Минувший год был богат на перемены на Северном Кавказе. Появление нового полпреда президента в СКФО Александра Матовникова и нового руководителя Минкавказа России Сергея Чеботарева, утверждение во главе Дагестана Владимира Васильева, начало третьего срока полномочий главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, назначение новым руководителем Кабардино-Балкарии Казбека Кокова, затяжное решение вопроса о границе Чечни и Ингушетии, антикоррупционная кампания в Дагестане — такого насыщенного событиями региональной политической жизни года не было давно. Однако в сфере экономической политики общий курс федерального центра на Северном Кавказе остался неизменным: решение задач повышения инвестиционной привлекательности СКФО и выведения кавказской экономики из тени продолжалось в системном ключе и приносило новые закономерные результаты.
Неожиданные лица
Еще в начале года имя будущего министра по делам Северного Кавказа Сергея Чеботарева, ранее много лет работавшего в администрации президента РФ, было знакомо лишь экспертам по политическим процессам в регионе, а фигура нового полпреда в СКФО Александра Матовникова, кадрового офицера госбезопасности и вооруженных сил, и вовсе была совершенно непубличной. Неочевидный характер назначений свидетельствовал прежде всего о том, что подбор новых кандидатов на два главных кавказских поста был долгим и конфиденциальным. За новыми назначенцами не просматривается никаких групп влияния и лоббистской активности — это стопроцентные «государевы люди», направленные на традиционно сложный и сверхответственный участок работы.
«На Кавказе любят генералов — это раз, героев — это два, и третье — людей, которые могут найти компромисс с любым руководителем любого региона. Так что данная кандидатура — самая лучшая, что могла быть», — комментировал назначение Александра Матовникова один из его бывших сослуживцев по группе «Альфа». Службе в этом элитном спецподразделении новый полпред в СКФО посвятил три десятилетия своей жизни и в годы работы на Северном Кавказе имел возможность не только досконально изучить регион, но и вписать свое имя в его историю: в сентябре 2004 года Матовников принимал участие в спецоперации в осетинском Беслане. В декабре 2017 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Матовникову было присвоено звание Героя России.
Высоким кредитом доверия был наделен и новый глава Минкавказа Сергей Чеботарев, хорошо знакомый с кавказскими реалиями в качестве куратора отношений со странами Закавказья, Абхазией и Южной Осетией в президентской администрации. «Он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, показал хорошие управленческие навыки. Я уверен, что большой опыт и знания помогут ему в работе на Северном Кавказе. Не исключаю, что кому-то может не понравиться человек, который не представляет ни один из северокавказских субъектов, но я, напротив, считаю это плюсом. Он сможет одинаково относиться ко всем», — заявил вскоре после назначения Чеботарева член Совета Федерации от Северной Осетии Арсен Фадзаев.
«Он не новичок в вопросах региональной и национальной политики. Воспринимаем его как опытного руководителя и управленца и уверены в том, что эти навыки пригодятся ему на новой должности», — добавил сенатор от Ингушетии Мухарбек Дидигов.
Без времени на раскачку
Продемонстрировать свои управленческие качества новым назначенцам пришлось уже очень скоро. В сентябре Кавказ напомнил о потенциале скрытых конфликтов, когда в Кабардино-Балкарии в очередной раз отмечали годовщину Канжальской битвы 1708 года — события, которое имеет диаметрально противоположные трактовки у разных титульных народов республики. Избежать массовых беспорядков удалось только благодаря своевременному и корректному вмешательству правоохранительных органов и взвешенной позиции полпреда.
«Мы понимаем, кто может быть зачинщиком, у нас есть такая информация. Профилактировали бы их, подготовили бы ситуацию, и она пошла бы совершенно по-другому», — прокомментировал Александр Матовников обстановку в Кенделене. Признав, что отсутствие должной подготовки к подобным мероприятиям — существенная ошибка, полпред заверил, что теперь эта работа будет вестись в плановом порядке, но в то же время предупредил: все зачинщики конфликтов известны, уйти от ответственности им не удастся.
Оргвыводы из событий в Кабардино-Балкарии были сделаны незамедлительно. В конце сентября глава республики Юрий Коков досрочно сложил свои полномочия (теперь он занимает пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ), а новым ее руководителем назначен другой представитель известной в КБР фамилии — Казбек Коков. В свои 45 лет он прошел все возможные уровни политической карьеры: являлся депутатом Нальчикского городского совета, затем — заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия КБР, а в последние пять лет курировал Северный Кавказ в управлении президента РФ по внутренней политике. В той ситуации, которая возникла в республике, на стороне Казбека Кокова оказался не только долгий опыт управленческой работы, но и авторитет его покойного отца — первого президента КБР Валерия Кокова, который вошел в историю региона как человек, сумевший в 90-е годы не допустить раскола Кабардино-Балкарии.
Еще более сложной задачей для федерального центра стало решение вопроса о границе между Чечней и Ингушетией, находившегося в подвешенном состоянии почти три десятилетия. Попытки найти общий язык между двумя братскими республиками предпринимались не раз и в предыдущие годы, но без особого успеха. На финишную прямую пограничный спор вышел лишь после того, как глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в начале сентября был утвержден в этой должности на третий срок, и всего через несколько дней соглашение о границе было подписано.
Но если в Чечне найденный компромисс нашел практически безоговорочную поддержку, то в Ингушетии признание этого решения оказалось крайне непростым, несмотря на официально заявленную позицию руководства республики. «Тем, кто считает, что мы уступили исторические земли, надо внятно и понятно объяснять: мы и наша братская республика никому ничего не отдавали, — прокомментировал соглашение с Чечней Евкуров. — Чтобы выровнять границу, Чечня уступила 1890 гектаров, мы — столько же. Метр в метр. Дальше пошли по сложившейся линии границы, которая принималась до нас, в 90-х годах, когда Чечено-Ингушетия развалилась и мы приняли решение остаться в составе Российской Федерации».
После серии митингов в Магасе и мощнейшего накала информационной кампании пограничный спор Чечни и Ингушетии вышел на уровень Конституционного суда России, который 6 декабря признал сентябрьское соглашение об установлении границы соответствующим Конституции РФ и не требующим проведения референдума, как настаивали его противники. Все два с половиной месяца противостояния ситуация находилась под постоянным контролем полпредства президента, которое еще раз продемонстрировало готовность выступать в роли независимого арбитра с холодной головой.
«Повод совершенно заурядный, бытовой, а из него раздули костер, точнее, попытались. В какой-то момент возникло ощущение, что еще чуть-чуть, и начнется война между братскими вайнахскими народами, — констатировал Александр Матовников, вновь не побоявшись признать ошибки: — Следовало пригласить старейшин, рассказать о том, что сделано и как будет выглядеть ситуация после принятия закона. У людей возникли опасения, что их обманывают, и этими страхами воспользовались те, кого волнует совсем не земля. Погреть руки на конфликте решили многие любители «половить рыбку в мутной воде». «Друзья» из-за кордона тоже активно сюда полезли… Уверен, скоро общество и власть услышат друг друга и поймут. А новым поколениям жителей Ингушетии и Чечни не придется решать застарелые проблемы, оставшиеся им от предшественников».
Такой подход закономерным образом транслируется на регионы, где власти все больше усилий посвящают прямому диалогу с людьми. Один из характерных примеров — Северная Осетия. «Конструктивной чертой Вячеслава Битарова как руководителя республики является стремление вскрыть недостатки. Глава обратился к Народному фронту и региональному центру общественного контроля в сфере ЖКХ с просьбой представлять реальную, без обиняков картину положения дел в регионе, с желанием навести порядок. Это говорит о его готовности принимать решения на основании прямого общения с общественностью», — отмечает сопредседатель регионального штаба движения «Народный фронт — За Россию» Александр Купцов.
Дагестанский эксперимент
И все же главным поставщиком новостей с Северного Кавказа в 2018 году был Дагестан, где всего за несколько месяцев произошло практически полное переформатирование местной власти. К моменту утверждения в должности главы Дагестана Владимира Васильева, около года проработавшего в статусе врио, в республике развернулась беспрецедентная антикоррупционная кампания, в результате которой своих постов лишились десятки чиновников, включая нескольких ключевых фигур регионального правительства, двух глав администрации Махачкалы и многих других должностных лиц. Такой размах не оставил никаких сомнений в том, что федеральный центр наконец воплотил в жизнь свои давние обещания взяться за Дагестан всерьез.
Важнейшей задачей Владимира Васильева, которую ему придется решать чуть ли не в ежедневном режиме, является формирование работоспособной команды. Практически сразу Васильев дал понять, что не побоится назначать на ключевые должности людей, не имевших никакого опыта работы в Дагестане, но зарекомендовавших себя в качестве грамотных управленцев. Еще осенью прошлого года руководителем администрации главы и правительства Дагестана был назначен Владимир Иванов, ранее работавший с Владимиром Васильевым в Госдуме в качестве руководителя аппарата фракции «Единая Россия». Следующей знаковой внешней фигурой стал новый глава правительства Дагестана Артем Здунов, «выписанный» из Татарстана, где он несколько лет проработал министром экономического развития. В дальнейшем значительный акцент был сделан на привлечении в республику дагестанцев, построивших успешную карьеру в Москве. Например, на должность первого вице-премьера приглашен Гаджимагомед Гусейнов, выходец из Минфина РФ, а кандидатом на пост главы администрации Махачкалы в самом конце года стал Салман Дадаев, руководитель управы Басманного района Москвы.
Команда Владимира Васильева еще не сформирована полностью, но уже заявила о готовности решать самые запущенные проблемы Дагестана. Под руководством вице-премьера и министра земельно- имущественных отношений Екатерины Толстиковой, ранее работавшей в Минобрнауки РФ, наконец стартовала процедура инвентаризации республиканских земель. В конце лета в Дагестане прошли крупнейшие в истории компании «Россети» учения энергетиков, в ходе которых были опробованы механизмы решения ряда хронических проблем в электросетевом хозяйстве региона. Продолжением этой работы стала серия поручений президента Владимира Путина, связанных с инвентаризацией газораспределительных и электрических сетей на территории Дагестана, с принятием незамедлительных мер по выявлению, пресечению и предупреждению хищений энергоресурсов в республике. На уровне регионального правительства наведением порядка в этой сфере будет заниматься специально приглашенный на должность вице-премьера бывший топ-менеджер «Газпрома» Владимир Лемешко.
Все это в конечном итоге формирует у нового руководства значительный кредит доверия со стороны дагестанцев, но в то же время и высокие ожидания. «Новый глава воплотил запрос на руководителя, не связанного с местными кланами и не имеющего материальных интересов в Дагестане… Частые встречи с Владимиром Путиным, выдвижение главой государства Владимира Васильева на пост главы Дагестана, включение его в состав президиума Госсовета России характеризуют сильные политические и аппаратные позиции, занимаемые в настоящий момент Васильевым», — отмечают эксперты Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», неизменно включающие нового главу Дагестана в группу наиболее влиятельных региональных руководителей.