Назначенный в декабре прошлого года исполнять обязанности главы Кабардино-Балкарии Юрий Коков уже успел заявить о своих приоритетах в руководстве республикой. Это социальная справедливость, борьба с коррупцией и экстремизмом, установка на диалог с общественностью. За три месяца Коков сменил руководство почти всех муниципальных районов и начал ревизию экономической политики своего предшественника Арсена Канокова. Однако для решения важнейшей для КБР задачи — победы над экстремизмом — предстоит еще немало потрудиться.
Комментируя в декабре 2013 года отставку Арсена Канокова, полпред в СКФО Александр Хлопонин обмолвился, что уходящий глава Кабардино-Балкарии принял это решение еще полгода назад. В целом федеральный центр в лице президента России Владимира Путина оценил работу Канокова вполне удовлетворительно. «Проблем еще очень много, но динамика, в целом, положительная. Это касается и бюджетной обеспеченности, это касается и развития инфраструктуры. Но, повторяю, нерешенных проблем, конечно, гораздо больше», — отметил глава государства, передавая бразды правления республикой Юрию Кокову.

Однако уже через несколько недель стало понятно, что новому главе досталось непростое хозяйство, когда в КБР побывал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. Оценка министра экономики республики была неутешительной: 80-е место в России по уровню доходов и занятости населения. «Я просил бы попытаться понять приоритеты с точки зрения стратегии развития КБР, — обратился Слюняев к новому руководству республики. — Что вы считаете для себя доминантой в ваших подходах? Где вы видите конкурентные преимущества республики? Каким образом мы будем выстраивать наши отношения: федеральный центр и республика? Большой вопрос. Он остается открытым».

Горячий фронт работ
Уже в первые дни во главе Кабардино-Балкарии Юрий Коков оказался в непростом положении, когда в начале января стало известно, что главный футбольный клуб республики «Спартак-Нальчик» может утратить профессиональный статус и сняться с чемпионата России. Основной причиной этого называлось прекращение спонсорской поддержки со стороны группы компаний «Синдика», которая принадлежит Арсену Канокову. В 2010 году, когда клуб добился своего высшего достижения — шестого места в премьер-лиге, его бюджет оценивался в 12 млн долларов, но в последующие годы был значительно урезан. В результате «Спартак» вылетел в Первый дивизион (Футбольную национальную лигу), а новых спонсоров у команды не появилось.
Узнав о том, что клубу грозит расформирование, болельщики организовали в Нальчике митинг с требованием к новому руководству республики сохранить команду и были услышаны. В конце января из бюджета КБР на покрытие долгов «Спартака» выделили 61 млн рублей, при этом было принято решение, что команда будет в основном опираться на собственные силы, не привлекая дорогостоящих легионеров. Сохранение клуба, безусловно, принесло Юрию Кокову политические дивиденды — особенно на фоне похожей истории, которая параллельно разворачивалась в Северной Осетии, где руководству республики не удалось удержать на плаву местную «Аланию», и ей пришлось покинуть чемпионат России.

Ревизию экономики Кабардино-Балкарии Юрий Коков начал с сельского хозяйства, где в годы работы Арсена Канокова был сделан значительный акцент на развитие интенсивного садоводства. Отчасти это было связано с тем, что в республике стремительно сокращались объемы некогда процветавшего алкогольного производства, которое поглощало значительное количество выращиваемых зерновых. Поэтому вместо зерна было принято решение выращивать яблоки по современным европейским технологиям, и успехи здесь были достигнуты довольно быстро. По официальным данным, в прошлом году в КБР закладкой садов интенсивного типа занимались уже более 50 сельхозорганизаций и индивидуальных предпринимателей. Начиная с 2008 года, было заложено более 2 тыс. га садов, а к 2020 году планировалось довести их площадь до 15 тыс. га и к 2024 году собирать порядка 1 млн тонн плодово-ягодной продукции в год.
В то же время уклон в садоводство создавал риск необратимых изменений в структуре земельного фонда республики — на это и обратил внимание Юрий Коков на одном из первых совещаний по развитию АПК: «Во все времена у нас в республике развитие садоводства велось в горной и предгорной зоне. Сегодня же под сады отданы плодородные пахотные земли, на которых ранее возделывались зерновые культуры. Теперь они на многие годы потеряны для этих целей».

Но главное, с чем не согласен новый глава КБР, — это сам порядок распределения земель под сады и виноградники, которые в результате в основном оказались у крупных собственников, а большинство жителей не имеют доступа к земле, и это вызывает недовольство населения. «Во всем этом нам предстоит тщательно разобраться, — заявил Юрий Коков. — Мы во всем должны исходить из соблюдения социальной справедливости».
Отдельно врио главы КБР коснулся махинаций с бюджетными средствами, которые обильно выделялись в качестве субсидий для АПК. Впрочем, об этом было известно давно. Еще летом 2012 года следственное управление МВД по КБР возбудило уголовное дело по факту хищения федеральных бюджетных средств в особо крупном размере в компании «ЗЭТ-Алко», принадлежавшей семье вице-премьера республики Тембулата Эркенова, которому пришлось покинуть свой пост. А сразу после назначения Юрия Кокова ушел в отставку министр сельского хозяйства КБР Альберт Каздохов, которого называли одним из крупнейших латифундистов республики, поскольку близкие к нему структуры контролировали ряд крупных садоводческих активов.

Все эти факты были хорошо известны населению и давно подогревали социальное недовольство, поэтому высказывания Юрия Кокова по земельным вопросам вызвали приветственную реакцию общественности в республике. Особенно большие надежды на нового главу возлагают жители поселков Хасанья и Белая Речка, которые при предыдущем главе республики долго и безуспешно боролись против административного присоединения этих населенных пунктов к Нальчику. В последнем случае присутствовал еще и фактор межнациональных отношений, потому что в обоих поселках в основном проживают балкарцы — третья по численности национальность КБР, представители которой в последние годы не раз заявляли о своем несогласии с политикой Арсена Канокова, в первую очередь в сфере земельно-имущественных отношений.

Системные проблемы ждут системных ответов. Одной из важнейших проблем республики, которую так и не удалось решить в годы пребывания у власти Арсена Канокова, была высокая активность экстремистов. Винить в этом самого Канокова вряд ли стоит, прежде всего, потому, что силовые структуры не подчиняются главам регионов, однако статистика терактов в некогда спокойной Кабардино-Балкарии год от года росла. Особенно значительный их всплеск пришелся на 2010 год, когда у Канокова завершался первый срок во главе республики, а после нападения боевиков на столичных туристов в феврале 2011 года в Приэльбрусье из-за введения режима контртеррористической операции был фактически сорван курортный сезон. По данным информагентства «Кавказский узел», в 2013 году в КБР в результате вооруженных конфликтов погибли 92 человека — больше, чем в Ингушетии и Чечне вместе взятых.
Такая статистика в преддверии Олимпиады в Сочи явно ускорила отставку Арсена Канокова, который и сам признал, что безопасность была одной из самых проблемных сфер в его работе. «Может быть, недостаточно боролись с экстремизмом. Нужно было создавать больше рабочих мест. Нужно было больше усилий по обустройству людей», — прокомментировал он свой уход с поста главы КБР, обозначив и главный косвенный фактор, который способствовал всплеску экстремизма, а именно — плохой социальный климат в республике. Во втором рейтинге социального самочувствия российских регионов, опубликованном в конце прошлого года Фондом развития гражданского общества известного политолога Константина Костина, Кабардино-Балкария заняла предпоследнее место.
Вступая в должность, Юрий Коков предсказуемо пообещал уделять борьбе с экстремизмом особое внимание. «Вопросы, связанные с безопасностью, с экстремизмом, не будут в стороне, в то же время это не означает каких-то негативных сигналов бизнесу или экономике», — заявил он. На первом рабочем совещании с правительством республики врио особо отметил, что большая часть вопросов, касающихся терроризма и экстремизма, напрямую связана с коррупцией, в том числе во властных структурах.

Эту позицию конкретизировали руководители отдельных силовых ведомств по КБР в ходе одного из последовавших вскоре совещаний по проблемам безопасности. По данным силовиков, злоупотребления и вымогательства в сферах здравоохранения и образования в республике давно приобрели системный характер, в особенности криминализирован рынок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. А недавний доклад республиканской Счетной палаты по итогам прошлого года выявил нарушения в финансово-бюджетной сфере КБР более чем на 794 млн рублей.
На данный момент основной системной мерой Юрия Кокова в борьбе с коррупцией следует признать масштабную кадровую ротацию на уровне местного самоуправления, которая началась в КБР (аналогичные меры, кстати, предприняли и новые главы Дагестана и Ставрополья Рамазан Абдулатипов и Владимир Владимиров). За последние недели свои должности покинули главы практически всех муниципальных районов, в том числе Урванского, которым руководил двоюродный брат бывшего главы КБР Антемиркан Каноков, написавший заявление об отставке по собственному желанию. Аналогичным образом поступил и близкий к Арсену Канокову бывший мэр Нальчика Залимгери Хагасов, ранее бывший фигурантом уголовного дела. Новым главой республиканской столицы стал Мухамед Кодзоков, ранее вице-премьер КБР, а бывшего и. о. главы администрации города Виктора Сорокина прокуратура подозревает в превышении должностных полномочий. В сфере исполнительной власти республики Юрий Коков сделал акцент на сокращение штата чиновников — ряд министерств и ведомств был реорганизован, а некоторые упразднены.

Новая команда Юрия Кокова

Должность

При Арсене Канокове

При Юрии Кокове

Исполнительная власть

Министр сельского хозяйства

Альберт Каздохов

Мухамед Шахмурзов, ранее ректор Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (КБГАУ)

Министр природных ресурсов и экологии

Берт Гызыев

Мухтар Газаев, ранее директор Кабардино-Балкарского высокогорного государственного заповедника

Министр строительства и архитектуры

Артур Мамиев

Анзор Тутуков, ранее заместитель министра

Министр промышленности и торговли

Роман Пономаренко

Игорь Кладько, ранее и.о. Мэра Нальчика

Местное самоуправление

Нальчик

Залимгери Хагасов, Виктор Сорокин

Мухамед Кодзоков, ранее вице-премьер правительства КБР

Урванский район

Антемиркан Каноков

Азамат Кошеев, ранее депутат Народного собрания КБР

Прохладненский район

Александр Василенко

Сергей Говоров, ранее депутат Народного собрания КБР

Чегемский район

Руслан Баков

Каншоубий Ахохов, ранее депутат Народного собрания КБР

Майский район

Владимир Шипов

Александр Кислицын

Черкесский район

Махти Темиржанов

Борис Муртазов

Зольский район

Султан Эштреков

Руслан Гятов, ранее работал в администрации главы и правительства КБР