Пражские горцы
Глубоким исследованием кавказского Тамиздата занимается кандидат исторических наук, доцент, член Союза журналистов России, преподаватель Кабардино-Балкарского государственного университета Юрий Мурзахаев. Благодаря ему мы можем теперь точно сказать, что в начале XX века в Европе выходило несколько журналов, посвященных проблемам кавказских эмигрантов. Хотя круг затрагиваемых в них тем выходил далеко за границы проблем.
В редакционной статье журнала «Кавказский горец», издававшегося в Праге и являвшегося органом Союза горцев Кавказа в Чехословакии, говорилось: «Если выпавший теперь на долю горской эмигрантской интеллигенции жребий мешает ей быть вместе со своим народом, то он не мешает ей служить этому народу, где бы она ни была и в каких бы условиях ни находилась... «Кавказский горец» ставит своей задачей служение делу национально-культурного возрождения горских народов Кавказа».
Одной из ярких фигур кавказской эмиграции был Ахмед Цаликов. Уже в 1919 году, во время установлении власти Белой армии на Северном Кавказе, он уехал в независимую Грузию. Являясь редактором-издателем газет «Ног цард» и «Вольный горец», Цаликов выступал не только против большевиков, но и против деникинцев. Он признавал историческую неизбежность Февральской революции, но считал экономически не созревшей революцию Октябрьскую.
После падения независимости Грузии Ахмед Цаликов перебрался из Тифлиса в Прагу. Уже в 1924 году там вышел первый номер журнала «Кавказский горец» под его редакцией.
В дальнейшем редактором журнала стал Мурад Хатгогу. К сожалению, издание его было вскоре прекращено из-за недостатка средств. Спустя некоторое время Барасби Байтуган попытался возобновить выпуск журнала (правда, под другим названием — «Вольные горцы»). Увы, ему удалось подготовить всего несколько номеров.
Там же, в Праге, жил поэт-сатирик, беллетрист и театральный критик Кирилл Цегоев, уроженец селения Дарг-Кох, участник Гражданской войны в России. Его стихотворные скетчи нередко ставились на русской сцене в Праге и других городах.
Цегоев являлся одним из основателей и главным редактором журнала «Студенческие годы» (1922-1925 годы, №№ 1-22). В 1934-1935 годах он состоял редактором пражской газеты «Новости».
В 1920-е годы в столице Чехословакии выходил литературный и научный журнал «Казачий сполох», редактором которого был осетин Николай Вазагов, писатель и журналист. Позже он стал основателем и редактором литературно-политического журнала «Казак» (1927 год), сотрудничал в журнале «Путь казачества».
Париж — столица Кавказа
Наряду с Прагой центром кавказской эмиграции являлся Париж. И здесь тоже не обошлось без попыток создать свою прессу.
Органом кавказской конфедеративной мысли стал журнал «Независимый Кавказ», первый номер которого вышел в августе 1929 года (издание вскоре закрылось). Как отмечалось в редакционной статье, осуществление кавказской конфедерации мыслилось «в составе республик Азербайджан, Армения, Грузия и горцев Северного Кавказа». С журналом сотрудничали известные деятели кавказской эмиграции — Мустафа Чокаев, Тамбий Елекхоти и другие.
На смену ему пришел журнал «Горцы Кавказа», издававшийся в Париже с 1929-го по апрель 1934 года под редакцией князя Эльмурзы Бековича-Черкасского. Пост ответственного редактора занимал Барасби Байтуган, проживавший в это время в Варшаве.
Это был орган Народной партии горцев Кавказа (НПГК), штаб-квартира которой находилась в Париже. В журнале печатали свои статьи и очерки представители северокавказских эмигрантских общин Варшавы, Лиона, Лозанны, Нью-Йорка, Парижа, Праги — Арслан, Аптек, Таулу, Кази-хан, Кундух, Эдиге, Хаджи-Билал, Азамат, Аяс-Исхаки и другие. Практически в каждом номере публиковались обзоры советской прессы (под рубрикой «Хроника»), при штаб-квартире НПГК существовало информационное бюро, услугами которого пользовалась редакция журнала (отдел «Вести с Родины»).
С 1933 года «Горцы Кавказа» периодически публиковали на своих страницах статьи на турецком языке. В редакционной статье в связи с этим начинанием подчеркивалось: «В наших горских рядах имеется значительный тюркский элемент... »
В апреле 1934 года «Горцы Кавказа» прекратили свое существование из-за обострившихся разногласий внутри самой редколлегии. Значительная часть сотрудников поддержала Барасби Байтугана, и в мае того же года журнал стал выходить уже в Варшаве под новым названием — «Северный Кавказ».
Журнал просуществовал с мая 1934-го по июнь 1939 года. В нем публиковались Адиль-Бек Кулатти, Догуж, Темир Базырыкхо, Кундух, Дауд, Адыге, Хурш, Андемыркан, Джанхот и другие.
В «Северном Кавказе» сохранился тот же принцип подачи материала, что и в «Горцах Кавказа»: ежемесячные обзоры советских (в частности, северокавказских) газет и журналов, публикация некоторых статей на турецком языке и т. д. Большой популярностью у подписчиков журнала пользовалась рубрика «Из северокавказского фольклора» (все легенды, сказки, предания и т. д., публиковавшиеся под этой рубрикой, перепечатывались из советских газет и журналов, а также фольклорных сборников, выходивших в СССР).
На берегу Сунгари
В далеком Харбине число представителей народов Северного Кавказа также было довольно значительно.
В газете «Харбинское время» печаталась специальная страница — «Кавказские народности в Маньчжоу-го». Здесь многие годы жил и работал талантливый поэт Василий (Газак, Илас Арнигон, Илас Мзурон) Тогузов.
Он подготовил книгу об осетинской грамматике, которую в сентябре 1934 года издал тиражом 10 экземпляров. Из них два экземпляра оставил в Харбине своим землякам, а остальные вывез на родину, куда с радостью выехал в том же сентябре 1934-го.
Тогузов был арестован в сентябре 1936 года и расстрелян 28 декабря 1937-го как враг народа. Или как первая жертва кавказского Тамиздата?..