По мнению генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа» Олега Горчева, основным достижением инициаторов проекта туркластера СКФО является сформированное комплексное предложение курортов региона, которое с каждым годом все более востребовано гостями из других субъектов РФ. Это свидетельствует о повышении уровня доверия к отдыху на Кавказе, в том числе в вопросах инфраструктуры и безопасности.

Критерии оценки эффективности
— В соответствии со стратегией развития АО «Курорты Северного Кавказа» до 2025 года в проекте туристического кластера СКФО определены приоритетные площадки: «Архыз» — новый курорт в Карачаево-Черкесии, Приэльбрусье — популярная турзона, которую мы развиваем в Кабардино-Балкарии с учетом современных стандартов качественного и безопасного отдыха, и «Ведучи» — высокогорный курорт в Чеченской Республике.
Одним из ключевых критериев оценки эффективности курортов в составе туркластера является отношение количества туристов, посетивших курорт, к общему количеству туристов, посетивших субъект Российской Федерации. В 2015 году Карачаево-Черкесию посетило 800 тыс. человек, из них на ВТРК «Архыз» приехало 140 тыс. — почти 20% от общего турпотока. В Кабардино-Балкарии в прошлом году побывало свыше 300 тыс. человек, из которых ВТРК «Эльбрус» предпочли 212 тыс. — более 70% всего турпотока. В целом за минувший год Северный Кавказ принял свыше 3 млн гостей, и более 10% (350 тыс.) пришлось на ВТРК «Архыз» и ВТРК «Эльбрус», создаваемые под управлением нашей компании.

Архыз.jpg

Последние тренды в организации отдыха
— Ньюсмейкером федеральных и региональных СМИ успел стать и ВТРК «Ведучи». В настоящее время мы занимаемся проектированием горнолыжных и сопутствующих объектов на южно-ориентированном склоне курорта. Планируется, что в 2017 году здесь появится достаточная для эксплуатации и отдыха туристов инфраструктура, своего рода ядро. Также мы ведем проектирование северного склона с 30-километровой зоной катания. Такая обширная территория позволит постепенно поменять статус «Ведучи» с локального курорта на региональный параллельно с наращиванием турпотока.
ВТРК «Ведучи» в том формате, в котором он запланирован к реализации, учитывает последние тренды. Если раньше во всем мире любители горных лыж посвящали зимнему отдыху в среднем две недели, потом — неделю, то сейчас — четыре-шесть дней. «Ведучи» идеально подойдет как раз для шестидневного отдыха: четыре дня можно провести в зоне катания практически без повторения одних и тех же трасс, еще два — в окрестностях курорта, богатых культурными и историческими достопримечательностями.

Прецедент в механизме ГЧП
— Интересно, что активными ньюсмейкерами становятся и те площадки Северо-Кавказского туркластера, которые отнесены нами ко второму этапу развития. Показателен пример ВТРК «Матлас» в Дагестане. Здесь якорный инвестор проекта (Группа «Сумма», акционер ООО «Матлас») уже до конца следующего года планирует приступить к строительству первых объектов инфраструктуры. В целом компания заявила о готовности вложить около 20 млрд рублей. Это очень важный прецедент в механизме государственно-частного партнерства, на котором основан проект туркластера. Понимая огромные перспективы развития туризма в регионе, бизнес работает на опережение — он первым берет на себя обязательства по строительству коммерческой инфраструктуры, ожидая от власти уже даже не стимула, а только поддержки.

Огромное туристическое колесо
— Развитие одной курортной площадки оказывает сильнейшее влияние на прилегающие территории и другие региональные зоны отдыха. Приведу в пример особую экономическую зону «Архыз». Около 90% работоспособного населения в одноименном поселке задействованы в приеме гостей. Люди понимают, что им нужно организовываться для достижения общего успеха: приводить к единому стилю внешний вид гостиниц и кафе, вывозить мусор, обустраивать прогулочные зоны и прочее. Соответственно, под реализацию этих проектов будут привлекаться профильные специалисты: строители, дорожные рабочие, ландшафтные дизайнеры... Те, в свою очередь, будут закупать строительно-отделочные материалы, брать в аренду необходимую технику и т. д. Таким образом, можно сказать, что курорт «Архыз» раскрутил огромное туристическое колесо, и выгоду от развития такого глобального проекта получает вся Карачаево-Черкесия да и Россия в целом. Знаете ли вы, что во многих популярных ресторанах Санкт-Петербурга сейчас подают блюда из карачаевского барашка? А все благодаря одному из гостей «Архыза» — успешному предпринимателю, который
восхитился качеством местного мяса и организовал поставки в Северную столицу.

Северо-Кавказский туристический кластер.jpg

Слагаемые качественного турпродукта
— Не хотелось бы противопоставлять северокавказское туристическое направление предложениям других регионов России — у нас уникальная, богатейшая с точки зрения возможностей отдыха страна. Перед Северным Кавказом не стоит задачи «отвоевать» туриста у других площадок. Наша цель — органично вплести СКФО в карту туристических маршрутов большинства жителей РФ как часть исследования красот родного государства. И рассказать о том, что регион с его великолепным природным и историческим наследием предлагает и самую современную инфраструктуру отдыха. Совокупно это создает качественный турпродукт. Здесь мы тоже опираемся на статистику ВТРК «Архыз». По данным социологических опросов, более 98% гостей заявляют о готовности вернуться на «Архыз» и оценивают свою удовлетворенность курортом, условиями проживания и питания, качеством услуг и сервиса, возможностями для семейного отдыха на уровне 80-90%.