В сентябре — октябре этого года в Москве, в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница», прошла выставка «Аланика». Метод эксперимента». О культурном значении этого события «Вестнику» рассказала директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Галина Тебиева.

— На протяжении девяти лет во Владикавказе, столице Республики Северная Осетия — Алания, ведется оживленный полилог о современном искусстве — ежегодный симпозиум «Аланика». Язык этого разговора — эксперимент, в режиме которого 15 августовских дней существуют все участники симпозиума: художники, кураторы, критики и даже зрители, для которых все увиденное на «Аланике» становится неизменным открытием и отправной точкой для трансформации их мировосприятия. За девять сезонов «Аланика» собрала большую коллекцию произведений, которая никогда не демонстрировалась за пределами Осетии. Теперь лучшие работы современного искусства — самые неожиданные результаты этого продолжающегося эксперимента под названием «Аланика» — были представлены в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Площадка была выбрана неслучайно: когда-то скульптура Веры Мухиной стала инженерным и художественным экспериментом, существенно опередившим свое время. Основные организаторы выставки «Аланика». Метод эксперимента» и самого симпозиума «Аланика» — некоммерческий фонд поддержки культуры «Арт Кавказ» и Северо-Кавказский филиал ГЦСИ. Последние четыре года проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ.

выставка Аланика.jpg

Будем откровенны: Северный Кавказ, в отличие от других регионов России, больше удален от актуальных центров мирового художественного процесса. И именно поэтому Северо-Кавказский филиал ГЦСИ, представляющий собой единственную государственную институцию в Северо-Кавказском регионе, непосредственно работающую в пространстве современной культуры, ключевой представляет именно интеграционную деятельность.

Симпозиум «Аланика» — проект международный. Только на выставке «Аланика». Метод эксперимента» были представлены работы художников из 19 стран. И можно сказать, что СевероКавказский филиал в какой-то степени выполняет функцию центра международной культурной коммуникации Северо-Кавказского федерального округа, создание которого было включено в Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденную Владимиром Путиным в 2010 году. Внутри нашего региона отсутствуют или слабо проявлены связи между художественными сообществами. Мы пытаемся эти связи выявить и развить, особенно это касается художников новой генерации. Так, уже четвертый раз в рамках симпозиума «Аланика» проходит параллельное событие — форум «ART Кавказ NEXT», в ходе которого молодежь включается в культуру проектного воображения и осваивает практические приемы, вовлекается в процесс анализа современного состояния общества и формирования культуры будущего. Ничто так, как современное искусство, не формирует в молодежной среде Северного Кавказа принципов толерантности, взаимного интереса и уважительного отношения друг к другу. Ничто так, как развитие современной культуры, не формирует положительный образ обновленного Северного Кавказа. Мастер-классы, лекции, семинары, общение с признанными мастерами — участниками основного проекта симпозиума «Аланика» — уже приносят свои плоды: участники форума успешно реализуют художественные проекты в своих регионах, причем о своих традиционных ценностях, об истории и культуре своих народов они говорят на понятном сегодняшнему миру языке современного искусства.

Выставка «Аланика». Метод эксперимента» явилась своеобразным отчетом работы Северо-Кавказского филиала ГЦСИ по созданию коллекции современного искусства, как отечественного, так и зарубежного. Была показана часть коллекции, собранной из работ, созданных участниками симпозиума и переданных в дар организаторам. Всеми было отмечено, что выставка выглядит не просто как собрание отдельных произведений, а производит впечатление очень цельной музейной коллекции. Несмотря на то, что темы кураторов и концепции в разное время симпозиума были разными, все эти работы объединяет точка отсчета — Осетия, место, где происходит симпозиум, рефлексия авторов на местный контекст. Решением экспертной фондово-закупочной комиссии ГЦСИ большинство работ приняты в коллекцию ГЦСИ, в музейный фонд Российской Федерации. Современное искусство с трудом приживается на Северном Кавказе. Учитывая особенности территории, мы стараемся прибегать к языку корректному и понятному. Предлагая публике лучшее из того, чем располагает современное искусство, приглашая кураторов международного уровня, мы стремимся двигаться к приоритетной цели деятельности филиала — созданию в регионе пространства, вокруг которого будут консолидированы художественные силы, работающие с современными художественными практиками, а также силы, представляющие прогрессивные научные, культурные и общественные направления человеческой деятельности, с которыми коррелирует современное искусство.

Для национальных культур Кавказа давно уже недостаточно одного только сохранения национального культурного наследия и поддержания культурной жизни народа в виде формы досуга. Засилье массовой культуры на первый взгляд кажется безвредным, на самом деле кроме засорения мозгов молодого поколения оно вытесняет с территории Кавказа творческих и образованных людей, не оставляя им пространства для полноценной жизнедеятельности. Присутствие в культурной жизни республики таких проектов, как международный симпозиум «Аланика», имеющий все основания стать культурным брендом Осетии, наличие во Владикавказе центра современного искусства — это признаки столичности, приближающие достижение амбициозной цели — вернуть Владикавказу звание культурной столицы Северного Кавказа.