Благоприятная демографическая ситуация, с одной стороны, говорит о позитивном социально-экономическом фоне, с другой — порождает ряд вызовов. Один из них — проблема нехватки школ, которая, впрочем, успешно решается. Ключевую роль здесь играет активность в реализации нацпроекта «Образование», помогающего строить десятки новых учебных заведений в каждом субъекте СКФО.
Бич третьей смены довлел над целым рядом кавказских территорий в течение нескольких десятилетий. В первую очередь это касалось отдаленных сел, однако еще совсем недавно даже в крупных городах отдельные школы были вынуждены принимать всех детей по прописке, значительно превышая плановую вместимость здания. Психологи объясняют, что занятия по вечерам тяжело даются школьникам, особенно младшеклассникам, прежде всего из-за физиологии: мозг детей не готов адекватно впитывать информацию на исходе дня. В некоторых дагестанских селах еще 3-4 года назад вспыхивали материнские бунты: родители боялись за безопасность детей, которым приходилось возвращаться домой в темное время суток. Немаловажным являлся и такой фактор, как фактическая невозможность допобразования и посещения спортивных секций при учебе в третью смену.
Федеральные и местные власти последовательно двигались в направлении решения данной проблемы. В первую очередь стоит, конечно же, упомянуть об эффективности национального проекта «Образование», одной из целей которого как раз и являлась ликвидация трехсменки. К старту проекта в 2019 году она сохранялась в Ингушетии, Чечне и Дагестане. Предполагалось, что только новых современных школ в этих республиках будет построено более 50, а ведь есть еще и такая распространенная практика, как пристраивание к существующим объектам модульных быстровозводимых зданий, которые могут увеличить вместимость на сотни мест.
В итоге, согласно изначальному плану, нацпроект должен был помочь полностью избавиться от третьей смены. Задача была выполнена даже с опережением графика. Чечня и Ингушетия ликвидировали третью смену в 2022 году, а в начале 2023-го со знаковым заявлением по теме выступил Мин- обр Дагестана: «Третьей смены в республике больше нет. Теперь уроки в дагестанских школах заканчиваются не позже 19:00».
Масштабное приведение в порядок школьного хозяйства было бы невозможно также без других федеральных программ — например, без объемной и важной для Северного Кавказа госпрограммы развития округа, которая очень сильно повлияла на социальную инфраструктуру территории. Кроме того, у каждого региона имелись собственные программы реконструкции и модернизации школ. «Потребность регионов в образовательных учреждениях постоянно растет, объемы финансирования и темпы строительства новых объектов сохранятся и в будущем — в ближайшие годы в СКФО будет построено более 160 школ», — прокомментировал в сентябре заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров.
Поближе к воде. Программа по созданию новых мест в общеобразовательных учебных заведениях для Дагестана — одна из самых масштабных не только на Северном Кавказе, но и в России в целом. Только новых современных школ построено более 30, а всего с учетом модернизации уже существующих зданий и пристройки быстровозводимых модулей количество новых мест превысило 10 тыс. К 2019 году, когда нацпроект только вступил в действие, в республике почти 3 тыс. детей занимались в третью смену. Тем временем за два года до конца его реализации одна из ключевых задач решена.
Как отмечают в правительстве Дагестана, количество — важный фактор, однако еще более важно то, что среднее образование в регионе получило совершенно новую инфраструктуру и смысловое наполнение. Так, к примеру, проект «Современная школа» подразумевает обеспечение строящихся школ на самом высоком уровне и предполагает, как правило, такую нужную для развития детей, но ранее встречавшуюся крайне редко вещь, как бассейн.
Один из мегапроектов республики — школа на 1224 места в пригороде Махачкалы, между поселком Семендер и селом Красноармейское, будет иметь сразу два бассейна — детей будет много, поэтому в проект изначально закладывали именно такие параметры. И.о. мэра города Ризван Газимагомедов, комментируя ход стройки в марте нынешнего года, отмечал, что таких масштабных и оснащенных проектов не так много на Северном Кавказе. «Это суперсовременная школа с двумя бассейнами, просторными классными помещениями. Здесь четыре компьютерных класса, футбольное поле и игровые площадки. Актовый зал оборудован современной техникой. Школа практически готова к сдаче», — написал он в своем телеграм-канале.
Помимо новых объектов продолжается активная модернизация уже действующих школ.
«В этом году будет отремонтировано еще 141 здание, причем не только городских школ, но и находящихся в сельской местности. Наряду с капремонтом проводится и закупка оборудования. Очень важно, чтобы все взятые обязательства выполнялись. Этих результатов ждут жители республики. Все ресурсы для выполнения работ в срок есть», — прокомментировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе визита в Дагестан.
А вот у Ставрополья задачи даже более амбициозные — ликвидировать вторую смену, обеспечив возможность учиться в первой половине дня всем школьникам края. В 2019 году свыше 45 тыс. ставропольских школьников учились во вторую смену, и за годы реализации проекта эту цифру удалось значительно сократить. Большие или по крайней мере значительные стройки есть практически в каждом районе региона. Одна из таких — школа на 1 тыс. мест в Кисловодске, которая не только одна из самых крупных в регионе, но и оснащена по самым передовым требованиям Минпросвещения, в том числе по условиям для детей с ограниченными возможностями здоровья. В учебном учреждении два бассейна, спортзалы, хореографический класс, спецлаборатории, лофт-зоны с мягкими креслами, большой стадион, площадка для ГТО и другое, рассказывал ранее глава Кисловодска Евгений Моисеев.
Сразу несколько мегашкол за последние годы построено в быстро развивающемся Ставрополе. В частности, именно здесь в марте открыли школу № 55 — она лидирует в рейтинге крупнейших общеобразовательных объектов аналитического центра МИД «ЕвроМедиа». Помимо огромных размеров (вмещает 1550 учеников) здесь применен целый комплекс инновационных решений, который дает СОШ № 55 возможность претендовать на звание не только самой большой, но и самой современной в СКФО. Например, уникальной особенностью являются бассейны с автоматической системой фильтрации, обеззараживания и контроля качества воды, а спортивные залы не уступают по оснащению топовым комплексам, в которых тренируются профессионалы.
В селе — как в городе. Для Чечни проблема трехсменки являлась, пожалуй, наиболее актуальной, поскольку именно здесь был наибольший процент детей, обучавшихся по такому графику (свыше 12 тыс. человек, или около 15% всех школьников республики). Всего, как анонсировали власти региона, для решения проблемы трехсменного обучения с 2019-го до 2024 года будет построено 73 общеобразовательные организации, они возводятся в рамках нацпроектов «Образование» и «Жилье и городская среда», программ Минпросвещения РФ. Больших школ в Чечне также строится немало, однако настоящим гигантом станет проект, запланированный на территории Ахматовского и Байсангуровского районов Грозного. Как отмечает председатель Правительства ЧР Муслим Хучиев, школа, возведение которой планируется начать в нынешнем году, вместит 2500 учеников и станет одной из самых больших новых школ в стране.
11 школ будет построено в текущем году в Ингушетии, их общая проектная мощность составит почти 6,5 тыс. мест. Новые общеобразовательные учреждения появятся в таких населенных пунктах республики, как Инарки, Верхние Ачалуки, Али-Юрт, Сурхахи, Нестеровское, Инарки, Троицкое, Новый Редант и город Сунжа. Причем в Сурхахи и Сунже построят по две школы. «Трехсменное образование ликвидировать нам удалось. Сейчас нужно вести активную работу по ликвидации двухсменного. В решении этой проблемы посильную помощь оказывает и федеральный центр. Надеюсь, в ближайшие годы нам удастся перевести детей на обучение в одну смену. Также важно, чтобы дети, проживающие в сельских поселениях и обучающиеся в сельских школах, не чувствовали разницы с городскими в плане качества образования и комфортных условий для получения знаний», — прокомментировал глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
В планах Северной Осетии — создание 3450 новых мест в школах за ближайшие два года, сообщил в марте глава республики Сергей Меняйло. «В этом году начнем строить школы на 550 и 1100 мест во Владикавказе на улицах Магкаева и Владивостокской. Также продолжается строительство школ на 550 мест в Беслане и во владикавказском микрорайоне Новый Город и школы на 500 мест в селении Кизляр Моздокского района», — написал он в своем телеграм-канале.
Власти Кабардино-Балкарии намерены построить 15 и отремонтировать 40 школ в 2023-2024 годах, говорил не так давно глава региона Казбек Коков. «Строительство и ремонт общеобразовательных учреждений — только часть большой комплексной работы в сфере образования. Оснащаем наши школы, в том числе столовые, спортивные залы, кабинеты труда и лаборатории, новым оборудованием и мебелью», — подчеркнул руководитель КБР. Масштабное школьное строительство развернуто в Карачаево-Черкесии, отметили в пресс-службе руководителя республики. Крупнейший строящийся объект — школа на 960 мест в поселке Учкекен.