Про влияние пандемии

— Конечно, 2020 год связан с проблемой, которая у всех на устах, — пандемией коронавирусной инфекции... В то же время можно с уверенностью сказать, что мы встретили ее достойно и отчасти даже, может быть, лучше, чем другие страны мира, которые по праву гордятся и устойчивостью своей экономики, и развитием своих социальных служб и систем здравоохранения. У нас на данный момент падение ВВП — 3,6%. Это меньше, чем практически во всех ведущих странах Евросоюза, Соединенных Штатах Америки.

Реальная заработная плата, надеюсь, подрастет до конца года где-то на 1,5%, к сожалению, при падении реальных располагаемых доходов населения. За счет чего? Откуда разница берется? Из-за падения доходов индивидуальных предпринимателей и всего, что с ними связано. В общем и целом падение реальных доходов, к сожалению, будет около 3%.

Уровень безработицы в начале года составлял 4,7%, сейчас он подрос до 6,3%. Но надеюсь, что в течение следующего года нам удастся выйти на прежние показатели.

Про поддержку экономики и населения

— Правительство работало очень напряженно в течение всего года вместе с администрацией президента, вырабатывались необходимые решения. Всего на поддержку граждан и промышленности, на борьбу с пандемией выделили 4,6 трлн рублей. Для нас это беспрецедентные деньги — 4,5% ВВП страны, из них 1 трлн направили на прямую поддержку пострадавших отраслей, 838 млрд — на прямую поддержку граждан.

Про дальнейшие действия

— Мы думаем о том, что дальше? Конечно, выход из кризиса зависит от того, насколько мы будем справляться с пандемией, как быстро она закончится, как оперативно мы перейдем к массовой вакцинации и сможем ли убрать все ограничения, которые сейчас еще действуют.

Я рассчитываю, что в течение ближайшего полугодия так или иначе ситуация будет меняться в лучшую сторону. А что касается экономики, то, по разным оценкам, к концу 2021-го — первому кварталу 2022 года мы все проблемы преодолеем. Более того, в следующем году рассчитываем выйти уже на позитивные тенденции по ВВП. Но всем нужно активно работать.

Про поправки в Конституцию

— Все хорошо в срок, и изменения в Основной закон тоже… Конституция 1993 года принималась в сложных условиях гражданского противостояния и, прямо скажем, боевых действий в столице Российской Федерации Москве. Люди гибли, применялось автоматическое оружие, танки стреляли по парламенту…

Сейчас у нас другая ситуация. В соответствии с ней мы должны были поменять и Основной закон. Не поменять, а внести какие-то коррективы, поправки. Некоторые вещи мы даже не могли раньше делать.

Например, социальные гарантии, связанные с необходимостью индексации пенсий. В 1993 году как можно было в Конституции записать обязательство государства индексировать пенсии? Да тогда их не платили по полгода!.. А сейчас фундаментальные основы российской экономики позволяют индексировать, а значит, это может и должно быть зафиксировано в Основном законе страны, так же, как и вопросы борьбы с бедностью.

Про новый президентский срок

— По поводу того, что стоило делать или не стоило делать в рамках поправок в Конституцию. Знаете, у меня есть одно универсальное правило. Отвечая на этот вопрос, нужно понимать — пойдет то, что мы делаем, на благо страны или нет. Если не пойдет, то не стоит делать, а если пойдет, то стоит.

Я для себя еще не принял решение — пойду, не пойду на выборы в 2024 году. Но что касается стабильного развития страны, это многого стоит. Формально решение от народа есть. Делать это, не делать — посмотрю.

Про юбилей Победы

— Уходящий год связан с крупными мероприятиями общенационального характера — имею в виду 75-летие Победы в  Великой Отечественной войне. Несмотря ни на какие сложности, связанные с пандемией, мы достойно его отметили, и парад Победы состоялся на Красной площади. В онлайн-формате, но все-таки прошло шествие Полка.

Про санкции

— Разве только в адрес Кадырова (главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. — Прим. «Вестника») придумывают всякие санкции и всякие истории? По-моему, в отношении России в целом придумывают. Рамзан Ахматович защищает интересы не только Чечни и чеченского народа, но и всей страны…

Санкции — одна из целей для наших так называемых оппонентов из-за рубежа. Здесь нет ничего особенного, ничего необычного. Я знаю, что и Рамзан Ахматович относится к этому философски…

Россия — самодостаточная страна, чеченский народ — тоже. Чечня развивается, несмотря на тяжелые раны середины 90-х годов. Развивается достаточно быстро под руководством уже новой команды. И я знаю Рамзана Ахматовича, знаю хорошо. Вся его жизнь посвящена Чечне, чеченскому народу и России. Уверен, что вся Чечня будет выглядеть так, как сегодня выглядит Грозный.

Про развитие внутреннего туризма

— Люди наши привыкли за границей отдыхать — 32 миллиона россиян туда ездят. Но не менее важно развивать и внутренний туризм. В 2020 году мы старались по разным направлениям это сделать, в том числе через кешбэк — возврат части денег, заплаченных за турпоездки по России. Мы предусмотрели на кешбэк 15 млрд рублей, а освоено только 1,2 млрд. Но договорились с правительством, что никуда эти деньги не перераспределим, будем использовать не меньшие суммы и в следующем году, постараемся наращивать этот вид услуги…

Обращаюсь к средствам массовой информации: нужно поддержать развитие внутреннего туризма, почаще показывать и рассказывать о тех возможностях, которые предоставляет наша страна и различные ее регионы для наших же граждан и для наших гостей из-за границы…

Разумеется, это требует времени и колоссальных денег. Но мы исходим из того, что деньги будут вкладывать те бизнес-структуры, которые работают в данной сфере. А государство должно оказывать необходимую поддержку, инфраструктурную прежде всего. Соответствующие средства на это предусмотрены. И создается структура, которая будет заниматься исключительно внутренним туризмом.