По итогам 2015 года СКФО планирует принять свыше 3 млн туристов — примерно на 15 % больше, чем в 2014-м. Локомотивом отрасли остаются курорты, а основным видом отдыха — горнолыжный. Однако создание особых экономических зон, строительство всесезонных туристско-рекреационных комплексов способствуют расширению предложения. «Вестник» организовал круглый стол, участниками которого стали представители туриндустрии округа. Они рассказали о специфике ее развития с учетом событий в мировой политике и экономике. Как выяснилось, все большее число россиян и иностранцев оправляются отдыхать именно на Кавказ. Но для того, чтобы это превратилось в тенденцию, необходимы модернизация инфраструктуры, увеличение количества и повышение качества предоставляемых услуг, а также целенаправленный пиар территории.

Юлия Наумова, директор по развитию туроператора «Сан-трек», Кабардино-Балкария:
— В целом рост турпотока в нынешнем году во все республики СКФО и Ставропольский край увеличился примерно в 1,5 раза. За сезон с мая по октябрь 90% приехавших к нам на тур-программы впервые посещали Северный Кавказ. На рост повлияли и валютные колебания, и то, что сократились возможности выезда за рубеж для некоторых категорий граждан. Но главное все же не это. Снижается уровень отрицательной информации о Кавказе. Все больше говорят о тех разнообразных туристических возможностях, которые есть в округе и в частности в Кабардино-Балкарии. Построена новая канатная дорога на Эльбрус, появляются новые мини-отели, гостиничные дома, туркомплексы. Пусть медленно, но улучшается сервис. С учетом этих позитивных изменений крупные отечественные операторы, которые раньше не интересовались или даже боялись работать на кавказском направлении, выводят наши туры на всероссийский рынок. Расширяется и география туристов. Первые впечатления — неповторимая природа. А самые популярные программы — экскурсионный межрегиональный тур «Ожерелье КМВ» с посещением Ставропольского края, КБР и КЧР, а также восхождение на Эльбрус. Последнее вызывает особый интерес у гостей из США, Бразилии, Италии, Франции. Для комфортного отдыха нашим и иностранным туристам не хватает возможностей оплачивать услуги пластиковыми картами. Машину на прокат можно взять только в КВМ. На самом посещаемом курорте «Приэльбрусье» не хватает персонала в отелях и кафе, владеющего иностранными языками, и т. п. Сервис пока еще тоже не на европейском уровне. Высокие цены на проживание, питание в сравнении с зарубежными курортами делают нам антирекламу. Решать все проблемы возможно. И количество туристов будет, безусловно, расти, если в СКФО сохранится тенденция к стабилизации ситуации, обеспечению безопасности, продвижению бренда региона.

Умар Айдинов, генеральный директор туроператора «Международная академия горного туризма», Карачаево-Черкесия:
— В КЧР была заметна тенденция резкого увеличения турпотока в зимний сезон 2014/2015, что естественно для горнолыжного региона. Однако туристы, посетившие республику летом, уезжают в восторге от природной красоты и гостеприимства местного населения, от количества объектов для посещения. Они не ожидают, что у нас довольно хорошо развита инфраструктура. Признаются, что морально настраивались на худший сервис. Перед поездкой 7 из 10 туристов спрашивают, насколько у нас безопасно? Долгие годы нестабильности на Кавказе, которую активно муссировали в СМИ, накладывают свой отпечаток... Число гостей, несомненно, будет расти, если здесь сохранится стабильность. Сравнительный анализ цен, количества и качества предоставляемых услуг говорит о явном преимуществе региона перед конкурентами. По опыту нынешнего года отмечу рост интереса ко всему Кавказу. И все больше — к активным программам. Но для удовлетворения потребностей отдыхающих
нужно расширять перечень услуг в сфере развлечений. Создавать этнографические музеи, восстанавливать исторические объекты, проводить реконструкции исторических событий. А также развивать логистику. У КЧР нет ни аэропорта, ни железнодорожного вокзала: это увеличивает стоимость турпродукта и создает неудобства для посещения наших курортов.

Ася Мержоева, директор туристической фирмы «Чечня Трэвел»:
— Интерес к Чечне неуклонно растет. И среди россиян, и среди иностранцев. Только в нынешнем году услугами нашей турфирмы воспользовались свыше 5000 человек, из них более 300 приехали из-за границы. В основном, из Германии и Италии. Я связываю это не с внешними мировыми факторами, а с появлением новых туробъектов, которые возводятся каждый год по всей республике. Большой популярностью пользуется открытый в конце прошлого года комплекс «Кезеной-Ам». Огромный запрос у жителей из разных уголков России на горнолыжный курорт «Ведучи» — хочется, чтобы его поскорее открыли. Прислушиваясь к пожеланиям отдыхающих, мы стали разрабатывать новые туры — конные и кулинарные. Ежегодная тенденция увеличения туристического потока на 20% указывает на то, что Чечня уже не ассоциируется с опасной территорией. Туриндустрия в республике выстроена четко и качественно. Это касается и трансфера, и выверенности программ, и наличия опытных гидов, и в целом инфраструктуры. Особенно удивляют всех низкие цены на экскурсии — в среднем 50100 рублей. Да и туры привлекательны по стоимости. А средств размещения имеется больше, чем приезжает туристов.

туризм в СКФО.jpg

Ибрагим Албаков, туркомпания «Горные путешествия», Ингушетия:

— Внешнеполитическая ситуация совершенно ни при чем. Интерес к Ингушетии повышается благодаря рекламе: в последние годы о нашем регионе стали активно писать в СМИ с положительной стороны. И если в 2013 году наша компания приняла только 64 человека, в 2014-м — уже более 180, а в 2015-м — свыше 700. Да, раньше приезжать в республику боялись. Помню реакцию своих приятелей из Москвы: «У вас опасно, у вас война». Очнитесь, уже лет десять, как у нас тихо и спокойно! Конечно, надо еще улучшать инфраструктуру, связанную с зимним отдыхом. В Ингушетии есть горнолыжный курорт, но пока он развит минимально. Туристам привычнее и удобнее ездить в Домбай или Приэльбрусье. А вот летнее направление у нас обкатано успешно. Емкость для единоразового размещения отдыхающих по республике — 3000-4000 мест. Стоимость самого дорогого проживания с питанием и некоторыми видами экскурсий — порядка 3000 рублей в сутки. Это серьезное преимущество перед многими другими регионами России. Сервис за последние годы тоже ощутимо улучшился. Принцип векового гостеприимства активно включен в туристический бизнес. Из минусов выделю то, что сейчас мы можем показать отдыхающим лишь 10% возможностей. В Ингушетии — более 1000 башенных комплексов и иных уникальных объектов, но в экскурсионно-исторические программы включены единицы. Большая часть объектов находится в приграничной зоне, куда туристам въезжать нельзя. Даже частичное снятие запрета поспособствовало бы увеличению турпотока в республику.

Алан Дауров, генеральный директор национального туроператора «Казбек-тур», Северная Осетия:
— Увеличение турпотока есть, но оно не существенное. В прошлом году Северная Осетия приняла чуть больше 180 тыс. человек, в нынешнем, насколько я знаю, прогнозируется порядка 200 тыс. Для сравнения: в советское время, вплоть до 1990-х, республику посещало до 2 млн туристов. За последние два десятилетия туркластер пришел в упадок, но его возрождение уже началось. «Казбек-тур», созданный при госсподдержке в 2014 году, как раз нацелен на то, чтобы переломить ситуацию. На развитие нашего предприятия выделено около 7 млн рублей, поставлены задачи — выйти на самоокупаемость в течение двух лет. Туристы, действительно, стали приезжать на Северный Кавказ активнее. Заинтересованность есть не только в зимних, но и в летних турах. И санкции, как мне кажется, здесь ни при чем. Возможно, внешнеполитическая ситуация лишь подтолкнула россиян к отдыху внутри страны. Главная проблема, с которой мы столкнулись при выходе на туррынок, — современное поколение мало знает о Северной Осетии. Нужен целенаправленный пиар региона. Мы участвуем во всевозможных выставках, заключаем договоры с крупнейшими туроператорами страны. У нас — уникальные природные объекты. Кулинарные и историко-познавательные программы разработаны и успешно обкатаны по всей республике. Достаточно мест для единоразового размещения, особенно во Владикавказе. Открываются отели и на горнолыжных курортах. В Цейском ущелье — неплохо с гостиничными номерами, сейчас надо оснащать ими Куртатинское ущелье.

Юкрудин Салимханов, генеральный директор туркомпании «Джага», Дагестан:
— Турпоток в Дагестан увеличился. Если в прошлом году наша компания обслужила 265 туристов, то в нынешнем — 475. Этому способствовало в первую очередь то, что в республике около двух лет не происходило терактов, стабилизировалась внутриполитическая ситуация. Хотя недостаток финансирования, инфраструктуры, квалифицированного персонала обслуживания, сертифицированных объектов приема мешают более активному развитию отрасли. Вместе с тем приезд осенью в Дагестан большой группы работников СМИ и путешественника Михаила Кожухова, организация «Чайного экспресса» по маршруту Сочи — Дербент дают мощный толчок к продвижению туриндустрии республики. Хочется всем показать и рассказать, какие у нас великолепные морские пейзажи, чистый воздух. И, конечно, уникальные исторические и природные объекты: цитадель Нарын-Кала, глубочайший Сулакский каньон, высочайший в Европе бархан Сарыкум и многое другое. По отзывам туристов, которые уже побывали в Дагестане, они не ожидали, что так красив и привлекателен наш край, что еще встречаются такие гостеприимные и приветливые люди!