Летом 2020 года в лидерах курортных предпочтений россиян вновь оказался Сочи: его посетили не менее 2,5 млн человек, а в пляжный сезон с июня по октябрь — до 8,5 млн. Наблюдался большой спрос на высокий класс комфорта и гостиницы «все включено». По оценкам отельеров и туроператоров, примерно 20% гостей олимпийской столицы — те, кто ранее выезжал за пределы РФ. Огромной популярностью пользуется «Роза Хутор» — самый посещаемый отечественный курорт, по экспертной версии премии Ski Business Awards 2020 (минувшим летом он принял около 800 тыс. человек). Также в списке фаворитов — Сочи Парк, получивший статус лучшего парка развлечений в России.
В тройку самых любимых у туристов направлений вошел Крым. Если в 2019 году его посетили 7,5 млн человек, то только в течение летних месяцев 2020-го — около 4,5 млн. В десятке самых популярных для отдыха городов полуострова — Ялта, Феодосия, Евпатория, Алушта, Севастополь, Судак, Алупка, Симферополь, Саки и Оленевка.
На озере Байкал, являющемся объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году побывали 1,8 млн человек. В 2020-м он также оказался одним из самых востребованных турнаправлений РФ.
Эти и другие факты еще раз подтверждают, что развивать в нашей стране внутренний и въездной туризм не только можно, но и нужно.
Президент дает добро. Выступая 13 июля на совещании по стратегическому развитию и национальным проектам, президент России Владимир Путин заявил, что у внутреннего туризма есть большие резервы, особенно в период закрытых на фоне распространения коронавируса границ. «Если многие страны закрыты до сих пор, нам нужно развивать внутренний туризм — это очевидные вещи», — подчеркнул глава государства, уточнив, что прежде всего надо заниматься инфраструктурой и поддержкой деловой инициативы, «выращивая» новые компании.
Спустя четыре месяца, 16 ноября, на совещании у председателя Правительства РФ Михаила Мишустина вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что президент дал согласие на запуск нового нацпроекта. «Предварительно со всеми заинтересованными государственными и общественными организациями, с рабочей группой Госсовета, с бизнес-сообществом была проведена подготовительная работа и создана правительственная комиссия по развитию туризма. В нее вошли все губернаторы, представители основных бизнесов туристической отрасли», — уточнил Чернышенко.
По его информации, сейчас разрабатывается комплексный план по подготовке и утверждению национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Он включает в себя формы проектного управления, института развития, которые займутся стимулированием спроса на туристический продукт, помощью в создании самого продукта. Также предусмотрено комплексное освоение территорий, включая планирование турпотоков, мастер-планирование, зонирование кластеров, развитие рынков земельных участков, которые будут предоставляться для строительства объектов туриндустрии.
Важной частью плана станет поддержка туристического бизнеса, которая «будет включать в себя и льготные условия для получения кредитов, и субсидирование процентной ставки, и многие другие вещи». «Задача — сохранить прежде всего существующий турбизнес и создать понятные, прозрачные условия для всех участников рынка, особенно в текущих сложных обстоятельствах. После этого — дать возможность привлечь инвестиции в индустрию и подкрепить их необходимыми гарантиями. Принципы государственного-частного партнерства станут основой механизма реализации национального проекта. Это позволит обеспечить эффект синергии, когда на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций будет привлечено не менее 3-4 рублей частных инвестиций. Очень важно сделать все, чтобы можно было запустить мероприятия нацпроекта к грядущему летнему туристическому сезону», — прокомментировал вице-премьер.
Три кита. Выступая 18 ноября на правительственном часе в Совете Федерации, руководитель Ростуризма Зарина Догузова отметила, что задачи, которые призван решить национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», укладываются в три основных направления. По каждому из них предлагается сформировать отдельный федеральный проект со своими инструментами.
Первое направление касается развития туристической инфраструктуры и качественных турпродуктов. Среди инструментов — разработка комплексных мастер-планов территорий, позволяющих раскрыть потенциал каждого региона, субсидирование регионов в части формирования законченных привлекательных центров городов и создания курортной среды. В списке мер — предоставление доступных кредитов бизнесу и инвесторам на строительство и реконструкцию гостиниц и санаторно-курортных комплексов, оказание грантовой поддержки для открытия некапитальных модульных гостиниц, кемпингов, автокемпингов, брендовых маршрутов, обустройство пляжей.
Второе направление предусматривает повышение доступности внутренних туристических направлений и информированности россиян о них. Запланировано снижение стоимости поездок и туров. Речь идет о программах наподобие возврата кешбэка, субсидирования чартеров по внутренним рейсам. Также предстоит сделать системным продвижение на отечественном и зарубежном рынках туристического потенциала России. В связи с этим запланировано проведение совместных с регионами маркетинговых кампаний. Большой блок работ связан с цифровизацией туризма в части создания удобных цифровых платформ и сервисов для быстрого и удобного планирования путешествий по стране.
Третье направление включает повышение эффективности управления туристической отраслью. Предусматриваются финансирование подготовки кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нового федерального отраслевого закона.
«Инструменты всех трех федеральных проектов абсолютно универсальны и позволяют развивать любой регион и практически любой вид туризма. Национальный проект должен дать возможность людям доступно, комфортно и безопасно путешествовать по России, с удовольствием открывать для себя природные и культурные богатства страны, — резюмировала Зарина Догузова. — Рассчитываем, что проект будет утвержден уже в первом полугодии 2021 года. Большая часть работы выполнена, остается формальная часть».
Согласно паспорту документа, его реализация обойдется в 628,9 млрд рублей. ожидается, что к 2030 году количество жителей РФ, отдыхающих в санаториях и профилакториях, увеличится до 11,5 млн человек, число внутренних турпоездок — до 140 млн в год. Как заявляют чиновники, уже через две пятилетки в России появятся курорты мирового уровня, страна станет безопасной, доступной и интересной для путешествий не только соотечественников, но и иностранцев. Кроме того, будет сформирована современная несырьевая отрасль экономики с 5 млн новых рабочих мест.
Большие ожидания. Эксперты и участники рынка согласны с тем, что государство взялось за решение очень важной и масштабной задачи, но обращают внимание на нюансы, которые обязательно нужно учесть при реализации нацпроекта.
«Принципиальное отличие национального проекта от действовавших ранее федеральных целевых программ в том, что он комплексный и включает в себя не только подходы к формированию перечней объектов, которые будут софинансироваться в отношении институциональных инвесторов, но и широкий арсенал мер, которые оказывают влияние на весь туристический рынок, не считая выездного, — прокомментировал во время онлайн-конференции в международном холдинге «ЕвроМедиа» почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. — Второе отличие заключается в том, что все предусмотренные инструменты влияния на рынок в той или иной степени уже работают. Третье — объем средств. За десять лет на реализацию проекта планируется потратить около 630 млрд рублей, и это, видимо, еще не все деньги. Для сравнения: сейчас по разным каналам на развитие туризма в нашей стране выделяется от 7 до 11 млрд рублей. Конечно, это еще не такая финансовая поддержка, которую имеет, например, сельское хозяйство. Но если обещанные деньги реально попадут в отрасль и будут эффективно использованы, то получится очень серьезное вливание, которое поможет вывести индустрию гостеприимства на качественно новый уровень».
По признанию Шпилько, он является сторонником институциональной поддержки инвесторов. «Как показал опыт сочинской Олимпиады, без такой поддержки крупные структуры не построили бы 24 тыс. гостиничных номеров и не было бы у нас современной Красной Поляны. Однако это не значит, что все 630 млрд рублей нужно вбухать в проекты, которые станут финансировать крупные инвесторы. Должно быть эффективное, разумное распределение средств, в том числе и по территориям, — полагает эксперт. — На мой взгляд, один из главных приоритетов нацпроекта — решение вопроса о круглогодичной загрузке коллективных средств размещения. Иначе нет смысла строить новые объекты, если действующие заполнены в среднем по стране на 35%... Почему ежегодно 6,5 млн россиян ездят в Турцию? Потому что там есть all inclusive. Если мы хотим что-то противопоставить турецкой конкуренции, то должны развивать свой all inclusive».
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, также участвовавший в онлайн-конференции, считает, что в рамках национального проекта должны быть две разные программы — для внутреннего и въездного туризма, поскольку это две разные аудитории. «Наши туристы ездят по всей стране, их средний возраст — 35-37 лет, у них нет языкового барьера, они хорошо представляют возможности и организационно ничем не связаны, многие передвигаются на машинах. Иностранцы — более возрастная категория: 50-55 лет, рассчитывают на посещение пяти-шести крупнейших городов, на которые приходится 90% потока: Москва, Казань, Санкт-Петербург и тройка городов второго ряда, — заметил спикер. — Соответственно, поскольку аудитории разные, то и задачи разные. Китайцы, как ни хотел мэр Сочи, не приехали туда отдыхать: у них есть свое море, для пляжного отдыха мы им малоинтересны. А в Москву, Питер жители Поднебесной едут с удовольствием».
По данным Ромашкина, на продвижение своего турпродукта страны-лидеры тратят около 1% от туристической выручки, или от 10 до 40 долларов на привлечение одного гостя. «В Стратегии развития российского туризма фигурировала сумма в 28 млрд рублей. Даже если ориентироваться на эту цифру, на продвижение нашей страны за рубежом надо тратить порядка 280 млн долларов в год, — подсчитал эксперт. — Во внутреннем туризме ситуация проще: конкуренция не такая сильная, маркетинговые коммуникации стоят дешевле и можно обойтись меньшими деньгами. При этом мне странно слышать от многих чиновников: «Надо развивать экзотические, эксклюзивные направления, такие как Байкал, Камчатка». Удваивая турпоток на Камчатку, мы не решим задачу в масштабах всей страны и не достигнем целевых показателей национального проекта. Все регионы должны расти пропорционально. А для этого требуются определенные интеллектуальные усилия, ресурсы, выработка идей, которые заинтересуют туристов в перспективе до 2035 года».
Помимо всего прочего туризм улучшает качество жизни человека, уверена председатель правления Нижегородской гильдии экскурсоводов Александра Шарова. «За время пандемии мы все на себе почувствовали, как, сидя взаперти, в изоляции, набрали лишние килограммы, потеряли некий процент жизнестойкости и оптимизма и готовы ехать уже куда угодно, — поделилась она наблюдениями. — Во-вторых, туризм — очень важный способ восстановления ресурса креативности. 90% тех, кто приходит к нам на экскурсии, — представители креативного класса. Люди, продуктом труда которых являются не сплетенные лапти, не выкованный серп, а произведения их ума, их фантазии, их выдумки, их креативности. Восполнить свой трудовой ресурс такие люди могут только одним способом — потребляя другие креативные продукты. И туризм здесь — одна из наиболее ярких, комфортных и далеко не самых дорогих возможностей. Еще туризм — это метод образования и воспитания, приобщение к культуре целой страны и отдельных ее территорий. С точки зрения экономики туризм тоже вполне понятен: это доходы принимающей страны, региона, города, всей инфраструктуры с транспортом, гостиницами и т.д. Это создание мест в рабочих отраслях, это безусловное улучшение качества жизни».