыжного и горно-пешеходного туризма. Люди, имеющие не только навыки горо-восхождения, но и обладающие знаниями в краеведении, истории, способные оказать первую медицинскую помощь, ведь от инструкторов часто зависят жизнь и здоровье людей. В случае необходимости они же могут принимать участие в поисково-спасательных операциях. Пока таких специалистов нет, но их уже сейчас необходимо готовить.
«Для гостей республики должны быть предложены конкретные маршруты и услуги, — убежден Рамзан Баканаев. — Наша федерация совместно с Русским географическим обществом и научно-исследовательским проектом «Неизвестная Чечня» будет заполнять имеющиеся пробелы. Таким образом, к открытию курорта «Ведучи» и «Кезеной-Ам», а также горно-пешеходных маршрутов все должны быть готово».
Кроме того, стоит учитывать, что в Грозном, Гудермесе и Аргуне появились здания повышенной высотности. Они тоже нуждаются в услугах промышленного альпинизма. И это дополнительная сфера для использования альпинистских умений членов ассоциации.

Наша цель — Эверест
В течение ближайших двух лет чеченские альпинисты будут готовы покорять знаменитые вершины на европейском континенте. Чеченская команда вместе со своими партнерами из Польши и соседней Ингушетии нынешней осенью пойдет «брать» Эльбрус.
Но главной целью чеченских альпинистов, конечно, является покорение Эвереста. «К знаменитому восьмитысячнику мы готовимся еще с прошлого года. И если все сложится благополучно, то в марте-апреле 2014 года мы отправимся в Непал или Тибет. Для подготовки и самого восхождения мы пригласили известного альпиниста России, покорителя многих вершин страны и мира «Снежного барса» Казбека Хамицаева. Всего же в команде восхождения будет не больше шести человек», — говорит Рамзан Баканаев.

Пока что приходится с сожалением констатировать, что у команды нет альпинистской экипировки. Все, что имеется в наличии — это амуниция восьмидесятых годов и помощь коллег из регионов России. У Рамзана, например, сохранилась латаная-перелатаная штормовка, которой почти 30 лет, старый ледоруб и ботинки со стертыми шипами. Спортсменов это не останавливает, у них слишком много дел. Руководитель ассоциации считает, что сегодня вместо ожидания будущего наплыва иногородних и иностранных туристов необходимо развивать внутренний туризм из числа самих жителей республики. «Известность о наших живописных местах может прийти именно благодаря внутреннему туризму», — уверен он.
Автор:
 |