Пожалуй, нет в России другого такого макрорегиона, жизнь которого изменилась бы за 15 лет столь кардинально, как СКФО. Если в 2010 году Северный Кавказ воспринимался как хоть и перспективная, но проблемная территория, то сегодня это место, где экономика не только стабильно растет, но и имеет четкие и понятные планы развития.

Кавказ занимает всего 1% территории РФ, вместе с тем здесь проживает около 7% населения. Причем, это единственный округ, где наблюдается естественный прирост населения, одновременно нет тенденции старения, значительная доля — молодежь, которая при соответствующем подходе активно вовлекается в экономическую деятельность, открывает бизнес, учится, осваивает новые профессии и компетенции. Это во многом гарантирует успешность запускаемых в СКФО инвестпроектов. И даже высокий уровень безработицы, который долго являлся настоящим бичом руководства кавказских субъектов (за исключением Ставропольского края), в какой-то момент стал преимуществом — это тот запас трудовых кадров, без которых экономика не может нормально развиваться.

Ахмат Тауэр.jpg

Федеральные власти продолжают с особым вниманием относиться к Северному Кавказу. Конечно, это уже не те времена, когда в СКФО были собственное министерство и мощный лоббист в лице полпреда Александра Хлопонина. Однако сегодня макрорегион и не нуждается в экстремальных инструментах развития. За 15 лет здесь практически полностью искоренен терроризм, и хотя отдельные эксцессы еще имеют место быть, даже рядовыми обывателями эти территории не воспринимаются как нечто опасное. Сейчас важнее грамотное стратегическое развитие и планирование, а не затыкание дыр и заливание проблем деньгами. Показателен четко читающийся курс на специализацию субъектов Кавказа. Это и строительство курортов, каждый из которых имеет свою специфику и аудиторию, и кластерный подход к формированию производств, где Кабардино-Балкария — один из главных регионов страны по производству плодоовощной продукции, Дагестан — стекольная и обувная промышленность, а Ставропольский край — химпром и агропереработка. Субъекты СКФО активно участвуют в национальных проектах, запускают собственные программы с софинансированием из федерального бюджета. Все это позволяет создавать современную инфраструктуру, базис, без которого бизнесу было бы крайне тяжело здесь. Эффективно работают институты развития, такие как «Кавказ. РФ» — мощный инструмент привлечения в СКФО новых проектов и реализации уже действующих.

трасса м-29 Кавказ.jpg

Полет нормальный. В контексте долгосрочного развития Северо-Кавказского федерального округа важнейшее значение имеют инфраструктурные проекты, позволяющие связывать регион с остальными частями России, а субъекты — между собой. И здесь за 15 лет проделана огромная работа. Те, кто много перемещается по СКФО — работа, семейные дела или же просто путешествуя, помнят времена, когда любой более или менее крупный населенный пункт, находящийся на федеральной трассе или чуть менее важной дорожной артерии, становился настоящей проблемой из-за пробок. Разведение автотрафика являлось одной из главных забот властей, и оно дало свои результаты. Федеральная трасса М-29 сегодня одна из лучших в стране, значительная ее часть — шикарная 4-полосная с максимально доступным скоростным режимом, разделительным ограждением и современной дорожной инфраструктурой, в том числе многофункциональными зонами. Построены обходы целого ряда городов, среди которых можно выделить, например, пятигорскую развязку, значительно сократившую время в пути до ближайшей столицы другого региона — Нальчика и далее в сторону Каспийского моря. В активной стадии реконструкции находятся сразу несколько участков М-29, возводятся обходы Гудермеса, Владикавказа, Дербента, Махачкалы — капиталоемкие, но очень нужные, в том числе как часть международного транспортного коридора «Север — юг», проекты. Не счесть больших и малых развязок, путепроводов, мостов, тоннелей — и построенных, и реконструированных, ремонтируются и расширяются трассы регионального значения.

Особое внимание — воздушным воротам Кавказа. Международный аэропорт Минеральных Вод и так претендовал на роль ключевого южного транспортного хаба, а с закрытием из-за СВО воздушных гаваней Ростова-на-Дону и Краснодара его роль возросла кратно. На этом фоне особенно актуальным выглядит проект строительства нового терминала внутренних авиалиний, который находится в завершающей стадии, первых пассажиров он примет уже в 2025 году. Пропускная способность терминала на первом этапе составит 1000 пассажиров в час, а к 2034 году в рамках отдельного проекта ее планируется увеличить до 1800. Общая сумма инвестиций в строительство и оборудование составит 15,3 млрд рублей.

аэропорт Минеральные воды.jpg

Добро пожаловать. Стремительно растет туристическая привлекательность Северного Кавказа. Самая крупная республика СКФО Дагестан все последние годы уверенно возглавляет всевозможные рейтинги. Ежегодно турпоток в республику увеличивается на десятки процентов, а в 2023-м и вовсе взлетел вчетверо — на фоне девальвации рубля и закрытия традиционных европейских маршрутов для отпускников. Другие регионы Кавказа тоже не отстают, не только используя уже имеющуюся инфраструктуру, но и активно развивая новую. Сейчас каждый субъект СКФО обладает, как минимум, одним курортом федерального масштаба. Некоторые освоены с нуля, некоторые открываются широкой публикой заново. Самый масштабный проект — «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии. Еще в 2015 году этот курорт обзавелся очередной строчкой во всех энциклопедиях, получив самую высокую в Европе канатную дорогу длиной 1675 м. Она объединила станцию «Мир» со станцией «Гара-Баши». Нижняя станция расположилась на высоте 3455 м над уровнем моря, верхняя — на высоте 3847 м.

Созданный в 2010-2013 годах в Карачаево-Черкесии горнолыжный курорт «Архыз» за 10 лет оброс качественной инфраструктурой — сейчас здесь доступны 27 км трасс, на территории работают более 100 отелей, гостиниц и баз отдыха совокупной вместимостью свыше 2 тыс. мест. Исполнительный директор «Кавказ. РФ» Хасан Тимижев в интервью ТАСС отмечал, что в «Архызе» управляющей компании удалось достичь показателя эталонного курорта. «Народ поехал на курорт, его экономика стала выглядеть по-другому — появилась самоокупаемость, дополнительные средства. И если пять лет назад мы едва ли не гонялись за потенциальными инвесторами, то теперь ситуация изменилась: очень много желающих поучаствовать в реализации инвестпроектов на курорте. Видя эту ситуацию, Правительство России приняло решение, что «Архызу» нужен серьезный якорный инвестор, готовый не просто вложиться в очередной отель или ресторан, а взять на себя обязательства по созданию целых туристических деревень и дальнейшему расширению зоны катания», — рассказал Тимижев. Планируется, что стратегический инвестор должен будет до 2030 года, как минимум, удвоить объем горнолыжной инфраструктуры «Архыза», построив не менее 30 км трасс и создав единую зону катания трех туристских деревень
(Романтик, Лунная Поляна и Дукка), довести общее количество мест размещения до 8 тыс. В результате турпоток на курорт возрастет до 2 млн человек в год.

Практически с нуля в 2018 году запустился чеченский курорт «Ведучи». Этот проект, реализованный на принципах государственно-частного партнерства, позиционируется как круглогодичный туристический комплекс, где есть не только горнолыжные развлечения, но и летний активный отдых, например, прокат квадроциклов и горных велосипедов, экскурсионное бюро, а также разработан познавательный маршрут «В поисках эдельвейса».

Архыз 2.jpg

Регион Кавказских Минеральных Вод отмечен целым рядом крупных инвестпроектов — как новых, так и реконструируемых, известных еще с советских и даже царских времен. Власти Ставрополья намерены до 2030 года увеличить турпоток до 5 млн человек в год. Решению столь амбициозной задачи способствует реализация мероприятий по комплексному развитию городов-курортов Кавминвод. Еще один важный для курортов Ставрополья источник — курортный сбор, который все гости края платят с 2018 года. Инициатива принадлежала Совету Федерации, и, как отмечает его председатель Валентина Матвиенко, это привело к дополнительному развитию КМВ.

«Ставрополье одним из первых поддержало идею курортного сбора и сегодня получает дополнительные средства, которые идут на поддержание курортно-санаторной инфраструктуры, восстановление зданий и памятников архитектуры. Все города курортного значения в той или иной мере получили дополнительное развитие», — говорила спикер верхней палаты парламента во время рабочей поездки в Ставрополь. По ее мнению, это привлекает и туристов, и бизнес. «Люди начали больше ездить на свои курорты, у инвесторов появился интерес, это стало более экономически оправдано. Внутренний туризм в целом в стране растет высокими темпами», — констатировала Матвиенко.

В Дагестане в рамках прорывного проекта «Развитие Каспийского кластера» с 2022-го по 2030 год предусмотрена реализация четырех крупных проектов в сфере туризма, сообщила пресс-служба главы республики. В частности, речь идет о создании туристско-рекреационных комплексов «Каспий», «Инчхе Марина Каспий», «Золотые пески» и строительстве микрорайона «Лазурный берег». Всего объем инвестиций в туробъекты кластера составит 72 млрд рублей, появится более 7 тыс. рабочих мест, а ежегодный турпоток в регион достигнет к 2032 году 2,4 млн человек.

помидоры.jpg

Томатный сок. Еще одним важным итогом 15-летия стало подтверждение Северным Кавказом статуса всероссийской житницы. Ставропольский край стабильно входил в топ-3 регионов по валовому сбору зерна, значительно продвинулся и в вопросах пищепрома, углубления переработки агропродукции. Здесь же успешно запущено одно из крупнейших в России тепличных хозяйств закрытого грунта, производственные площади составляют 83,27 га, на которых ежегодно выращивается более 38 тыс. тонн томатов. На этапе реализации находится четвертая очередь, которая будет отведена под выращивание огурцов. Общая стоимость проекта превышает 34 млрд рублей.

Второй по масштабу агропроект — тепличный комплекс «Чегем-Агро» в Кабардино-Балкарии. В 2023 году запущена первая его очередь площадью 37,6 га. Как сообщил глава республики Казбек Коков, размер вложенных инвестиций составил более 9 млрд рублей, объем производства — до 19,2 тыс. тонн томатов в год. И это только начало. В дальнейшем площадь комплекса вырастет до 100 га, сумма инвестиций — до 24,5 млрд рублей, а объем производства — до 50 тыс. тонн овощей в год.

Близко к завершению строительство крупного тепличного комплекса в Северной Осетии, его ведет компания «Алания». Теплица площадью 60,2 га позволит выращивать целую линейку плодоовощной продукции, в первую очередь — томатов. При выходе на проектную мощность к 2026 году их сбор должен составить более 18,8 тыс. тонн. Генеральный директор «Алании» Дмитрий Чернявский подчеркнул, что комплекс строится по передовым отраслевым стандартам и оснащается передовым оборудованием. При этом основная часть конструкций, материалов и оснащения отечественного производства. «Успешной реализации масштабного проекта на территории Северной Осетии способствуют благоприятные природные условия, обеспечивающие превосходные вкусовые качества выращиваемых здесь овощей, а также созданный в республике позитивный инвестиционный климат», — заметил Чернявский.

Завод Ставролен.jpg

Железные мускулы. Самые дорогие проекты Кавказа сосредоточены в промышленности и разработке природных ресурсов. Так, в 2024 году заложен первый камень в основание настоящего промышленного гиганта — газохимического комплекса на заводе «Ставролен» группы «Лукойл» в Буденновске Ставропольского края. Проект включает производство востребованных минеральных удобрений — карбамида и аммиака, запуск комплекса позволит эффективно монетизировать в качестве сырья природный газ месторождений «Лукойла» в регионе Северного Каспия. По данным правительства Ставрополья, объем выпуска продукции, в частности карбамида, должен составить около 1,75 млн тонн в год. Проект планируется реализовать в течение пяти лет. ГХК обеспечит эффективную интеграцию добычи и глубокой переработки сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью в рамках группы «Лукойл».

В Кабардино-Балкарии продолжается реализация проекта по возобновлению добычи сырья на Тырныаузском месторождении вольфрамо-молибденовых руд. Возобновление работы предполагает строительство рудника и горно-обогатительного комбината. Кроме того, в Невинномысске возводят гидрометаллургический комбинат по переработке вольфрамовых и молибденовых концентратов. В нынешнем году стало известно, что проект предполагает также добычу золота на расположенном неподалеку золотоносном месторождении имени Б. К. Михайлова. Как сообщили в Правительстве КБР, часть инфраструктуры планируют сделать общей для добычи и золотой, и вольфрамо-молибденовой руды, чтобы сэкономить и повысить рентабельность предприятия. В июне премьер-министр региона Алий Мусуков сообщил, что идет поиск источников финансирования проекта и разрабатывается новая финансовая модель, предполагается, что финансированием займется консорциум банков. Все это скажется на сроках реализации проекта — его запуск переносится предварительно с 2025-го на 2028 год. О продлении сроков заявил заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров: «Проект реализуется, «Ростех» ведет подготовительные работы, готовит инфраструктуру. Однако инициатива претерпела некую модернизацию. Она заключается в том, что компания «Эльбрусметалл», учредителем которой является «Ростех», получила лицензию на золоторудное месторождение примерно в границах того же горного отвода».

ТОП-5 крупнейших инвестиционных проектов Северного Кавказа в сфере туризма с 2010 года

Наименование (описание) Сумма инвестиций, млрд руб.
1 Строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус»
Кабардино-Балкарская Республика
53,8
2 Комплексное развитие горнолыжного комплекса «Архыз»
Карачаево-Черкесская Республика
49,5
3 Строительство всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи»
Чеченская Республика
25,6
4 Создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон»
Республика Северная Осетия — Алания
19,0
5 Строительство горнолыжного курорта «Армхи»
Республика Ингушетия
6,3
Итого: 154,2

30 крупнейших инвестиционных проектов Северного Кавказа с 2010 года

Название проекта

Регион

Сумма инвестиций,
млрд руб.

Туризм

1

Строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус»

Кабардино-Балкарская Республика

53,8

2

Комплексное развитие горнолыжного комплекса «Архыз»

Карачаево-Черкесская Республика

49,5

3

Строительство всесезонного горнолыжного
курорта «Ведучи»

Чеченская Республика

25,6

4

Создание всесезонного туристско-рекреационного
комплекса «Мамисон»

Республика Северная Осетия —
Алания

19,0

5

Строительство горнолыжного курорта «Армхи»

Республика Ингушетия

6,3

Агропромышленный комплекс

1

Строительство тепличного комплекса ООО «Солнечный дар»

Ставропольский край

34,7

2

Строительство тепличного комплекса «Чегем-Агро» площадью 100 га

Кабардино-Балкарская
Республика

24,5

3

Строительство тепличного комплекса ТК «Алания»

Республика Северная Осетия — Алания

18,1

4

Создание производственного комплекса по выращиванию и переработке хлопка «Хлопок Руси»

Ставропольский край

15,5

5

Строительство тепличного комплекса
«Кавказ» площадью 83,2 га

Ставропольский край

15,0

Промышленность

1

Строительство газохимического комплекса на заводе «Ставролен» мощностью 1,5 млн тонн продукции в год

Ставропольский край

150

2

Строительство завода по сборке автомобилей «Ставрополь Авто»

Ставропольский край

14,0

3

Строительство завода по выпуску химического волокна мощностью до 2,5 тыс. тонн пряжи в год

Карачаево-Черкесская
Республика

12,0

4

Модернизация цементного завода АО «Чеченцемент», I-II этапы

Чеченская Республика

11,0

5

Строительство завода по производству листового стекла флоатметодом мощностью 600 тонн в сутки

Республика Дагестан

10,5

Энергогенерация и добыча полезных ископаемых

1

Возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения

Кабардино-Балкарская
Республика

66,0

2

Строительство Худесского горно-обогатительного комбината мощностью 1,4 млн тонн руды в год

Карачаево-Черкесская
Республика

16,5

3

Строительство Гоцатлинской ГЭС на реке Аварское Койсу мощностью 100 МВт

Республика Дагестан

13,4

4

Строительство Труновской ветроэлектростанции суммарной мощностью 95 МВт

Ставропольский край

12,9

5

Строительство Зеленчукской ГЭС-ГАЭС
мощностью 160 МВт

Карачаево-Черкесская
Республика

11,8


Дорожная и транспортная инфраструктура



1

Реконструкция и строительство международного аэропорта Грозный им. А.-Х. Кадырова

Чеченская Республика

35,8

2

Строительство обхода города Махачкалы

Республика Дагестан

31,1

3

Строительство обхода города Дербента

Республика Дагестан

27,1

4

Строительство нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Минеральные Воды

Ставропольский край

15,3

5

Строительство обхода города Владикавказа

Республика Северная Осетия — Алания

13,0


Недвижимость и городская инфраструктура



1

Строительство многофункционального высотного
комплекса «Ахмат Тауэр»

Чеченская Республика

70,0

2

Строительство Грозненской ТЭС мощностью 180 МВт

Чеченская Республика

45,2

3

Комплексное развитие территории микрорайона
«Южный» города Дербента

Республика Дагестан

15,2

4

Строительство торгово-развлекательного
центра «Грозный Молл»

Чеченская Республика

8,5

5

Строительство санаторного комплекса
«Питергоф» в городе Кисловодске

Ставропольский край

6,5

В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты Северного Кавказа, реализованные с 2010 года либо находящиеся в высокой стадии реализации в настоящий момент. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена профильными ведомствами регионов СКФО, а также взята со специализированных инвестиционных порталов субъектов округа. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Источник: Аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»