Впервые с местами, где потом довелось много и плодотворно поработать, генеральный почетный консул Италии в ЮФО и СКФО Пьерпаоло Лодиджиани познакомился без малого 30 лет назад, и с тех пор международное сотрудничество здесь сделало большой шаг вперед. В КБР Италия вообще стала торговым партнером номер один. Мы побеседовали с г-ном Лодиджиани об экономике, партнерстве и его потенциале, а также об инструментах, которые помогают развивать деловые контакты.

Вы выполняете функции консула на Юге России уже более 10 лет, и многие перемены в регионе происходили на ваших глазах. А каким было ваше первое впечатление о юге РФ и, в частности, о Кавказе?
На самом деле я в России — с 1991 года, а работу в качестве представителя Италии, тогда — в Краснодарском крае, начал в 2001-м. В 2008 году в Краснодаре открылось почетное консульство Италии в ЮФО, и я его возглавил. С 2010-го я стал работать генеральным почетным консулом Италии по Югу России. Сейчас зона моей работы — СКФО и ЮФО за минусом Волгоградской области, где Италию исторически представлял другой человек.
Ответить на ваш вопрос достаточно непросто: все-таки это было почти 30 лет назад, и с тех пор очень многое изменилось. В первый раз на Северном Кавказе я побывал в Карачаево-Черкесии: друзья пригласили на Домбай. Я помню, каким был аэропорт в Минеральных Водах тогда, и знаю, каков он сегодня. Это хорошая иллюстрация масштаба перемен.
Что касается первого впечатления — это прежде всего доброжелательная атмосфера и готовность развивать отношения с зарубежными партнерами — с Италией в частности. Такая атмосфера облегчает работу: когда есть диалог, когда люди прикладывают усилия к тому, чтобы понять друг друга, совместный бизнес возможен, и из него вполне может получиться что-то интересное.

СКФО.jpg

Как бы вы оценили общую динамику внешнеэкономического товарооборота Северного Кавказа, в частности с Италией? В каких регионах СКФО (да и юга страны вообще) дела идут хорошо, а в каких — не очень? Почему?
В рамках СКФО есть два своеобразных полюса по подходу к развитию международных взаимоотношений — Ставропольский край и Дагестан. Кавказские республики также абсолютно разные. Очень многое сделано за последние 10 лет в Кабардино-Балкарии — это вообще своего рода изюминка на территории России, единственный субъект в стране, в котором Италия — внешнеторговый партнер номер один.
Серьезные проекты развиваются также на Ставрополье. Италия — серьезный инвестор в крае. Так исторически сложилось: первый большой международный проект (по производству сои) был запущен здесь еще в 1986 году. Очень масштабные инвестиции с тех пор сделаны в секторе АПК, в производстве минеральной воды. Итальянскому инвестору также принадлежит самая мощная электростанция региона в Невинномысске, имеются интересные проекты по химическому производству и т.д.
Однако стоит принять во внимание, что есть относительные позиции и абсолютные. У Кабардино-Балкарии торговый оборот с Италией составляет 80 млн евро в год, и мы там — партнер номер один, у Ставропольского края — около 35 млн, а у Краснодарского — порядка 1 млрд. Возможности у территорий разные. Тут есть над чем подумать: надо выяснить, какие факторы мешают равномерному и интенсивному развитию.

По вашей оценке, сейчас товарооборот Юга России с Италией составляет 35-40% от уровня, на котором он мог бы находиться. Какие факторы мешают реализовать потенциал?
Незнание, нестарание, иногда нежелание, а иногда — неумение здесь работать, в том числе и со стороны итальянцев. Все-таки Россия — рынок непростой, и, чтобы на нем нормально развивать свои проекты, нужно его очень хорошо знать. Знать людей, знать экономическую систему, знать региональную политику — только так можно рассчитывать на хороший результат. Если я приеду сюда и просто буду что-нибудь продавать, выжить мне будет сложно.

Есть широкий инструментарий в практике развития международного сотрудничества: точечные встречи, профильные международные форумы, выставки и конференции, торговые представительства и многое другое. Какие инструменты показывают себя наиболее эффективными?
Мне сложно оценить, какие инструменты более эффективны, а какие — менее. Но я могу сказать, чего в практике налаживания международных экономических отношений не хватает — координации между этими инструментами. Должна быть определена единая рамочная политика в масштабах страны как по импорту, так и по экспорту, по форматам сотрудничества и т.д.
Другой момент — регионам стоит более вдумчиво подходить к развитию международных связей, и тут лучше организовывать мероприятия непосредственно на своей территории, чтобы их гости могли увидеть регион своими глазами. Даже не обязательно на повестке должны быть вопросы чисто экономического характера. Вот, например, мы сейчас разрабатываем концепцию сотрудничества Италии и понимаем, что предстоит наладить международное взаимодействие между учебными центрами, лечебными учреждениями, а это не так уж просто. Это огромная работа, которой практически никто не желает заниматься. Это вложения труда и ресурсов, которые не дадут моментального экономического эффекта — положительного или отрицательного.
На юге России есть всего одна известная и крупная агропромышленная выставка — «Юг-Агро». Одна на 13 субъектов ЮФО и СКФО. Все остальные — местные мероприятия, о которых за пределами региона, в котором они проводятся, чаще всего никто не знает. А это важный момент — нужно увеличить представленность на подобных мероприятиях иностранцев, чтобы они на месте понимали, есть ли тут возможности для развития бизнеса, стоит ли инвестировать.
Но это не должна быть работа, которая выполняется ради галочки в отчете. Если что-то не получается, надо стараться понять, почему и как можно ситуацию исправить. Причем это должна быть двусторонняя работа.

Известно, что вы занимаетесь развитием некоторого количества совместных проектов. Как живут южные и кавказские проекты, в которые инвестировали итальянцы?
Мы инвестируем исключительно на юге России. Пока это три основные области. Первая — АПК, производство, торговля и дистрибуция. Сейчас это пять предприятий. Также мы инвестируем в области медицины и здравоохранения. От Сочи и до Дербента санаторные, здравоохранительные и реабилитационные учреждения — одна из главных тем, главный стимул развития медтуризма. Например, недавно были в Ростове с целью презентации перспективной технологии реабилитации, которая в России пока не используется. Еще мы инвестируем в гостинично-ресторанный бизнес. И в целом довольны развитием нашего бизнеса по всем основным темам.
Мы не боимся экспериментов. Так, уже четвертый год занимаемся выращиванием чеснока на экспериментальной площадке в Адыгее, но пока проект не получается масштабировать. В том числе и из-за санкций — семенной материал планировали закупать на Украине, а сейчас этот канал закрыт. Импортировать чеснок из Европы тоже нельзя. Рассматриваем варианты сотрудничества со странами, которые не находятся под взаимными санкциями, например с Китаем, с государствами Латинской Америки.
В 2018 году мы запустили проект по интенсивному садоводству в Адыгее, а также производство салата, который не культивируется на территории России. В прошлом году произвели 200 тонн салата, в текущем планируем 1000 тонн. Посмотрим, как пойдет проект.
Люди смотрят на наши инициативы с интересом. АПК — это часто очень консервативная сфера, где земля поколениями обрабатывается одними и теми же общинами, и технологии мало меняются.
Нынешней весной в Ростовской области при участии посла Италии и губернатора Дона состоялась торжественная церемония закладки первого камня в инновационную Азовскую ВЭС — важнейшее событие в секторе возобновляемой энергетики в России. Проект включен в губернаторскую сотню приоритетных инвестиционных проектов региона и признан масштабным: компания «Энел Россия» вложит в него 132 млн евро.

СКФО.jpg

О создании регионального зонтичного бренда «Сделано на Кавказе» рассуждают уже не первый год, но пока говорить о нем как о рабочем инструменте не приходится. Что, на ваш взгляд, мешает в СКФО повторять опыт итальянских региональных брендов? Какие шаги стоило бы предпринять, чтобы идея заработала?
Действительно, в Италии — разнообразный климат и представлены самые разные почвы. И у нас можно в принципе производить очень широкий спектр продукции, а это порождает высокую конкуренцию. В Италии — множество малых, практически семейных предприятий, которые выпускают замечательную по качеству продукцию, но им не под силу продвинуть собственный бренд на большой рынок. Поэтому возможность идентификации производства на определенной территории и возможность объединить продукцию с этой территории под единой торговой маркой — крайне важно, это серьезный элемент развития. Тем более что такие бренды пользуются поддержкой региональной и муниципальной власти, которая помогает распространять продукцию.
Я рассказываю это к тому, что в первую очередь должна быть продукция, которую можно было бы распространять под региональными брендами. Есть, допустим, такой известный продукт, как осетинские пироги. Очень многие знают, что это такое, но спросите человека — а где столица Ингушетии? Мало кто ответит. Есть, конечно, минеральная вода, которую также все знают. Совсем скоро широкую известность, думаю, получат яблоки — производства уже разворачиваются. А что еще?
Ведь это очень мало продуктов для того, чтобы создавать региональный бренд. Мало того, продукты еще должны себя зарекомендовать, заработать репутацию. Вот если сейчас сделать зонтичный бренд «Сделано в России», как вы думаете — будет ли он успешным? Притом что доверие к российским производителям у потребителя внутри страны, прямо скажем, подорвано...
Чтобы региональный бренд работал как инструмент, необходима осознанная политика, нужно создать ряд продуктов, которые интересно было бы объединить под единым зонтичным брендом. Ведь региональный бренд — это, по сути, мультипликатор, он увеличит ваши прибыли, но только если другой множитель — достойный продукт. Если же там ноль, то и на выходе будет ноль.
Конечно, есть и положительные примеры. Кубанские производители активно используют само слово «Кубань» в названиях своих продуктов, и благодаря этому товары более успешно продаются. В Ростове-на-Дону есть региональный бренд «Сделано на Дону», список продукции под которым успешно растет.
На самом деле региональные бренды — это не только итальянская практика, они успешно развиваются во всем мире. Во Франции, Испании, даже в США. Все знают, что такое калифорнийское вино. А вот такого оформленного понятия, как «американское вино», нет. Кроме того, нужна большая работа по стандартизации и сертификации производителей и продуктов, чтобы качество было всегда на ожидаемом уровне. Чтобы потребитель был уверен в том, что его ожидает.
Кстати, региональный бренд открывает большие возможности для кооперации в сельском хозяйстве, о которой в последнее время очень много говорят, но очень мало чего реально двигается с мертвой точки. Кооперация — огромный потенциал, но процесс пока идет с трудом.

СКФО.jpg

А проект создания медицинского кластера в Кавминводах — насколько он кажется вам перспективным для европейских (итальянских, в частности) инвестиций? И что вы думаете о туристическом кластере СКФО, который также активно продвигается?
Италия хочет участвовать в кластерных проектах Северного Кавказа. Мы прекрасно знаем эти проекты и заинтересованы в сотрудничестве по ним.
В туристическом кластере СКФО итальянская сторона пусть и не напрямую, но очень активно задействована, в первую очередь поставляет оборудование: подъемники, горную технику и многое другое. Однако работу сильно затрудняет не совсем полное согласие, прежде всего между федеральными и местными властями. В случае с туркластером мне кажется, что больше инициативы должно исходить от населения. Жителям региона следует бороться за то, чтобы к ним приезжали туристы, а не сопротивляться этому.
Что касается Кавминвод... Закон о статусе КМВ дискутируется уже лет восемь, но пока не принят. Как я могу планировать участие в медицинском кластере, не понимая в полной мере условий, специфики?..
И тем не менее я оптимистично настроен в отношении перспектив развития международного сотрудничества на Кавказе. Здесь мы добились более высоких, чем в среднем по России, результатов по товарообороту, потому что работали предметно: выявляли проблемы и методично занимались их решением.
Главное — правила игры: четкие, понятные и стабильные. Если есть диалог с администрациями и партнерами, если мы представляем, как можем быть полезными, что в том или ином случае от нас нужно: деньги, технологии, знания, наука, управленческие компетенции, то принимаем взвешенное решение — играть эту партию или нет. 

Досье
Пьерпаоло Лодиджиани. Генеральный почетный консул Итальянской Республики в ЮФО и СКФО, обладатель государственной награды «За вклад в международное сотрудничество».
Родился 1 мая 1966 года в Виджевано (Павия, Италия).
Основатель, акционер-президент, управляющий «Инвеста Консалтинг» (ранее — ООО «Русмедиаком») — группы компаний, работающих в различных отраслях: услуги по подбору персонала и построению бизнеса для итальянских организаций, стартап-проекты, развитие коммерческой (дистрибьюторской) деятельности. Также посредством руководства «Инвеста Консалтинг» контролирует и принимает непосредственное участие в управлении активами: ОАО «Инвеста финанс», ОАО «Белагро» и «Синдика агро» (Краснодар), ООО «Навигатор тур» (Москва), ООО «Маарис» (Адыгея). Является генеральным директором «Фьера Милано Россия» — компании со 100-процентным итальянским капиталом. Головная компания — крупнейший в Европе выставочный центр, Fiera Milano, считается лидером в выставочном бизнесе Европы.