Федеральный центр намерен стимулировать развитие в СКФО этих отраслей, поскольку от их успехов напрямую зависят темпы экономического роста в округе и, соответственно, уровень жизни местного населения. Среди прочего Москва собирается совершенствовать механизмы поддержки инвесторов и добиваться повышения эффективности использования государственных средств. 


Энергичные действия. Одна из отраслей экономики Северного Кавказа, находящихся на особом контроле Федерации, — топливно-энергетический комплекс, имеющий серьезный потенциал, но накопивший ряд существенных проблем: высокий уровень потерь электроэнергии, износ электрооборудования, недостаточно развитая сетевая инфраструктура, низкая платежная дисциплина.

«При высоком уровне газификации (84%) мы сталкиваемся в СКФО с несанкционированным отбором газа потребителями, наличием бесхозных газораспределительных сетей и сетей газоснабжения, ростом просроченных задолженностей потребителей газа. Падают объемы нефтедобычи», — констатировал вице-премьер РФ Юрий Трутнев на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, состоявшемся 23 ноября.

Энергосистема Северного Кавказа является избыточной по мощности, при этом энергопотребление округа обеспечивается как за счет выработки собственными электростанциями, так и за счет перетока из соседних энергосистем. Как отметил министр энергетики России Николай Шульгинов, в СКФО планомерно развиваются различные генерирующие объекты. В 2019 году введены в эксплуатацию Грозненская ТЭС и Зарамагская ГЭС-1, а в 2020-м завершено строительство современных объектов возобновляемых источников энергии: Старомарьевской солнечной электростанции, Верхнебалкарской малой и Усть-Джегутинской гидроэлектростанций. В результате к 1 октября 2020 года установленная мощность электростанций в СКФО превысила 8 ГВт. В структуре генерирующих мощностей значительную долю составляет генерация, не использующая ископаемые виды топлива (ГЭС, ВЭС и СЭС), — более 41%.

Протяженность линий электропередачи на территории Северного Кавказа составляет 134,4 тыс. км. Суммарная трансформаторная мощность 882 подстанций — 12,8 тыс. мегавольт-ампер (МВА). В 2020 году уже введен ряд крупных магистральных объектов электросетевого хозяйства, которые позволят повысить надежность энергоснабжения всех потребителей округа.

По оценкам Минэнерго, к 2026 году установленная генерирующая мощность в СКФО должна увеличиться более чем на 10%, будет построено не менее 2 тыс. МВА трансформаторных мощностей и более 1 тыс. км высоковольтных линий электропередачи. До 2022 года электроэнергетические компании планируют инвестировать в развитие более 46 млрд рублей: «РусГидро» — 19 млрд, «Россети» — 27 млрд.


Пределов совершенству нет. Очень актуальная тема — совершенствование механизмов поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на Северном Кавказе. «Сегодня среднее значение мультипликатора, то есть соотношение частных и бюджетных инвестиций, составляет в СКФО 0,6 к 1. Это во много раз меньше, чем на Дальнем Востоке и в уже реализуемых проектах на территории Арктики. Несмотря на то что плотность и инфраструктуры, и проживания людей на Северном Кавказе многократно выше», — заявил Юрий Трутнев.

Как сообщил экс-первый заместитель министра экономического развития России Михаил Бабич, его ведомство выявило отрасли реального сектора экономики СКФО, вносящие значительный вклад в ВРП и занятость населения либо имеющие существенный потенциал роста. Это сельское хозяйство, промышленность, включая пищевую, и туризм.

Ключевым механизмом прямой финансовой поддержки инвестпроектов, в том числе в рамках приоритетных отраслей, ранее являлось участие в уставном капитале инвесторов региональных корпораций развития, финансируемых в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». По поручению Юрия Трутнева Минэкономразвития провело анализ эффективности механизма поддержки инвестпроектов, осуществляемых Минкавказом в 2017-2019 годах в рамках семи подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО и госпрограмм.

В рамках бюджетных ассигнований государственной программы поддержано 45 инвестиционных проектов, из которых 16 уже реализовано. В ходе аудита поддержанных проектов Минэкономразвития выявило ряд системных проблем данного механизма: непривлечение в полном объеме инвестиций, отставание от графика выполнения мероприятий, непрозрачность подбора проектов на региональном уровне и низкая степень контроля регионов за их реализацией. С учетом наличия аналогичного инструмента АО «Корпорация развития Северного Кавказа» («КРСК») Минэкономразвития приняло решение приостановить в 2020 году отбор инвестпроектов для поддержки в рамках региональных подпрограмм госпрограммы и перераспределить ежегодно выделяемые средства федерального бюджета на иные цели, а именно на финансирование социально значимых объектов капитального строительства.

С 2021 года планируется консолидировать средства в АО «КРСК». Оказание господдержки инвестпроектам предусмотрено в двух формах: предоставление займов на инвестиционные цели под 75% ключевой ставки Банка России на срок до 10 лет и участие в уставном капитале юридических лиц под 100% ключевой ставки Банка России на срок до восьми лет с обязательством выкупа доли АО «КРСК» и под 150% ключевой ставки Банка России на срок до пяти лет без указанного обязательства.

В качестве преференциальных режимов ведения предпринимательской деятельности на территории промышленных площадок Северного Кавказа прорабатывается режим особых экономических зон со специальными преференциями для резидентов СКФО. Минэкономразвития инициировало внесение соответствующих изменений в закон «Об особых экономических зонах в РФ», предусматривающих в том числе снижение тарифов страховых взносов до 7,6% при нормативном уровне 30%, что является наиболее востребованной льготой.