После многолетних дискуссий и экспериментов представители федеральной власти пришли к выводу, что ключевой отраслью экономики Северного Кавказа, которую нужно развивать в приоритетном порядке, является туризм. Согласны?

Да, особенно если говорить о предгорьях и горных районах Северного Кавказа с их уникальными бальнеологическими ресурсами, природными и историческими достопримечательностями, самобытной многонациональной культурой, кухней, гостеприимством. Туризм позволяет все это экспортировать, принося не только доходы и рабочие места, но и способствуя популяризации республик СКФО в России и во всем мире. Не зря его называют локомотивом экономики, учитывая мощный мультипликативный эффект с точки зрения стимулирующего воздействия на десятки смежных отраслей экономики. Плюс неплохая транспортная доступность: все-таки СКФО — не Новая Зеландия.

Есть, конечно, и препятствия. Необходимы серьезные инвестиции в развитие инфраструктуры и самой индустрии гостеприимства. Нужны квалифицированные кадры. Топ-менеджеров еще можно нанять, хотя и их не хватает, а со средним звеном и линейным персоналом совсем туго. А самое главное — надо понимать, что выбор в пользу устойчивого развития туризма означает неизбежное решение непростых проблем. Например, подчиненности развитию туристской инфраструктуры жилой застройки. Если лучшие земли отдаются под коммерческое жилье, будь то ИЖС или многоэтажки, стратегическим инвесторам негде развернуться, и современную туристскую инфраструктуру не создать. Тогда возникают такие проблемы, как с Имеретинской низменностью во время подготовки к Олимпиаде в Сочи, как сейчас с утверждением новых генпланов в Анапе и Геленджике, которых бы не было, если бы застройка осуществлялась комплексно.


Сегодня в СКФО активно развивается горнолыжный туризм: Архыз, Домбай, Ведучи… Считаете, они способны конкурировать с другими российскими и зарубежными горнолыжными курортами?

Архыз — хороший пример, и есть перспективы развития, в случае реализации которых курорт способен в том числе оттянуть на себя часть клиентуры Красной Поляны. Последнюю в свою очередь можно рассматривать как ориентир для повышения конкурентоспособности. И здорово, что у нас такие появились. Ведучи, Армхи и Цею можно пожелать дальнейшего развития, Северной Осетии — реализации проекта «Мамисон», а традиционно любимым в России Домбаю и Чегету — модернизации.

Принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». По вашему мнению, как он поможет развитию туризма на Северном Кавказе? Какие инструменты нацпроекта стоит использовать наиболее активно для того, чтобы туротрасль СКФО вышла на качественно новый уровень?

В рамках национального проекта планируется реализация нескольких масштабных инвестпроектов по строительству и реконструкции туристской инфраструктуры, и не просто отдельных объектов, а комплексов, кластеров, в том числе на Северном Кавказе. В Адыгее уже строится горный экокурорт «Лагонаки». Проект стоимостью 23 млрд рублей сулит республике создание 2 тыс. рабочих мест и до 0,5 млн туристов в год.

Инструменты, прописанные в нацпроекте, понятны рынку, и они успели себя зарекомендовать. Если говорить об инвестициях, предусмотрено софинансирование из государственного бюджета с последующим выкупом госдоли — сравнительно новый инструмент. Он может оказаться эффективным, в том числе для завершения части недостроенных, но перспективных объектов.

Еще один инструмент — субсидирование процентной ставки по кредитам до 3-5% — пользуется спросом у инвесторов, по первым 38 проектам с такой поддержкой решения уже приняты. Но с учетом изменения ключевой ставки ЦБ, удорожания стройматериалов и других факторов, полагаю, потребуется дополнительное финансирование данного направления нацпроекта из бюджета.

Что касается мер стимулирования спроса, то здесь успешно применяется, во-первых, программа кешбэка, получившая исключительно высокую оценку и бизнеса, и потребителей. Только в нынешнем году по программе уже отдохнули более 1,5 млн человек. Многие побывали на тех же горнолыжных кавказских курортах, подлечились на Кавминводах. А без возврата с путевки по 20 тыс. рублей многие не смогли бы позволить себе поездку.

Важно, что программа сфокусирована в первую очередь на межсезонье. Одна из проблем нашего рынка состоит как раз в высокой его сезонности, в том числе из-за климатических факторов. Соответственно, у загородных туробъектов очень резкие колебания спроса, это касается и горнолыжных курортов. В такой ситуации программа кешбэка, поддерживая спрос в низкий сезон, способствует повышению эффективности капвложений, привлечению инвесторов и созданию ликвидного межсезонного турпродукта, который затем сможет продаваться уже без субсидий. Примером того, что это возможно, могут служить те же санатории КМВ, лучшие из которых загружены круглогодично.

Летом, с учетом каникул, реализуется программа детского кешбэка, особенно востребованная в семьях с невысокими доходами и в многодетных.

Расширению географии турпотоков очень способствует субсидирование 50% стоимости авиаперевозки в рамках чартерных туроператорских программ. В текущем году прорабатывается вопрос о том, чтобы поставить их на КМВ, в Дагестан и Чечню.

Рекомендовал бы малому и среднему бизнесу СКФО обратить внимание на грантовую поддержку Ростуризмом проектов, в том числе на строительство глэмпингов, кемпингов и автокемпингов, а также на программу поддержки строительства модульных гостиниц.


Какие еще виды туризма, помимо горнолыжного, стоит развивать на Северном Кавказе?

Мне кажется, нужно прокладывать дорогу прежде всего там, где протоптана тропа. А это прежде всего развитие санаторно-курортного комплекса и на КМВ, и в других регионах Северного Кавказа. Спрос на лечение есть всегда. А когда цены на лекарства бьют рекорды, в особенности на санаторное лечение с помощью природных лечебных факторов. И здравницы во всех республиках нужны в первую очередь, чтобы было где лечиться местному населению.

А базовым регионом в этом отношении являются КМВ, где, надеюсь, все-таки будет реализован проект создания медицинского кластера.

Протоптаны на Северном Кавказе и маршруты спортивного, экологического, культурно-познавательного туризма. А каждый из них — это не один, а собирательный вид туризма, распадающийся на многие другие: и сплав, и альпинизм, и трекинг, и маунтинбайкинг, и спелеотуризм, и дельтапланеризм... И для каждого из этих и многих других видов туризма Кавказ как будто был создан.

По мнению экспертов, слабое место индустрии гостеприимства Северного Кавказа — кадры. Как решить эту проблему силами самих регионов СКФО, учебных заведений и т.д.?

Кадровая проблема — в числе ключевых для всех видов туризма, и не только в СКФО. Все природно-ориентированные виды предполагают высокую квалификацию. Водных гидов, инструкторов-проводников, егерей. То же самое справедливо для сотрудников санаторно-курортного комплекса (например, среднего медперсонала), которых сейчас готовят в очень ограниченных количествах, несоразмерных потребностям.

Благодаря законодательным нововведениям, предусматривающим аттестацию гидов и инструкторов-проводников, проблема с их подготовкой будет активнее решаться, в том числе силами федераций альпинизма, спортивного туризма, рафтинга и других. Но ведь проблема выходит за рамки работы общественных объединений.

Есть и другие факторы. Традиции кавказского гостеприимства всем известны, однако существует очень серьезная дистанция между гостеприимством бытовым и профессиональным. Начинается она с очень простого вопроса: а кто в доме хозяин? Если это семейное гостеприимство, хозяином остается, конечно же, глава семьи. В профессиональном гостеприимстве хозяин — твой гость, тот, кто платит тебе деньги. Конечно, норм поведения и для гостей никто не отменял, но независимо от того, бармен ты, или проводник, или владелец отеля, ты не имеешь права командовать туристом. Вообще эта работа подходит только тем, кто получает моральное удовлетворение от того, что его клиент ушел довольным.

Однако должен быть подготовлен соответствующий линейный персонал. Бытовое гостеприимство можно превратить в профессиональное — ничего невозможного в этом нет. Вежливости, предупредительности и следованию стандартам можно научиться. А для этого необходимо работать над профильным образованием. Причем это должны быть не просто какие-то точки, где можно пройти обучение. Это должна быть система, как, к примеру, во Франции в сфере подготовки горных гидов. Образовательных возможностей должно быть как можно больше. Ведь сегодня для санатория не то что хорошего врача или шеф-повара, а толковую горничную пойди сыщи. Даже хорошего повара для санатория найти — проблема. Обучение в вузах в других регионах довольно дорого, так что образовательные возможности должны формироваться локально. И для этого нужно сделать так, чтобы работа в туризме стала престижной. В Юго-Восточной Азии на международных курортах уровень сервиса в отеле часто на ползвезды выше, чем в отеле аналогичной категории в европейских. Почему? Труд в сфере гостеприимства престижен, такой работой дорожат, и она кормит.


Еще одно слабое место — дефицит информации о туристическом бренде Северного Кавказа не только за рубежом, но и внутри России. Как продвигать турпродукт СКФО? Какие каналы распространения информации о нем стоит использовать в первую очередь?

Маркетинг туристских дестинаций не требует ничего изобретать. Нужен качественный контент. Если вы хотите продвинуть какое-то место как турпродукт, задайтесь вопросом: а есть ли в интернете качественные его снимки с высоким разрешением в разное время года и без ограничений использования в плане защиты авторских прав? А есть ли такие же по качеству современные видеоматериалы? Не говоря уже о классном текстовом контенте во всем его разнообразии — от ВИКИ до соцсетей… Если этого нет, дальше разговаривать о туристском маркетинге нет смысла. Значит, те, кто за него отвечают, просто говоря, халтурят, не выполняя азов продвижения турнаправления.

Инструментов территориального маркетинга много. И самое время их использовать потому, что есть хорошая новость: популярность республик Северного Кавказа на туристическом рынке растет, и этот момент упустить нельзя.

Теги туризм