D типовом представлении северный Кавказ — это регион, где в экономике преобладают сельское хозяйство и туризм. Однако в последнее время в республиках сКФО отчетливо обозначилась тенденция к усилению промышленности. для северного Кавказа новая индустриализация может стать весомым вкладом в решение главной проблемы региона — нехватки рабочих мест. Наиболее заметные усилия в этом направлении — в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане.

Кабардино-Балкария: полимеры для традиционных отраслей
Наибольшая динамика промышленного роста среди республик северного Кавказа в последнее время наблюдается в Кабардино-Балкарии. По итогам прошлого года индекс промпро-изводства в республике составил 118,6% (по обрабатывающим видам деятельности превысил 120%), на фоне неважного самочувствия российской экономики это очень высокий показатель. в целом с 2007 по 2012 годы выпуск промышленной продукции в КБр вырос с 7,6 до 13,2 млрд рублей, а доля республики в рейтинге крупнейших компаний CКФО с 2010 по 2012 годы выросла с 2,6 до 5,5% совокупной выручки. в значительной степени этот результат обусловлен динамичным ростом показателей завода «Кавказкабель» — крупнейшего промпредприятия Кабардино-Балкарии.
Ключевым проектом республики в рамках процесса новой индустриализации является строительство завода чистых полимеров пищевого и текстильного назначения «Этана» стоимостью 15,7 млрд рублей. Это вообще самый значимый промышленный проект на северном Кавказе, начатый после образования сКФО с чистого листа, причем в кооперации с ведущими мировыми компаниями. «в начале нулевых годов я и мои партнеры занимались финансовой аналитикой и консалтинговыми услугами, — рассказывает о замысле проекта его инициатор, бизнесмен сергей Аши-нов. — Мы пытались понять, какие направления инвестиций будут наиболее перспективными на юге россии. для этого оказалось достаточно посмотреть на исторический опыт. Юг — это российская житница и здравница, население здесь, в основном, аграрное, поэтому ключевой отраслью был и остается АПК». Последующий анализ отрасли показал, что одной из важнейших ее проблем на юге россии является дефицит качественной упаковки, которая в себестоимости конечной продукции может занимать до 90%.

Основной продукцией, которую будет выпускать «Этана», станет наиболее распространенный в мире тип пищевой упаковки — полиэтилентерефталат (ПЭТФ), на сегодняшний день Россия этот вид полимеров, в основном, импортирует. Предполагается, что рядом с производством будет размещен кластер предприятий сельхозпереработки, чтобы максимально сократить расстояние между производителем полимеров и их потребителями. второе значимое направление — производство полимеров текстильного назначения: легкая промышленность также является традиционной для Юга России.
Строительство предприятия началось в июне этого года, но до этого несколько лет ушло на проработку проекта, формирование пакета господдержки и подготовку необходимой инфраструктуры. Летом 2010 года, во время кисловодской конференции «Единой России», на которой обсуждались приоритетные проекты северного Кавказа, «Этана» была выдвинута на соискание госгарантии российского правительства по заемным средствам на реализацию проекта (в качестве кредитора был определен Внешэкономбанк). В октябре 2011 года одновременно с подписанием правительственного постановления о предоставлении «Этане» госгарантий из инвестиционного фонда РФ на создание инженерной инфраструктуры проекта было выделено 1,338 млрд рублей, софинансирование со стороны республики составило 156 млн рублей. вскоре после этого в Нальчике было подписано генеральное соглашение между «Этаной», правительством КБр и немецким концерном Thyssenkrupp Uhde Gmbh — прямым наследником легендарной немецкой промышленной династии Крупов.

При подписании соглашения представитель совета директоров Thyssenkrupp альфред Хоффманн сообщил, что его компания готова построить на территории будущего завода две установки по производству бутылочного гранулята ПЭтФ мощностью 675 тонн в сутки каждая и ориентировочной стоимостью более 200 млн евро. Общий объем полимерного производства составит 486 тысяч тонн в год — это соответствует показателям аналогичных предприятий, которые сегодня строятся по всему миру.
Cледующие два года ушли, с одной стороны, на подготовку инфраструктуры — отведение рек, берегоукрепление, строительство дорог и электросетей и т.д., а с другой, на бумажную работу, прежде всего, комплексную финансовую экспертизу внешэкономбанка, который выступит кредитором проекта. Кроме того, была подготовлена заявка в минэкономразвития на создание в Майском районе КБР особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Проект полимерного производства в КБР важен еще и потому, что он может иметь хороший имиджевый эффект для северного Кавказа. во всяком случае иностранные партнеры проекта практически не акцентируют внимание на тех специфических рисках, которые ассоциируются у российских инвесторов с регионом. «риски выполнения работ на северном Кавказе по сравнению с другими регионами России не являются критическими, — говорит Ахмед Абдуллаев, директор по развитию РФ, СНГ, Турции, Ближнего Востока, Аафрики турецко-российской компании Renaissance Heavy Industries, генподрядчика проекта. — Мы не видим здесь таких рисков, которые невозможно будет контролировать, тем более проект получает хорошую административную поддержку. Мы работаем в Ираке, Туркмении, Казахстане, Габоне, по сравнению с этими территориями здесь условия замечательные».

Ключевым рынком сбыта продукции «Этаны» пока рассматриваются Россия и страны-участники таможенного союза. По оценке аналитика агентства «Инвесткафе» Сергея Гуляева, после выхода на полную мощность в 500 тысяч тонн полимеров в год «Этана» должна покрывать около 10% потребности в ПЭтФ южной части россии; кроме того, продукция могла бы выйти на рынки Украины, Молдовы, Турции и Казахстана, хотя шагнуть за пределы внутреннего рынка и ближайшего зарубежья будет значительно сложнее. В то же время развитие полимерного производства в КБР должно стимулировать российскую нефтеперерабатывающую отрасль к углублению производственных процессов. Эксперты утверждают, что потребности предприятия в Кабардино-Балкарии в ароматических соединениях смогут обеспечивать НПЗ Юга России, которые сейчас заявлены к строительству либо проходят реконструкцию.

Карачаево-Черкесия дает полный газ
В соседней Карачаево-Черкесии прошлый год также прошел под знаком промышленного роста. индекс промпроизводства в 2012 году составил 115,2%, значительно превысив среднероссийский показатель (102,6%). Крупнейшим индустриальным проектом республики, который обеспечивает значительный вклад в эту динамику, является черкесский автозавод «Дервейс», принадлежащий семье предпринимателей Деревых. В прошлогоднем рейтинге крупнейших компаний СКФО, составленном аналитическим центром «Эксперт Юг», компания заняла 10-е место. в 2011-2012 годах выручка «Дервейса» увеличилась с 7,7 до 16 млрд рублей, при этом завод в прошлом году первый раз за четыре года показал чистую прибыль.

Основателям «Дервейса» с самого начала приходилось доказывать, что создать на северном Кавказе крупное автопроизводство — это не фантазия, а реальность. Но путь к нынешним масштабам производства занял больше десяти лет. у истоков проекта предполагалось разрабатывать и выпускать собственные модели, затем стало понятно, что более перспективным окажется сборочное производство, и здесь «Дервейс» стал первой компанией, которая массово вывела на российский рынок китайский автопром — марки Lifan, Haima и Geely. запустить производство позволил кредит сбербанка под залог собственного имущества в размере 120 млн долларов. далее в качестве залога под оборотные средства (90 млн долларов) компании «сбербанк капитал» было передано 51% доли предприятия с правом обратного выкупа до ноября 2016 года.
«Cейчас с китайскими авто происходит примерно то же самое, что когда-то было с японскими и корейскими, — говорит исполнительный директор «Дервейса» Мухадин Дерев. — Японские автомобили в свое время тоже не считались престижными, но потом ситуация изменилась благодаря тому, что японцы делали качественный продукт. Потом такая же ситуация была с корейскими машинами, лет 10-15 назад они не были престижными. Я думаю, то же самое сейчас должно произойти с теми марками, которые выпускаем мы. Конечно, китайские машины пока не являются слишком престижными, но очень много людей, чей доход не позволяет купить дорогой автомобиль, покупают именно китайские машины, ездят на них и радуются».

Уже сегодня «Дервейс» является самым крупным работодателем в Карачаево-Черкесии. С 2004 года количество работающих на предприятии увеличилось с 500 до 2 тысяч человек, причем примерно 75% линейного персонала — это жители аулов и сел республики. в прошлом году заводом было выпущено порядка 50 тысяч автомобилей, минимальный план на этот год — 70 тысяч машин, а к 2015 году планируется выйти на показатель 120-130 тысяч авто — это почти проектная мощность предприятия. дальнейшие планы компании связаны в том числе с расширением линейки производимых авто. Новой моделью стал кроссовер Luxgen — российская премьера тайваньского автопрома. в этом году «Дервейс» планирует продать 2-2,5 тысячи этих автомобилей, а в перспективе марка Luxgen должна занять в производстве не менее 20%.

Кроме того, основатели компании не оставляют первоначальных планов по созданию собственной марки автомобилей. «Это один из главных вопросов на перспективу, и сейчас мы этот вопрос прорабатываем с корейскими партнерами, которым предоставили собственное техзадание, — говорит Мухадин Дерев. — Прототип нашего автомобиля пока существует на уровне эскизов, но думаю, что в следующем году этот процесс станет реальностью».
Помимо развития собственного автопрома, в Карачаево-Черкесии началась реализация еще нескольких крупных проектов в промышленности. Новосибирский холдинг «Обувь России» начинает строительство в Черкесске фабрики, которая будет производить до миллиона пар обуви в год; здесь планируется трудоустроить до 600 человек. Группа «Евроцемент», в которую входит завод «Кавказцемент», начала строительство новой технологической линии мощностью 4 млн тонн продукции в год. Благодаря переходу на «сухую» технологию производства модернизация предприятия позволит существенно улучшить экологическую обстановку в республике. для обеспечения сырьем традиционной для Карачаево-Черкесии трикотажной отрасли, в которой занято более 50 тысяч человек, ведется строительство фабрики по производству шерстяной ленты и пряжи компании «Квеста», где появится около 400 рабочих мест.

Дагестан: индустриальное возрождение
Сегодня Дагестан воспринимается как преимущественно аграрная республика, но еще совсем недавно здесь была развитая крупная промышленность — в советский период Дагестан был одним из главных союзных центров производства оборонной продукции. Многие из созданных тогда предприятий развалились в начале девяностых, значительная часть квалифицированных промышленных кадров покинула республику. Тем не менее, полной деиндустриализации Дагестана все же не произошло — ряд крупных заводов, такие как махачкалинские «Авиаагрегат» и имени Гаджиева, каспийский «Дагдизель», избербашский радиозавод имени Плешакова смогли выжить даже в самые тяжелые времена.
Создание новых промышленных предприятий — это принципиальная задача для Дагестана в первую очередь потому, что республика остро нуждается в современных рабочих местах. Население Дагестана продолжает расти, количество молодежи, вступающей в трудовой возраст, увеличивается с каждым годом, а экономика региона пока не поспевает за демографией. При предыдущем президенте Дагестана Магомедсаламе Магомедове существенный акцент был сделан на создание туристической инфраструктуры, но в этой отрасли рассчитывать на быструю отдачу в виде большого количества рабочих мест сложно. Нынешний глава республики Рамазан Абдулатипов с первых же дней в новой должности заявил о необходимости возрождения промышленности, поэтому новая индустриализация была включена в число приоритетных проектов президента Дагестана.

Самый крупный промышленный проект, который сейчас реализуется в Дагестане, — Каспийский завод листового стекла. Его инициатором является консорциум инвесторов при участии дагестанского миллиардера Сулеймана Керимова, общая стоимость проекта превышает 10,5 млрд рублей. ввод предприятия в эксплуатацию намечен на сентябрь, мощность первой очереди — 600 тонн стекла в сутки. В качестве рынков сбыта рассматриваются все регионы юга России, а также Закавказье. На заводе будет создано 500 рабочих мест. Появление этого производства стало возможным благодаря масштабным государственным вложениям в подготовку инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Юг России». В результате в Кумторкалинском районе Дагестана появилась крупная площадка для размещения промышленных производств, первым из которых станет Каспийский завод листового стекла. в обозримом будущем к нему должны присоединиться еще несколько предприятий, например, текстильная фабрика турецкого холдинга «Нергиз».

Второй по значимости индустриальный проект Дагестана — строительство собственного нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 1,2 млн тонн в год. О нем стало известно на прошлогоднем инвестиционном форуме в Сочи, инициатором выступил султан магомедов, бывший председатель парламента республики. В проект уже вложено около 3 млрд рублей, первую очередь предприятия планируется ввести в строй в конце этого года. «Это очень нужный для республики проект, потому что практически все нефтепродукты сегодня в Дагестан завозятся, официально здесь почти ничего не производится», — говорит вице-премьер правительства республики Абусупьян Хархаров. Кроме того, в Дагестане намечена реализация проекта «строй-мир» — кластера из пяти заводов по производству стройматериалов: строительные смеси, бетон, газоблоки, известь. Планируется, что в ближайшие несколько лет удастся не только охватить этой продукцией республику, но и начать ее экспорт в другие регионы.

Значительные возможности для новой индустриализации предоставляют и уже существующие в республике промышленные площадки. Примером такого использования старых мощностей может служить проект производства легких грузовиков на махачкалинском заводе «Авиаагрегат» вместе с китайскими партнерами. долгое время этот проект не удавалось реализовать в силу отсутствия поддержки российского минпрома. Но благодаря поддержке Рамазана Абдулатипова соответствующее заключение удалось получить, после чего начались переговоры с внешэкономбанком о кредитовании проекта, который должен дать дагестану в общей сложности около 5 тысяч рабочих мест, в том числе благодаря локализации производства в пределах 60%. «Я со своей стороны готов подключить весь имеющийся административный ресурс», — высказался в поддержку проекта глава республики.
 |