— Создание в 2010 году отдельного Северо-Кавказского федерального округа оказалось правильным и своевременным, учитывая специфику включенных в него субъектов. На тот момент макрорегион испытывал массу социально-экономических проблем, обусловленных высоким уровнем безработицы, трехсменным режимом обучения в школах, неудовлетворительным состоянием ЖКХ… Требовался системный подход к решению этих и других проблем.
В рамках государственной программы развития СКФО уже построены десятки объектов социальной инфраструктуры, созданы тысячи рабочих мест, постепенно стабилизируется ситуация на рынке труда. Необходимо продолжить систематическую работу со стороны региональных управленческих команд и федеральных органов власти, чтобы добиться желаемого результата.
Среди базовых проблем Северного Кавказа — высокий износ коммунальных сетей, слабая платежная дисциплина при оплате услуг ЖКХ, большие потери ресурсов, разрозненность системы управления отраслью. Все это уменьшает инвестиционную привлекательность СКФО при наличии в округе очевидных точек роста. На мой взгляд, важно консолидировать активы ресурсоснабжающих организаций, разработать экономически устойчивую модель функционирования коммунального комплекса, повысить уровень платежной дисциплины с модернизацией коммунальных сетей. На это потребуются колоссальные финансовые ресурсы, и реализация проектов на основе концессионных соглашений могла бы стать одним из наиболее реалистичных путей решения проблемы.
У Северного Кавказа колоссальный потенциал, прежде всего в АПК и туризме. Считаю, что развиваться они должны кластерно. В пользу этих отраслей говорят выпуск экологически чистой продукции и уникальные природные условия для развития всех видов туризма. В продолжение темы экологии стоит отметить целесообразность перехода СКФО на возобновляемые источники энергии. Для этого в округе есть все необходимое: солнце, вода, термальные источники.
Для популяризации Северного Кавказа в России и за рубежом требуется разработка многопрофильной концепции, основанной на продвижении округа как в интернете, так и традиционными методами, включающими СМИ, развитие двусторонних отношений с регионами, бизнесом, зарубежными партнерами. Наиболее вероятным методом является формирование централизованного инструмента (в форме АНО, проектного офиса), отвечающего за аккумулирование результатов работы министерств, ведомств, частных инициатив, связанных с продвижением не отдельных направлений, а в рамках конкурентной идентичности, включающей семь элементов современного бренда территории: туризм, экспорт, политику, бизнес и инвестиции, культуру, человеческий капитал, особые экологические условия.
Каждое из направлений будет способствовать практическому успеху в продвижении СКФО, позволяя компенсировать слабые стороны округа за счет сильных.