Северный Кавказ — регион, в котором агропромышленный комплекс и пищевая промышленность занимают существенную долю в структуре экономики. и небольшие фермерские хозяйства, и крупные сельхозпредприятия за годы сумели наработать серьезную репутацию и получить любовь потребителей не только в самом регионе, но и по всей стране. Как, например, северокавказские бренды минеральных вод и алкоголя. все это послужило предпосылкой для создания зонтичного бренда «сделано на северном Кавказе», под которым должна продвигаться вся вкусная и полезная продукция региональных производителей.

Известные на всю страну
в сфере мясного производства наиболее известной компанией, работающей в СКФО, является ГАП «Ресурс». Эта агропромышленная группа имеет несколько производств в ставропольском крае, самым известным из которых, пожалуй, является ЗАО «Ставропольский бройлер», купленный компанией осенью 2012 года. По результатам работы птицеводческой отрасли в 2012 году «Росптицсоюз» определил ГАП «Ресурс» на третье место в рейтинге производителей мяса птицы в России с показателем 211 тыс. тонн мяса. Всего компания производит более сотни видов продукции из мяса птицы под торговыми марками «Нежнино», «Благояр», «Добрая долина». При этом «Благояр» является лауреатом и победителем многих федеральных и региональных конкурсов, таких как «100 лучших товаров россии» и «Любимая марка». Бренд «Благояр» представлен в 500 торговых точках по всей стране.

Еще одна российская компания, производственные мощности которой расположены преимущественно в СКФО, — ЗАО «Байсад». Это многопрофильное предприятие сегодня является одним из лидеров рынка макаронных изделий. Компания «Байсад» — одно из немногих российских предприятий с полным циклом производства, включающим собственные сельскохозяйственные угодья, мощные перерабатывающие комплексы, современные производственные и упаковочные линии. На территории ставропольского края группа компаний представлена четырьмя производственными площадками.

Представлен в республиках северного Кавказа своими производствами и крупнейший в стране агрохолдинг «Разгуляй». Эта группа компаний объединяет три отраслевых направления — сельскохозяйственное, зерновое и сахарное и ведет деятельность в 16 субъектах российской Федерации. В частности, в группу входят такие предприятия как ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол» и ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод». Ззавод «Карачаево-Черкесский мукомол», расположенный в Черкесске, ежегодно перерабатывает 44% сельскохозяйственного сырья, выращенного в республике Карачаево-Черкесия, а расположенный в междуречье малого Ззеленчука и Кубани Карачаево-Черкесский сахарный завод является единственным сахарным заводом в республике.

В отрасли молочного производства стоит выделить молочный комбинат «Ставропольский», работающий с 1928 года. Продукция завода широко представлена не только в Ставропольском крае и не раз получала признание экспертов отрасли. Другой пример — производитель мороженого и замороженной продукции ОАО «Холод». Компания, созданная на базе Пятигорского хладокомбината, сегодня является одним из ключевых предприятий СКФО по производству мороженого, а также по хранению, охлаждению и замораживанию продуктов питания. Потребителями ее продукции являются миллионы жителей всего Юга России.

Центр чистой воды
Несмотря на обилие производителей продукции АПК и пищевой промышленности в СКФО более всего регион известен своими минеральными водами. Конечно, это во многом обусловлено естественными причинами — именно на территории региона бьют источники с чистейшей питьевой и минеральной водой, которая известна своими вкусовыми и целебными качествами на всю Россию.
Одним из самых знаменитых в стране производителей минеральной воды является ОАО «Нарзан», одно из крупнейших предприятий СКФО. Компания развивает производство преимущественно в сегменте «премиум» и представлена широким спектром брендов безалкогольных напитков. Кроме известной еще с советских времен минеральной воды «Нарзан» на предприятии выпускаются лимонады под брендом «Шорли» и питьевая вода «Ледяная жемчужина». Новые бренды, пусть и не обладающие такой историей как «Нарзан», быстро завоевали любовь покупателей и сегодня представлены во многих городах России.

Другой известнейший федеральный бренд на рынке минеральной воды — это «Архыз». Этот бренд принадлежит ЗАО «управляющая компания «Висма». «Висма» — один из лидеров на российском рынке бутили-рованных вод. Сегодня компания входит в тройку крупнейших федеральных производителей воды в России и активно конкурирует с транснациональными компаниями. Всего предприятию принадлежит семь брендов различных напитков, среди которых, помимо вышеупомянутого «Архыза», «Ессентуки», «долины Нарзанов» и «Славяновская». Говоря о брендах минеральной воды, разливаемой в СКФО, нельзя не упомянуть и компанию «Меркурий», работающую на этом рынке с 1994 года. сегодня в каталог брендов этого федерального игрока входят пять наименований, самые известные из которых — «Меркурий», «Пилигрим» и «Кубай».
При этом продукция заводов минеральных вод известна не только на территории России, но и за ее пределами. Например, компания «Старый источник», в число брендов которой входят, например, «Шипи», «Аштау» и «Джигем», не только реализует свою продукцию на территории 69 регионов страны, но и экспортирует ее за рубеж. Среди стран-импортеров — Эстония, Литва, Туркменистан, Молдавия, Украина, Азербайджан, Казахстан и даже США и Китай. Это доказывает высокое качество продукции компании: каждая торговая марка минеральных вод обладает свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара, гарантирующим подлинность вод.
И хотя большинство заводов по производству минеральной воды расположены на территории Ставропольского края, это не единственный регион, известный своей минералкой. В частности, в Ингушетии с 1929 года работает завод минеральных вод «Ачалуки», производящий минеральную воду под одноименным брендом. В 2005 году на заводе была проведена модернизация, что позволило осуществить вывод бренда «Ачалуки» на российский и международный рынок. Сегодня воду «Ачалуки» реализуют как в Рроссии, так и на территории стран Балтии и СНГ.
Говоря о северокавказских производителях безалкогольных напитков, нельзя не упомянуть и дагестанское ОАО «Денеб» — одно из крупнейших в регионе предприятий в этом сегменте. Продукция завода широко представлена во многих российских городах, а самыми известными брендами компании являются питьевая вода «Горная», минеральные воды «Денеб» и «Махачкала 160», лимонады «Голд», холодный чай «Менди» и квас «Капитанская бочка».

Бренды в градусах
На благо северокавказских брендов работают и международные игроки. Международной вертикально интегрированной компании «Алвиса», доля рынка Европы первичных коньячных спиртов которой составляет 10%, принадлежит в ставропольском крае два завода — ООО «Минераловодский завод виноградных вин» и ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод». Продукция заводов представлена в 78 субъектах РФ — во всех федеральных округах страны. Коньячными брендами компании являются «Золотая выдержка», «Старейшина», «Фельдмаршал», «Три звездочки» и «Пять звездочек». А в категории вин и вермутов «Алвиса» известна такими названиями как Delasy, «Монастырская трапеза», Gusto и Finca Antigua.
Именно бренды из СКФО являются, пожалуй, главными коньячными брендами страны — наравне с минеральными водами эти названия известны всем жителям страны. Старейший в России Кизлярский коньячный завод в этом году празднует свой 128-й день рождения. Это предприятие, одно из крупнейших в Дагестане, является, наверное, самым известным дагестанским брендом. Для грамотного отечественного потребителя словосочетание «кизлярский коньяк» в представлении не нуждается, и это создает для предприятия дополнительный запас прочности на весьма непростом рынке. Коньячная линейка завода представлена такими названиями как «Петр I», «Дагестан», «Россия», «Багратион», «Кизляр» и целым рядом других наименований. При этом компания производит виноградную водку «Кизлярка», а также одноименные бренды.

Еще один известный производитель алкоголя в Дагестане — это дербентский завод игристых вин. Активный рост компании начался в 2006 году после широкой модернизации. с тех пор предприятие активно наращивает свою долю на рынке игристых вин и сегодня входит в тройку российских производителей шампанского. Наиболее известна линейка «Дербентского» и «Российского» шампанского, выпускаемого заводом.

Сделано в СКФО
Наличие такого большого числа известных имен среди продуктовых производителей в регионе стало предпосылкой для формирования единого бренда, под которым продвигалась бы продукция всех субъектов СКФО. Впервые идея о создании зонтичного бренда «сделано на северном Кавказе» прозвучала в стратегии развития регионов Северного Кавказа на ближайшие 15 лет осенью 2010 года. Работа в этом направлении началась, и в прошлом году появился первый список компаний, которые планируется продвигать на российский и зарубежный рынок под единым брендом. Внего вошли 48 наименований, среди которых 19 предприятий из Дагестана, четыре из Ингушетии, три из Кабардино-Балкарии, пять из Карачаево-Черкесии, пять из Северной Осетии, шесть из Ставропольского края, три из Чечни. Объединять продукцию всех этих предприятий должен не только регион выпуска, но и высокое качество и экологическая безопасность производимых товаров.
Пока работа над единым брендом для всего северного Кавказа еще ведется, отдельные субъекты СКФО также занимаются продвижением своих производителей. О необходимости продвигать товары, производимые в республиках, периодически заявляют самые высокопоставленные региональные чиновники. Однако пока дальше всех на этом пути продвинулся ставропольский край. Например, в прошлом году прошел первый конкурс «Бренд ставрополья», организованный Торгово-промышленной палатой Ставропольского края. Параллельно с этим уже несколько лет в крае реализуется информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!». В рамках этого проекта регулярно проводятся выставки и ярмарки, на которых продвигается продукция местных производителей. успешность этой акции навела власти региона на мысль о необходимости продвижения местных производителей и в интернете, так было решено создать интернет-портал «Товары ставрополья», который дает полную информацию о продукции и предприятиях пищевой и перерабатывающей индустрии края.
Появление единого бренда для всей продукции АПК и пищевой промышленности северокавказского региона положительно скажется на усилении позиций и без того ярких производителей как на российском рынке, так и за рубежом. Остается надеяться, что работа в этом направлении будет вестись активно, и ждать продукцию с наклейкой «сделано на Северном Кавказе» придется недолго.