Впрочем, невозможность двигаться с приемлемой скоростью и довольно низкое качество полотна, разбивающего подвеску автомобиля, — далеко не главное. Многие годы трасса М-29, которая сейчас носит наименование Р-217 «Кавказ», считалась едва ли не самой опасной в стране как по общему количеству ДТП, так и по авариям со смертельным исходом. Но сегодня эта статистика резко пошла вниз.
Четыре вместо двух. За последнее время в дорожное строительство на Северном Кавказе вложены десятки миллиардов рублей, благодаря чему ситуация изменилась кардинально. По данным на начало 2020 года, 75% трасс в СКФО соответствуют нормативным требованиям. Как отмечает руководитель Росавтодора Андрей Костюк, внимание к автодорогам макрорегиона велико: выделяются значительные средства на модернизацию дорожной инфраструктуры, а в мероприятиях национального проекта участвуют практически все крупные агломерации округа.
В число основных вопросов, решаемых Федеральным дорожным агентством, входят расширение до четырех полос трассы Р-217 «Кавказ», на которую приходится более половины пассажирских и грузоперевозок СКФО, а также строительство обходов ключевых населенных пунктов. Как уточнил начальник ФКУ «Упрдор «Кавказ» Руслан Лечхаджиев, в начале нынешнего года Росавтодор направил предложения о проведении проектно-изыскательских работ по оставшимся 52 км трассы, что обеспечит 100-процентное приведение Р-217 «Кавказ» к четырем полосам движения в границах подведомственной сети.
Крупнейшие дорожные проекты, которые в текущем году строились в пределах Северо-Кавказского федерального округа, связаны именно с Р-217 «Кавказ». Согласно данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», самым масштабным и дорогим стал проект реконструкции ингушского участка трассы. «Дорожные работы ведутся близ селения Барсуки Назрановского района в рамках проекта расширения 26-километрового участка федеральной автодороги Р-217 «Кавказ» от границы с Северной Осетией до станицы Троицкой (км 563 — км 589). Итогом станет разделение движения по направлениям Карабулак — Назрань (по новому мосту) и Назрань — Карабулак (по обновленному существующему мосту) по двум полосам в каждую сторону. Весь комплекс работ планируется завершить до конца 2020 года», — рассказали в пресс-службе ФКУ «Упрдор «Кавказ».
Этот участок включен в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Исходя из показателей интенсивности движения было принято решение о возведении рядом с существующим мостом на 573-м км трассы Р-217 «Кавказ» нового сооружения. Протяженность трехпролетного моста с автоподходами составила 103 метра. Мост имеет по две полосы движения в одном направлении. Для съезда в село Барсуки устроены переходно-скоростная полоса и две полосы безопасности по краям проезжей части.
Укрепить берега. Вторую позицию в нашем рейтинге занял проект капитального ремонта защитных дорожных сооружений в Кабардино-Балкарии. Согласно данным республиканских СМИ, в середине октября на реке Баксан завершен очередной этап уникальных в своем роде берегоукрепительных работ. Они велись вдоль федеральной трассы А-158 Прохладный — Баксан — Эльбрус, ее протяженность — 104 км.
Трасса является единственным маршрутом к всесезонному центру отдыха «Эльбрус». Интенсивность движения здесь — свыше 5 тыс. машин в сутки. В 2018 году в результате выхода реки из берегов автодорогу несколько раз серьезно размывало. На время ее восстановления проезд приходилось закрывать, что создавало большие неудобства как для местных жителей, так и для туристов. Выполненные берегоукрепительные работы исключат повторение подобных ЧС.
Капремонт начался в ноябре 2019 года. С тех пор на участках федеральной трассы на глубину от 9 до 18 метров установили более 1 тыс. буросекущих свай. Всего их должно быть около 9 тыс. Сваи долговечны и максимально часто применяются в дорожном строительстве. Конструкции представляют собой спаянные в верхней части ростверками скважины, которые объединяют сваи в единый монолит, залитый бетоном. Общая протяженность сооружений — почти 6 км.
Увеличить пропускную способность. На третьем месте в рейтинге — проект реконструкции автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке от 705 до 718 км, который находится на территории двух субъектов СКФО — Чечни и Дагестана. Глава ЧР Рамзан Кадыров неоднократно говорил о необходимости модернизации данного участка, поскольку он проходит по густонаселенным и примыкающим к федеральной трассе населенным пунктам. Недостаточная пропускная способность приводила к значительным транспортно-эксплуатационным и экономическим затратам и потерям, негативно влияла на безопасность дорожного движения и провоцировала рост количества ДТП.
В связи с возросшей интенсивностью движения до 25-30 тыс. автомобилей в сутки на реконструируемом участке дорога доведена до нормативов IБ категории с четырьмя полосами и разведением встречных потоков, что позволит увеличить пропускную способность. Устройство же переходно-скоростных полос и полос накоплений повысит безопасность движения.