Центр современной кавказской политики «Кавказ» (ЦСКП) был создан летом 2013 года группой политологов, социологов и журналистов. Они задались целью сформировать объективную экспертную и информационную картину жизни Северного Кавказа путем исследований, анализа и прогнозирования. Директор центра Игорь Чересиз полагает, что изменить негативные стереотипы в отношении СКФО возможно через максимальную открытость самого региона, честный рассказ о его проблемах и успехах. Многое зависит от власти и бизнеса — они должны выступить в роли генераторов позитивных инфоповодов с Кавказа.

— Игорь, создание вашего центра было напрямую связано с желанием федеральных и окружных властей улучшить ситуацию на Северном Кавказе. Как бы вы сформулировали миссию ЦСКП?

— Проблема работы с мнениями и информацией всегда стояла на Кавказе очень остро. Для эффективного развития округа нужно максимально объективно и всесторонне обсуждать, анализировать, предлагать решения различных вопросов и проблем. Люди с необходимыми знаниями, опытом, да и просто с неравнодушным, искренним отношением к ситуации есть. Но они не всегда могут быть услышаны вовремя, у них самих не каждый раз получается донести свою позицию до конфликтующих сторон или лиц, принимающих решения. Это приводит к непониманию, а то и к серьезным разногласиям. Поэтому необходимость в площадке, аккумулирующей различные мнения, назрела давно. Такой площадкой мы и стараемся стать. Основную миссию ЦСКП я бы определил просто: услышать каждого, кому есть, что сказать. При этом, безусловно, мы как площадка открыты именно для экспертов.

— Как их найти?

— Вполне понятные признаки: объективность, компетентность, открытость, ориентация на результат. Предпочтение рационального подхода эмоциональному. Желание разобраться в проблеме, а не перекричать оппонента. В число наших экспертов входят самые разные люди, в том числе находящиеся по разные стороны баррикад, по-разному относящиеся к местным и региональным властям. Мы не делим интеллектуальное пространство на красных и белых, на своих и чужих. Мы делим его на экспертов и неэкспертов. Баррикады, кстати, вообще не самое подходящее место для экспертов — им удобнее общаться за круглым столом.

— Какие проекты, реализованные и реализуемые центром, вы можете выделить? В чем их актуальность?

— Наши основные проекты — это две ежегодные открытые площадки: форум СМИ Северного Кавказа и форум «Архыз-XXI» для некоммерческих организаций. Именно на таких форумах возникает общеокружная повестка дня. Общественные активисты, журналисты и эксперты находят общие для представителей различных регионов СКФО темы, формулируют схожие потребности и имеют возможность договориться о правилах игры. Одним словом, формируется настоящий профессиональный цех.

— Что считать практической отдачей от таких мероприятий?

— Практическая отдача — взаимопонимание и доверие активных и неравнодушных граждан Северного Кавказа. Когда
люди, заочно считающие друг друга оппонентами, чуть ли ни врагами, могут найти возможность услышать, понять своего визави, это дорогого стоит, снижает градус агрессии в экспертном сообществе округа. А ведь все кровопролитные конфликты всегда начинались с противостояния интеллектуальной элиты. Можно смело сказать, что ожесточенные противостояния экспертов на дискуссионных площадках гораздо лучше, чем столкновения людей с оружием в руках. А между этими понятиями вовсе не такая большая дистанция, как кажется.

— Какие исследования проведены за время существования ЦСКП? Какие решения приняты на разных уровнях власти после их анализа?

— Я бы так вопрос не ставил. Вообще, на мой взгляд, работа с информацией, мнениями, людьми — это, скорее, процесс,
и он бесконечен. Чем-то хвастаться преждевременно: мы в начале пути, и очень многое еще предстоит сделать. Мы стараемся создать площадку и сохранить искренность и содержательность диалога. Никому не интересны декоративные дискуссии — ни участникам, ни аудитории. Наши эксперты и спикеры — очень разные и зачастую непростые люди. Многие за свою точку зрения готовы яростно спорить... В общем, настоящий, равноправный, искренний и содержательный разговор — это непростое дело. Мы работаем для того, чтобы такая возможность была у всех.

— Насколько тесно вы взаимодействуете с руководством регионов СКФО, полпредством, другими структурами?

— Центр — не государственная и не коммерческая организация, мы не состоим у кого-то на довольствии. Большинство наших экспертов — это профессиональные, успешные специалисты в своих отраслях. Хочу искренне поблагодарить их за то, что они всегда откликаются и не жалеют времени и знаний. Многие наши спикеры — люди, живущие и работающие в округе, так или
иначе заинтересованные в обсуждении различных вопросов. У нас нет штатных экспертов, но когда возникают коммерческие исследования или иные проекты, мы стараемся договориться о каком-то вознаграждении для специалистов. Основные наши активы — большое количество неравнодушных людей, площадки для организации дискуссии и уже сложившиеся в практике подходы. Именно это дает нам возможность поддерживать рабочие отношения с экспертами, СМИ, бизнесом и властью.
Мы не делаем выбора между властью и истиной, такая развилка для нас не возникает в принципе. Мы не навязываем никому своего мнения, тем более власти, но и не пытаемся подавать его в каком-то политически ангажированном освещении. За время работы центра сложилась практика: гарантия объективности и возможности для спикеров и экспертов быть услышанными стала самостоятельной ценностью. И это позволяет получать востребованный продукт. Если вы хотите узнать время — смотрите на часы, если температуру — подходите к термометру. Так и с работой центра — на наших площадках участники получают результат объективного экспертного обсуждения, в котором, безусловно, есть погрешности, но политических правок и заказов нет.

— Совершенно очевидно, что у Северного Кавказа имеется огромный потенциал и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в туризме. По вашему мнению и мнению ваших экспертов, какой вклад эти отрасли способны внести в экономику своих регионов, округа, страны в целом? Что для этого нужно? Особенно в условиях импортозамещения.

— Наличие потенциала северокавказских республик в сфере экономики никто не оспаривает. Но в наше время недостаточно произвести качественный товар — нужно доставить его до потребителя, убедить в необходимости приобретения, победить в конкурентной битве с тысячами компаний со всей России. Одним словом, заниматься маркетингом. Налаживать утраченные в девяностые годы товарные цепочки. Попасть в федеральные торговые сети, которые в современной экономике диктуют условия производителям. Это непростые задачи, с которыми сталкиваются производители СКФО. Тем не менее, успехи есть. По данным Росстата, оборот организаций Северного Кавказа за семь месяцев вырос на 15%. Даже с учетом ускорившейся инфляции это очевидный прогресс. Безработица — одна из острейших проблем округа — снизилась на 1,5%. Хорошие темпы у строительной индустрии, хотя этот фундамент закладывался еще в докризисные времена. Мясное производство выросло на 6%... Дополнительный импульс производственной сфере могут придать централизованные закупки госкорпораций, таких как «Газпром», «Роснефть», «Россети», «Ростех». Таким образом, экономика СКФО просесть не должна. А это прямой социальный эффект: рабочие места, выплаченные налоги, уверенность в завтрашнем дне.

— Опять же эксперты считают, что Кавказ 2010-го и 2015-го — две большие разницы. При этом регион по-прежнему воспринимается многими как нестабильный. У вас есть рецепт, как изменить данный стереотип, в том числе при участии ЦСКП?

— В 2014 году наш центр уже проводил исследование рынка масс-медиа Северного Кавказа. За прошедший год его образ, сформированный СМИ разного уровня, стал позитивнее на 10-15%. Более половины статей и сообщений об округе сегодня носят позитивный характер.

Но, безусловно, в одночасье имидж Кавказа не изменить. Нам еще долго придется освобождаться от негативного образа региона, который был создан за последние 15 лет, когда все связанное с ним целенаправленно сводилось к сообщениям о чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Изменить негативные стереотипы мы можем через максимальную открытость Кавказа, через честный, непредвзятый рассказ о его проблемах и успехах, о людях, которые здесь живут, о проблемах, с которыми они сталкиваются и решают. Самое главное — понимать, что Кавказ — не другая цивилизация. Безусловно, у него своя сложная и многогранная история, свои культурные отличия. Но он точно такая же часть России, как и Дальний Восток или Северо-Запад. Органам власти и крупному бизнесу необходимо более активно генерировать позитивные информационные поводы о своей деятельности. Не хвастать и ни в коем случае не привирать, а находить в ежедневной деловой рутине моменты, которые будут с интересом восприниматься читателями не только на Северном Кавказе, но и за его пределами.

— Какие именно моменты, являющиеся выигрышными, необходимо задействовать, чтобы максимально раскрыть потенциал Кавказа, продемонстрировать россиянам и иностранцам все его сильные стороны?

— Козыри Северного Кавказа известны: богатая и разнообразная природа, тепло, солнце, живописные горы, потрясающие памятники истории и культуры, нормальная экология и, безусловно, поразительно гостеприимные и жизнерадостные жители. Это бриллиант. Но чтобы он по-настоящему заиграл, ему нужна огранка — то есть сервис и туристическая инфраструктура.

Недавно мы всей страной отмечали 2000-летний юбилей Дербента. Наши эксперты не раз ездили туда для проведения исследований. И каждый раз сталкивались с одним и тем же: в старинном городе, жемчужине Южного Дагестана, не хватает гостиниц, особенно подключенных к современным международным системам бронирования. Притом, что гостеприимство дербентцев известно далеко за пределами города. Поэтому основные ключи к раскрытию потенциала Северного Кавказа — это, во-первых, развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры, во-вторых, инвестиции в человеческий капитал и, в-третьих, обеспечение безопасности приезжающих. В последней из перечисленных сфер удалось добиться немалого: террористическое подполье раздроблено и лишено силы, стабилизировалась общественно-политическая обстановка, но информация об этом до жителей других регионов России доходит не в полной мере: слишком сильна инерция сознания. Ее преодоление — одна из задач ЦСКП и других институтов гражданского общества на Кавказе.