Одним из древнейших ремесел является ковроткачество. На территории России тысячелетние традиции ковроткачества из натуральных материалов сохранились только на Кавказе. Его центром считается Табасаранский район РД, где до сих пор это умение передается из поколения в поколение и может посоперничать с лучшими в мире образцами данного искусства.

Овца всему голова. Это только современные люди, пресыщенные бытовыми удобствами и избалованные современными девайсами, рассматривают ковры как средство роскоши и престижа. Для человека Железного века, особенно кочевников, ковры имели исключительно утилитарную функцию. Когда по бескрайним степям кочует орда номадов, она делает это в поисках лучших пастбищ для мелкого рогатого скота — своего основного кормильца. Овцы дают кочевникам молоко, мясо для пропитания и шерсть для одежды, юрт и ковров, чтобы быстро соорудить из них пол жилища. В любой местности, не остерегаясь влаги, обморожения, кусачих насекомых. К тому же овечьей шерсти боятся паукообразные и рептилии, что делало жилища еще и безопасными от хищников.

В предгорьях и на альпийских лугах также прекрасные условия для овцеводства, а ковры в горских саклях необходимы во время суровых кавказских зим. Поэтому ремесло ковроткачества перешло от кочевников к жителям оседлых территорий, издревле научившимся делать не только практичные, но и красивые и изысканные изделия. Благо, минералов для получения устойчивой и надежной краски в горах было предостаточно.

Геродот в 1-й книге «Клио» своей «Истории» описывает изготовление на Кавказе краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L): «Много разных племен обитает на Кавказе, большинство которых питается дикими древесными плодами. В этой стране есть, как говорят, деревья с удивительными листьями. Из этих-то листьев изготовляют краску, растирая их и смешав с водой, и затем наносят ею узоры на свою одежду. Узоры эти не смываются, а истираются только вместе с шерстяной материей, на которую их наносят, как будто бы они были вотканы в материю с самого начала».

При этом ткачи производили не только привычные современному глазу толстые ворсистые изделия, но и легкие накидки. Они были необходимы для того, чтобы покрывать от холода и ветра младенческую колыбель, невесты ткали как минимум один ковер в приданое, обязательным условием в исламе служил молитвенный коврик-намазлык, без ковров невозможно было обойтись в погребальных обрядах и т.д.

Коврами покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. Помимо практических целей ковер привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Кавказ — достаточно широкое географическое понятие для овцеводства. Здесь ключевым вопросом является не только качество шерсти, но и искусство ковроделов. В Дагестан оно пришло, вероятнее всего, из Персии.

«Потребность населения в коврах и ковровых изделиях исторически была обусловлена такими факторами, как природно-климатические условия Дагестана и обилие местного сырья (шерсти и натуральных красителей), — говорит заместитель директора по научной работе и хранитель отдела ковров и тканей Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой Айшат Магомедова. — Развитию овцеводства благоприятствовали наличие хороших альпийских пастбищ, нехватка пахотной земли и отрегулированная система использования равнинных и горных пастбищ. Специально подготовленную шерсть для изготовления ковров (к слову, использовалась шерсть осенней и весенней стрижки) окрашивали в разные цвета, которые получали из листьев, коры, корней и плодов различных растений. Так, красный цвет и его оттенки до малинового давала марена. Желтый добывали из луковой шелухи, зверобоя, ромашки, душицы, седого клевера, коры барбариса. Для получения зеленого цвета желтую пряжу окрашивали синим. Большой спектр оттенков — от светло-желтого до темно-коричневого — получали из кожицы грецкого ореха. Для приобретения красивых оттенков некоторых цветов учитывались календарные сроки сбора растений и способы их сушки».

Цвета — особое искусство и даже своеобразный язык в ковроткачестве. К примеру, красный олицетворяет огонь. Его получали из червей и моллюсков, но самым доступным источником была марена красильная — скромное растение с желтыми цветами и длинным багровым корнем. В Дагестане марена росла настолько обильно, отличалась такими изысканными оттенками и приносила столь огромные доходы, что эти корни даже попали на герб Дербента. В 1869 году немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерман открыли синтез дешевого искусственного ализарина — красящего вещества марены. Пришло время анилиновых красителей.


Четыре ковра. В Дагестане ткали четыре вида ковров: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

«Создание ковра занимало много времени и требовало немало сил, поэтому сопровождалось какими-то определенными действиями, тщательной подготовкой, — рассказывает Айшат Магомедова. — Так, к примеру, в день начала работы добрым знаком считался приход «легкого на подъем» шустрого гостя, известного своим умением и сноровкой. Это считалось хорошим знаком, который вселял надежду, что процесс пойдет быстро и будет хороший результат. Нежеланными гостями в такой день были ленивые и неумелые люди».

Каждый из многочисленных народов Дагестана гордится собственной техникой ковроткачества. К примеру, в Южном Дагестане предпочитают безворсовые ковры — сумахи. Здесь узоры делают сложными, геометрическими, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами. Цвета предпочитают теплые, сдержанные. Тона — кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне. Лезгины и лакцы выделывают килимы — многократно повторяющиеся шестиугольные медальоны в качестве узора. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля. Преобладающими цветами были синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие. Аварцы любят давагины с симметричным ромбическим медальоном с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом на синем фоне и с узорами красного, черного, желтого цвета.

Кумыки ткут дум — с узором в центральной части и каймой из одной-трех полос на синем или красном фоне. В Казбековском районе — супрадум из трех-пяти крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника — округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом. Ворсовые ковры предпочитают в Южном Дагестане, где они различаются по географическому признаку: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул», «Тлярата», «Джегунтай», «Казанище».

Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи, где овечьи отары исчислялись десятками тысяч. Здесь авары и кумыки издревле ткали арбабаша, ногайцы и лакцы — кийизы.

Комбинированные ковры любят аварцы и даргинцы. Особенно узелковую цаху — тип ковра, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым — с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Однако общепризнанным центром дагестанского ковроткачества остается Табасаранский район.


Табасаранский узел. Одной из визитных карточек Табасаранского района традиционно является ручное ковроткачество, известное в Южном Дагестане еще с VI века. До революции почти все женское население Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского округов с населением до 300 тысяч человек было занято в ковровом производстве. В 20-30-х годах прошлого века промысел перестал быть кустарным, и в регионе появились десятки артелей и мануфактур. Табасаранские ковры, вытканные натуральными нитями с использованием натуральных красок (корни марены, кора ореха, листья дуба), отличались повышенной прочностью, яркостью и долговечностью. Срок жизни ковра составлял 250-400 лет, тогда как у знаменитых персидских — 100-150 лет. Местные мастерицы делали по 25 тысяч узелков за день (в среднем по полсекунды на узелок!), затрачивая на изготовление одного ковра средних размеров два-три месяца. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В советское время 80 процентов производства всех ковров приходилось на Дагестан, где в год выпускались сотни тысяч квадратных метров изделий. Расцвет ковроткачества в Табасаране пришелся на 60-80-е годы прошлого века, когда на предприятиях отрасли работали от 5 до 12 тысяч ковровщиц. Подавляющая часть шла на экспорт и составляла главный источник поступления валюты в республику.

С развалом СССР из-за отсутствия спроса в Дагестане были закрыты почти все ковровые фабрики, цеха и артели. Рынок наводнили дешевые изделия из Юго-Восточной Азии и искусственные ковры из Европы. Кустарное производство поддерживалось лишь у надомников нескольких районов Южного Дагестана, где несколько сот мастериц особо берегли старые традиции изготовления ворсовых и безворсовых ковров. Центрами сохранения этих традиций считаются села Тинит, Аркит, Хучни, Ерси. В новом тысячелетии местные власти начали предпринимать меры по возрождению и поддержке традиционных народных ремесел. Однако серьезной проблемой стала дороговизна современного оборудования, на котором изготовляются «визитные карточки». Всего несколько цехов работали на старых, еще советских станках. В частных подворьях оборудование вообще изготовлено кустарным способом, что ничуть не сказывалось на качестве продукции благодаря прекрасной овечьей шерсти. Впрочем, при умело поставленном маркетинге табасаранские ковры могут быть не только данью традициям, но и неплохим средством для поддержания районного бюджета. По расчетам доктора исторических наук и заведующего отделом этнографии дагестанского научного Центра Российской академии наук Магомедхана Магомедханова, сегодня Дагестан в состоянии выпускать до 200 тысяч квадратных метров ковровых изделий в год. Объем ковровой продукции «достаточен для вывода республики из дотационного состояния».

Табасаранские ткачи наладили производство ковров с заказанными портретами — государственных деятелей, частных лиц. Любому солидному господину захочется иметь дома такой напольно-настенный «портрет». Нынешняя стоимость квадратного метра ковра ручной вязки превышает 30 тысяч рублей, размеры же заказов ограничены лишь кошельками потребителей. Знатоки утверждают, что продажа одного ковра позволяет семье несколько месяцев вполне сносно существовать по здешним меркам. К тому же местные ковры с использованием исключительно натуральных красок и волокон с удовольствием покупают в Европе, где не признают ничего искусственного. Дело только за инициативой.