В 2022 году субъекты Северного Кавказа столкнулись с беспрецедентными вызовами, спровоцированными недружественной политикой Запада в отношении России и ее экономики. Однако мощный потенциал, помноженный на активную поддержку федерального центра и эффективные меры региональных властей, позволили СКФО сохранить позитивную динамику. Сегодня в арсенале у округа имеется большое количество действенных инструментов, и прежде всего обновленная Стратегия развития Северного Кавказа в целом, а также модели развития каждой из его территорий. Уже по итогам первого года реализации этих документов видно, что макрорегион стрессоустойчив к самым серьезным кризисам, а его поступательному движению вперед будут способствовать три кита экономики: промышленность, сельское хозяйство и туризм.

Архыз с туристами (1).jpg

Верно выбранные приоритеты. Модели экономического развития регионов Северного Кавказа были разработаны в конце 2021 года Минэкономразвития России по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. «Эти модели должны стать основой для управленческих решений, формирования планов и программ, которые направлены на достижение национальных целей, поставленных президентом, помочь определить, как из текущей ситуации выйти к целевым значениям на горизонте 2030 года», — прокомментировал премьер-министр.

Модели включают оценку нынешней демографии и потребности в рабочих местах, в том числе в рамках легализации теневых секторов. Кроме того, в них содержится анализ отраслевой специализации СКФО в целом.

По каждому субъекту округа определены пять ключевых вопросов и столько же прорывных проектов, которые, как полагают в правительстве, смогут в наибольшей степени оказать влияние на темпы роста выпуска товаров и услуг, повышение доходов жителей, увеличение объемов инвестиций, численности занятых в реальном секторе.

В модели экономического развития Ставрополья центральное место занимают индустриальный и агропромышленный комплексы, дорожное строительство, туризм. «Намечена реализация проектов в сферах химической промышленности, зеленой энергетики, мелиорации, животноводства, овощеводства, хранения и переработки продукции АПК, курортологии. Также в планах — строительство и реконструкция объектов транспортной и инженерной инфраструктуры», — сообщил губернатор края Владимир Владимиров. Он рассчитывает, что эти проекты обеспечат к 2030 году рост инвестиций в регион до 500 млрд рублей. ВРП должен увеличиться более чем на 60%, а рынок труда получить несколько десятков тысяч новых рабочих мест.

на 4 полосу вид Махачкалы.jpg

В Чечне сделали ставку на развитие туристического потенциала, повышение надежности энергетического комплекса, интеграцию малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку. Среди приоритетных проектов — реконструкция международного аэропорта Грозный, формирование особых экономических зон «Ведучи» и «Грозный», открытие кластера строительных материалов и агропромышленного кластера. «Реализация всех планов позволит привлечь 537,1 млрд рублей и создать 53,4 тыс. рабочих мест. Это приведет к увеличению зарплаты на 22,1%, инвестиций — на 69,7%, ВРП — на 94,4%», — рассказал председатель правительства республики Муслим Хучиев.

В Дагестане в приоритетном порядке будут заниматься формированием туристического и плодоовощного кластеров, обувной и стекольной промышленности, транспортно-логистической инфраструктуры. Как отметил руководитель республики Сергей Меликов, в списке ключевых проектов — строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Махачкала, расширение федеральной трассы «Кавказ», развитие Махачкалинского морского торгового порта. В случае успеха всех начинаний регион намерен привлечь порядка 400 млрд рублей инвестиций и создать более 60 тыс. рабочих мест.

В Карачаево-Черкесии прорывные проекты оценены в 144,6 млрд рублей капиталовложений и 11,6 тыс. дополнительных трудовых вакансий. Экономический прорыв в республике связывают с развитием туризма, садоводства, зеленой генерации и добычи полезных ископаемых. «Мы рассматриваем возможность реализации проектов в этих сферах с привлечением российских, китайских, индийских и других поставщиков оборудования взамен европейским компаниям, отказавшимся от поставок в нашу страну», — сказал глава региона Рашид Темрезов.

на 4 полосу энергетика1.jpg

В Кабардино-Балкарии надеются на более активное развитие гидроэнергетики, интенсивного садоводства и туризма. Руководитель республики Казбек Коков прогнозирует, что это даст 300 млрд рублей инвестиций и 60 тыс. рабочих мест.

В Северной Осетии большие надежды связывают с туристической сферой, агропромышленным сектором, жилищно-коммунальным хозяйством, промышленностью, транспортно-логистическим комплексом. «Для нас прорывные проекты — это создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон», строительство тепличного комплекса, закладка яблоневого сада и открытие плодохранилища, развитие форелевого хозяйства, модернизация предприятий энергетики и ЖКХ», — перечислил глава республики Сергей Меняйло. Инвестиции только в проекты АПК составят 36,2 млрд рублей.

В Ингушетии на первом плане — проекты в сферах промышленности, агропромышленного комплекса, ЖКХ, трудовой занятости, туризма. В республике рассчитывают на создание индустриального парка «Джейрах» мощностью 50 тыс. тонн доломитовой муки в год, открытие предприятий сельхозпереработки и солнечной генерации, развитие туристической инфраструктуры для приема более 460 тыс. гостей в год. «А для снижения теневой занятости и уровня безработицы планируется создать промышленный парк «Магас», который обеспечит более тысячи рабочих мест. Также будут организованы постановка предпринимателей на учет в налоговых органах и сбыт продукции личных подсобных хозяйств», — добавил глава региона Махмуд-Али Калиматов.

По заявлению министра экономического развития России Максима Решетникова, развитие Северного Кавказа по-прежнему в центре внимания правительства. «Та работа, которую мы проводили вместе с главами регионов СКФО в прошлом году, остается ориентиром, — подтвердил он. — В нынешних условиях мы тем более понимаем, что ставка на сельское хозяйство, промышленность и туризм — правильная. Перестройка производственных и логистических связей, переориентация экспорта и импорта позволят нам преобразовать конкурентные преимущества округа в новые возможности».

По подсчетам курирующего вице-премьера Александра Новака, всего субъекты Северного Кавказа предложили прорывные проекты на сумму около 1,7 трлн рублей, их реализация поможет создать порядка 80 тыс. рабочих мест.

Махачкалинский морской порт 4 полоса.jpg

Максимально эффективно использовать появляющиеся возможности. В мае Михаил Мишустин утвердил обновленную Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года. Она утверждена взамен аналогичного документа с горизонтом до 2025 года и «учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления».

«СКФО играет значимую роль в общественной жизни страны, обладает серьезным потенциалом для развития в различных секторах экономики. Задача стратегии — максимально эффективно использовать появляющиеся возможности в интересах населения региона», — прокомментировал Александр Новак.

Главные приоритеты стратегии в социальной сфере — строительство объектов здравоохранения и образования, решение жилищного вопроса, в АПК — выведение на новый уровень садоводства, овцеводства, скотоводства и аквакультуры, в промышленности — создание новых и модернизация существующих производств.

Среди самых масштабных проектов в промышленности — возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения в Кабардино-Балкарии. Как стало известно на ПМЭФ-2022, его профинансирует АО «Кавказ.РФ». «Наша корпорация предоставит льготный заем под 3% годовых, что позволит активизировать работу над важным для КБР и всего Северного Кавказа проектом. Это будет крупнейшее в республике предприятие, которое даст сотни дополнительных рабочих мест и значительные налоговые поступления в бюджет», — подчеркнул исполнительный директор «Кавказ.РФ» Хасан Тимижев.

Проект реализует АО «Эльбрусметалл», входящее в госкорпорацию «Ростех». Добыча и переработка руды будут осуществляться на горно-обогатительном комбинате в Тырныаузе, переработка концентратов ГОКа — на гидрометаллургическом заводе в Невинномысске. Планируемый объем капитальных вложений — 55 млрд рублей, на обоих предприятиях будут трудоустроены 900 человек. В мае 2022 года получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проектной документации на строительство комбината, уже начато возведение линейных объектов. Ввод первых производственных мощностей запланирован на конец 2023-го — начало 2024 года.

Решетников на Кавказе.jpg

Еще один крупный промышленный проект — горно-обогатительный комбинат на Худесском месторождении медно-колчедановых руд в Карачаево-Черкесии с объемом инвестиций свыше 10,5 млрд рублей. Как сообщил Рашид Темрезов, предприятие построит Уральская горно-металлургическая компания в два этапа в течение 26 лет, его мощность составит 1,5  тыс. тонн товарной продукции в год.

Главным проектом транспортной инфраструктуры СКФО в стратегии названо строительство автомобильной дороги, соединяющей курорты Северного Кавказа с туристическими центрами Черноморского побережья. Она пройдет через Ставропольский край, Карачаево-Черкесию и Краснодарский край и существенно сократит время в пути для автотранспорта. Предварительная стоимость объекта — свыше 90 млрд рублей.

Также планируется реконструкция аэропортов в Махачкале, Нальчике, Беслане и Грозном. В столице Чечни в середине июля 2022 года стартовало строительство международного терминала и новой взлетно-посадочной полосы. Когда они будут готовы, пассажиропоток в республику вырастет до 1,5 млн человек. На международных линиях будут обслуживаться до 400, а на внутренних — до 600 человек в час. Строительство ВПП предполагается завершить к 1 декабря 2024 года, а аэровокзального комплекса со всеми остальными объектами инфраструктуры — к августу 2025-го.

Основными туристическими направлениями на Северном Кавказе станут Кавказские Минеральные Воды, горнолыжные курорты «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи», «Мамисон», «Армхи» и кластер культурно-познавательного туризма с центром в Дербенте.

PHOTO_2022_03_05_14_53_28.jpg

«Туристическая отрасль Северного Кавказа — ключевая для макрорегиона — становится все более привлекательной для широкого круга инвесторов благодаря возможностям в зимнем, активном, лечебно-оздоровительном и пляжном отдыхе. Также всплеск интереса стал следствием роста турпотока в СКФО, — полагает первый заместитель генерального директора «Кавказ.РФ» Андрей Цемахович. — Пока на туризм на Северном Кавказе приходится 3,1% ВРП, или 60 млрд рублей, но это уже кратно выше значений по другим субъектам, где в среднем такой показатель составляет 1%. В прошлом году в условиях пандемии в СКФР приехали 2,5 млн туристов, в то время как годом ранее — 1,75 млн, а до этого регион посещали не более 1,5 млн путешественников. Поэтому недостаток мест размещения и турсервисов в округе — не только главный вызов, но и точка роста для отрасли на ближайшие годы».

Комментируя перспективы развития Северного Кавказа, Михаил Мишустин задался вопросом: «Какие сферы экономики региона способны в ближайшем будущем дать ощутимый результат?» И сам же на него ответил: «Агропром, промышленность и, конечно, индустрия гостеприимства. У СКФО — отличные шансы стать центром притяжения путешественников. Правительство оказывает поддержку крупнейшим туристско-рекреационным комплексам округа, за последние годы в них вложено более 30 млрд рублей. Теперь необходимо разработать прозрачный и эффективный механизм привлечения частных инвестиций, заинтересовать бизнес. Еще одно перспективное для Северного Кавказа направление — сельское хозяйство. Отрасль активно развивается. В 2020 году СКФО вышел на первое место в стране по объемам производства плодов и ягод. Важно обеспечить ускоренное развитие округа, создать здесь точки экономического роста, приблизить уровень жизни к общероссийскому. На Кавказе проживают около 10 млн человек, и они должны чувствовать внимание государства, видеть, что их жизнь становится лучше».

_VestnikSKFO#2_2022_web-36.jpg

 |