Бизнес рванул наперегонки, рассчитывая заработать на кратно возросшем турпотоке. У каждого региона СКФО есть как минимум один якорный проект в этой сфере, а также десятки средних и мелких, которые в ближайшем будущем также сыграют значимую роль в развитии турпотенциала округа.
Северный Кавказ — самое быстрорастущее направление внутреннего туризма в России. На это влияют как объективные факторы (красивейшая природа, бальнеология, разнообразие ландшафтов, богатая и интересная кухня, традиционное гостеприимство местных жителей), так и глобальные мировые события, вынуждающие россиян больше ездить по родной стране. Так, случившаяся в 2020 году пандемия COVID-19 стала причиной закрытия границ, а специальная военная операция в 2022 году до предела охладила отношения РФ с целым рядом стран, куда наши соотечественники привыкли ездить в отпуск.
«Рост интереса к внутреннему туризму, в том числе в СКФО, связан с ослаблением коронавирусных ограничений. Также на перераспределение турпотоков значительное влияние оказывают ограничение авиасообщения с рядом стран, сложности с получением виз, невозможность платить за границей российскими картами и рост стоимости зарубежного отдыха. Поэтому среди внутренних туристических направлений появляются новые, а популярные ранее, как, например, Кавминводы, становятся еще более востребованными», — отмечают авторы исследования компании «МТС Ставрополье», проанализировавшие в 2022 году причины роста приезжающих в регион.
Так, одно из самых популярных у россиян направлений зимнего отдыха — на горнолыжные курорты «Эльбрус», «Архыз» и «Ведучи» — за последние 3 года выросло на 60% и превышает 1,3 млн человек за сезон, сообщил курирующий СКФО вице-премьер Александр Новак на совещании с главой правительства Михаилом Мишустиным в марте. При этом он отметил, что потенциал горнолыжных курортов Кавказа значительно выше, и для «Архыза» спрогнозировал в 2023 году рост почти вдвое — благодаря инвестициям в инфраструктуру и новые гостиницы. Туристический трафик в Ставропольский край увеличился на 35% и превысил 1,1 млн человек.
Насобирали на инфраструктуру.
Власти Ставрополья намерены до 2030 года увеличить туристический поток до 5 млн человек в год. Решению столь амбициозной задачи способствует реализация мероприятий по комплексному развитию городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Еще один важнейший источник развития курортов Ставрополья — курортный сбор, который все гости края платят с 2018 года. Введение этой меры было предложено Советом Федерации, и, как отмечает его председатель Валентина Матвиенко, это привело к дополнительному развитию городов-курортов КМВ.«Ставрополье одним из первых поддержало идею курортного сбора и сегодня получает дополнительные средства, которые идут на поддержание курортно-санаторной инфраструктуры, восстановление зданий и памятников архитектуры. Все города курортного значения в той или иной мере получили дополнительное развитие», — говорила спикер СФ во время рабочей поездки в Ставрополь. По ее мнению, это привлекает и туристов, и инвесторов. «Люди начали больше ездить на свои курорты, у инвесторов появился интерес, это стало более экономически оправдано. Внутренний туризм в целом в стране растет высокими темпами», — отметила Матвиенко.
Лидером — как по объему принятых туристов, так и по темпам роста потока — является Дагестан. «В 2022 году республику посетило на 43,7% (1,56 млн человек) больше гостей, чем в 2021-м (1,085 млн). В этот летний период регион ожидает свыше 700 тыс. человек. Традиционно популярными у них остаются Дербент, бархан Сарыкум, Сулакский каньон, Карадахская теснина и Салтинский водопад, водопад Тобот», — отмечается в сообщении Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД.
«Важно, что прирост турпотока коррелируется с развитием инфраструктуры курортов Северного Кавказа. За прошлый год введено в эксплуатацию 8 объектов инфраструктуры и инженерных сетей, в том числе гараж ратраков и лавинозащитная дамба на «Архызе», торговые ряды и парковка на «Эльбрусе», 2 горнолыжные трассы на «Ведучи», — комментирует заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров. По его словам, в планах на 2023 год — запустить на курортах 3 новые канатные дороги и новые трассы: 8 на «Эльбрусе» и 12 на «Ведучи», продолжить строительство новых зон катания на «Эльбрусе» и «Ведучи», начать возведение нового курорта «Мамисон».
В Минэкономразвития РФ добавили, что до 2025 года протяженность трасс «Эльбруса» предполагается увеличить с 17 до 35 км. Кроме того, добавится не менее 5 канатных дорог. К открытию курорта «Мамисон» в горнолыжном сезоне 2024/2025 намечается построить базовую инфраструктуру: 2 канатные дороги и 20 км трасс. На «Ведучи» к 2025 году будут введены в эксплуатацию 13 новых трасс и 4 канатные дороги.
В Дагестане в рамках прорывного проекта «Развитие Каспийского кластера» с 2022-го по 2030 год предусмотрена реализация 4 крупных проектов в сфере туризма, сообщила пресс-служба главы республики. В частности, речь идет о создании туристско-рекреационных комплексов «Каспий», «Инчхе Марина Каспий», «Золотые пески» и строительстве микрорайона «Лазурный берег». В рамках первого из них предполагается строительство 6 корпусов, общая стоимость проекта составляет 1,6 млрд рублей. В проект «Золотые пески» вложено уже порядка 400 млн рублей, к инвестиционной площадке построена подъездная автомобильная дорога, проработан вопрос о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 4 га для возведения коттеджей. ООО «Холдинговая компания «Интера» реализует проект по созданию туристско-рекреационного комплекса «Инчхе Марина Каспий» в поселке Инчхе Каякентского района. Ранее инвестором выполнены работы по дноуглублению и берегоукреплению, прорабатывается вопрос формирования земельного участка площадью 4 га для увеличения общей площади инвестплощадки. Всего, согласно проекту «Каспийского прибрежного кластера», объем инвестиций в его туробьекты составит 72 млрд рублей, появится более 7 тыс. рабочих мест, а ежегодный турпоток в республику достигнет к 2032 году 2,4 млн человек.
Кавказ ждет лыжников. Уже совсем скоро готовится принять первых туристов знаковый для Северной Осетии и всего Северного Кавказа туристско-рекреационный комплекс «Мамисон». Ожидается, что он заработает уже в зимнем сезоне 2024/2025, сообщил глава республики Сергей Меняйло. «В июне здесь стартовал строительный сезон. Сейчас возводят подпорные стены вдоль будущей дороги — это железобетонные конструкции, которые укрепят берег. Готовят котлован под фундамент для многофункционального центра. Чуть выше по ущелью развернут бытовой городок для строителей с общежитием на 200 мест и всей необходимой инфраструктурой», — рассказал он.
По информации руководителя региона, в текущем году запланировано строительство 2 канатных дорог на 5 км, создание 20 км горнолыжных трасс, многофункционального центра, открытой парковки на 460 машин и гаража ратраков.
«Кроме того, продолжаем благо- устройство внутренних подъездов и прокладку инженерных сетей к курорту», — добавил Сергей Меняйло.
В апреле 2020 года Главгосэкспертиза одобрила первый этап строительства горнолыжного курорта. В его рамках будут возведены пассажирские канатные дороги «Мамисон-1» и «Мамисон-2» протяженностью 3,38 тыс. метров и 1,77 тыс. метров соответственно. В комплексе также будет сноупарк, в состав которого войдут еще 3 короткие горнолыжные трассы общей длиной 438 метров и 2 лыжных траволатора. Стоимость строительства объектов оценивается в 19 млрд рублей.
«Армхи» — ключевой туробъект Ингушетии, строительство его инженерной и туристической инфраструктуры предполагается завершить к 2027 году. Новая концепция планировки курорта, разрабатываемая корпорацией «Кавказ.РФ» и Институтом Генплана Москвы, включает возведение гондольно-кресельной канатной дороги, новых горнолыжных трасс и системы искусственного снегообразования. Кроме того, за счет частных инвестиций здесь могут появиться гостиницы, экстрим-парк и другие объекты, сообщила ранее пресс-служба Минэкономразвития РФ. По мнению Сергея Назарова, «Армхи» уже сегодня играет важную роль в развитии туротрасли в Ингушетии — курорт формирует отдельную точку притяжения туристов в республику. «Важно, что турпоток уже круглогодичный. При этом мы видим ряд сдерживающих факторов: статус приграничной зоны, отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, а также актуальных активностей для разных целевых аудиторий. Курортом нужно комплексно заниматься, и вместе с правительством Ингушетии и инвесторами мы обсуждаем дальнейшее движение по данному вопросу», — прокомментировал замглавы Минэкономразвития РФ.
В ближайшее время будет выполнена планировка горнолыжной, коммерческой, инженерной и транспортной инфраструктуры «Армхи». Горнолыжные трассы увеличат до 10,2 км, а количество мест размещения — на 1 тыс. единиц. В экстрим-парке планируют создать тематические зоны с разными видами спортивных развлечений. Проект также предусматривает размещение объектов спортивного назначения, туристического сервиса, палаточного лагеря в горах и турбазы. Председатель правительства Ингушетии Владимир Сластенин рассказал, что помимо перспективы привлечения любителей активного отдыха «Армхи» обладает потенциалом для развития исторического туризма, поскольку располагается среди горного ландшафта и вблизи от средневековых башенных комплексов и храмов. «В 2023 году предполагаем подписать протокол о намерениях, разработать мастер-план проекта, заключить соглашение о внебюджетных инвестициях и начать проектные работы. Завершить строительство курорта планируем в 2027 году», — рассказал Сластенин.