Фильм «Аманат» — первая в истории отечественного кинематографа экранизация жизни героя. Обозреватель журнала «Вестник. Северный Кавказ» пообщался со сценаристом и генеральным продюсером ленты Шамилем Джафаровым и выяснил, чем этот проект для него особенно ценен, насколько было трудно собрать масштабную конную рать, а также узнал, какую роль в создании сценария сыграл сам президент России. 

Шамиль Агарагимович, словари трактуют «аманат» и как «пленник, заложник», и как «люди верности, чести». Идее вашего фильма какое определение больше подходит?

Идеально подходят оба эти значения. Главный герой — Джамаладдин, сын имама Шамиля, в 9-летнем возрасте был передан отцом как заложник русскому правительству в 1839 году. В то время еще существовала такая традиция в семьях правителей, ханов: в знак некой договоренности или перемирия (даже временного) между двумя противоборствующими сторонами одна из сторон отдает другой кого-то из своих родственников, в том числе кого-то из детей. У Джамаладдина как раз такая судьба. Он, будучи сыном имама, родившийся на Кавказе, стал тем самым аманатом, заложником в чужой для него среде — при дворе императора Николая I, здесь же он получил образование и даже начал служить в российской армии. Но по мере взросления, становления характера героя мы видим, что и определение «человек чести» ему очень подходит.

То есть в основе фильма лежит исторический факт?

Да, но я хотел бы подчеркнуть: фильм «Аманат» — это не документальное отражение событий периода Кавказской войны XIX века. Это художественный взгляд на некоторые события, художественное осмысление сложнейшей, во многом трагической судьбы героя.

Несмотря на то, что события относятся практически к двухсотлетней давности, эта история очень современная. Любой человек, который переезжает в незнакомую ему среду обитания, сталкивается с теми же проблемами, чувствами, опасениями, с которыми столкнулся наш герой. В этой истории есть и часть моего мироощущения. Мои родители — дагестанцы, я прочными корнями из Дагестана, но родился в Москве, у меня большой опыт жизни и за границей, где передо мной тоже вставали вопросы, скажем так, поиска, самоидентификации.

И еще одно важное замечание о фильме: он не про войну, он про любовь.


В аннотации к фильму как раз указано: это попытка ответить на вопрос, кто он — заложник большой политики или заложник большой любви. Помимо ответа на этот вопрос, вам как автору сценария важно, какие еще заложенные внутри истории смыслы уловят, прочувствуют зрители?

Я несколько лет работал над сценарием этого очень важного и особо ценного для меня проекта. На мой взгляд, он получился многогранным, гармоничным и интересным. В нем, как сейчас принято говорить, не один месседж, их несколько. Мы уже провели несколько предварительных просмотров с различными фокус-группами, и они показали: каждый из зрителей увидел, уловил в фильме что-то свое исходя из собственного багажа жизни. Единодушие было в одном — все, кто смотрел, испытывали настоящие человеческие эмоции, фильм никого на предварительных просмотрах не оставил равнодушным. Для кого-то «Аманат» — это история своего среди чужих, чужого среди своих; кто-то сконцентрирует внимание на теме разделения влюбленных обстоятельствами непреодолимой силы, как у Ромео и Джульетты; кому-то будет больше интересно посмотреть на социальное устройство России того периода; для кого-то на первый план выйдет линия дружбы, верности и сыновнего долга… В картине отражен широкий спектр вопросов и образов, с которыми зритель будет себя сопоставлять.

Вы выступаете в этом проекте и как сценарист, и как генеральный продюсер. Но я знаю, что у вас есть опыт еще и участия в съемках фильмов как актера. В ленте «Аманат» зритель вас увидит?

Поскольку я имею разряд в конном спорте, то свой опыт решил задействовать в фильме в качестве каскадера. Моя роль — небольшая. Изначально, кстати, она была больше. Но сценарий — это удивительное явление. Он на каком-то этапе начинает сам вести повествование, усиливает или, наоборот, сокращает какую-то из тех или иных линий сюжета, корректирует характеры персонажей. Последние пометки по нему проходили даже на съемочной площадке. Несмотря на то, что к созданию сценария я приступил еще в 2016 году, несмотря на то, что глубоко был погружен в тему, иногда какое-то событие, какой-то штрих вел к корректировке, потому что сценарию как живому организму это требовалось. В фильме даже есть эпизод, который нам подсказал президент России, — это связано с образом императора Николая I. На форуме «Машук» в прошлом году мы показали Владимиру Владимировичу отрывок. Порадовало, с каким вниманием и интересом он отнесся к сюжету. Оказалось, что он в исторической теме того периода имеет очень глубокие познания. Его совет пришелся весьма кстати.

Пандемия как-то повлияла на съемочный процесс?

Да. У нас в фильме немало масштабных массовых сцен. Но, к сожалению, из-за ограничений, связанных с пандемией, нам надолго пришлось приостановить процесс таких съемок.

А два режиссера у картины — по этой же причине?

Да. Сперва мы начали снимать с Антоном Сиверсом. После того как были сняты ограничения на съемки массовых сцен и мы вновь стали готовиться к производству, оказалось, что Антон уже занят другим проектом — съемками сериала про женскую волейбольную команду «Чайка». И мы пригласили заканчивать картину Рауфа Кубаева. Антон Сиверс как представитель Санкт-Петербурга совершенно потрясающе снял сцены жизни героя именно здесь, а Рауф Кубаев снимал эпизоды, связанные с Кавказом, в Дагестане. И он не просто блестяще справился с задачей, он придал картине новое дыхание. Так что в нашем случае фраза «Все, что не делается, делается к лучшему» подходит на все сто процентов.


В течение месяца вы вели съемки в Гунибском районе Дагестана. Как реагировали на процесс местные жители?

Так же, как на подобные процессы реагируют во всех других регионах. Большинство проявляло живой интерес к происходящему, расспрашивали о деталях, делали фотографии на фоне декораций. Были, конечно, и те, кто проявлял недовольство. Все-таки столько людей сразу приехало — съемочная и постановочная группа, вспомогательный персонал и так далее, множество техники мы везли с собой. У нас в некоторых массовых сценах было задействовано единовременно до 500 человек. Мы там же на месте строили декорации. То есть можете себе представить весь этот «переполох»? Мы нарушили ритм привычной жизни. Но слов благодарности о том, что мы решили обратить внимание зрителя в широком понимании этого слова на такого героя, как Джамаладдин, что таким образом тоже стимулируем интерес к республике, было намного больше.

Если не ошибаюсь, к вам на съемочную площадку даже Сергей Меликов, глава Дагестана, приезжал?

Да, съемочную площадку Сергей Алимович посещал. И министр культуры Дагестана Зарема Ажуевна (Бутаева. — Прим. ред.). Они очень нам помогли в решении ряда организационных вопросов. И проявили живой искренний интерес к происходящему. Что не может не радовать. Вообще эта картина на стадии подготовки собрала вокруг себя много интересных людей, многих подружила.

А что стало с декорациями, которые вы там построили?

Мы их подарили республике. Они находятся как раз в довольно популярном среди туристов месте — рядом с аулом-призраком Гамсутль. Так что вполне могут стать дополнительной точкой притяжения для гостей республики. Конечно, кинодекорации — не капитальное строительство, за ними нужно внимательно следить, тогда оно прослужит долго и в качестве туристического объекта. Надеюсь, так и будет.

То есть в некотором смысле фильм «Аманат» еще и положительно отражается на, так скажем, миссии продвижения Дагестана как туристического маршрута…

Пожалуй, да. Кроме того, над картиной работал оператор Антон Дроздов-Счастливцев. Блестящая работа. Красоту этих мест он передал с необычайной точностью, сочно и красочно. Так что, думаю, после просмотра фильма кому-то обязательно захочется посетить Дагестан. Я даже больше скажу: некоторые наши актеры, специалисты из других подразделений производства после съемок рассказывали, что изначально опасались ехать сюда. Но побывав в Дагестане, влюбились в эту природу, в колорит, в традиции гостеприимства республики.

Помимо ограничений, связанных с эпидобстановкой из-за ковида, при производстве фильма с какими сложностями еще приходилось сталкиваться? Все-таки «Аманат» — не маленькая, не локальная история, а масштабная работа с массовыми сценами, сложными декорациями?

Самая большая сложность для продюсера всегда — это вопрос финансирования.

Какой бюджет у фильма?

Изначально бюджет составлял 250 млн рублей, но в итоге было задействовано 300 млн рублей. Спасибо, что появились компании, организации, которые помогли нам с дофинансированием. Но в первую очередь спасибо, конечно, Министерству культуры РФ: их поддержка как раз и дала старт проекту, идею реализации которого я вынашивал давно. Кроме того, мы получили возвратное финансирование от Фонда кино РФ. А в решении многих организационных вопросов и с общим планированием очень помогало Федеральное агентство по делам национальностей, которым руководит Игорь Вячеславович Баринов. Он сам офицер, человек, прошедший войну, и для него эта история как-то сразу стала непосторонней. Он с нами, по сути, с самого первого дня съемок «Аманат».

Что же касается непосредственно специфики такого жанрового кино, то одним из самых сложных было организовывать конные батальные сцены. В Дагестане подготовленных именно к таким съемках лошадей, а не просто дрессированных, нет. И мы привозили лошадей из Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону. Построили для них небольшую конюшню. Привезли конно-каскадерскую группу и отдельно группу, которая занималась на площадке исключительно спецэффектами. Вообще в процессе съемок пришлось многое на месте организовывать и строить, что называется, с нуля. Это очень хлопотно — возить с собой все к месту съемок, буквально до последней, как говорится, булавки. На Кавказе не так редко снимают картины. Но своей кинобазы в округе нет. Очень надеюсь, что со временем факт съемок картин на Кавказе привлечет дополнительное финансирование сюда, будет развиваться вспомогательная инфраструктура для киноиндустрии. Ведь если на постоянной основе производить съемки, то это значительно оживляет экономику региона.

Когда работали над сценарием, представляли, кого из актеров хотите видеть в той или иной роли? Насколько все из желаемого воплотилось в реальное?

Я считаю, что в фильме у нас задействован блестящий актерский состав. Многих из них я действительно хотел видеть в качестве исполнителей ролей и увидел. Нам повезло, что так благополучно все звезды сошлись. Имена говорят сами за себя: Екатерина Гусева, Даниил Страхов, Фархат Махмудов, Андрей Соколов… У нас в картине есть и дебютанты, они проявили себя очень талантливо, уверен, после фильма «Аманат» они станут востребованы российским кино. В фильме роль имама Шамиля играет известный дагестанский актер Арслан Мурзабеков, а его сын Камиль Мурзабеков играет «киносына» Джамаладдина. И знаете, в итоге получилась очень трогательная, щемящая сердце «отцовская» линия.

Несмотря на то, что «Аманат» — художественный фильм, думаю, споров, критики все равно не избежать. Кинофильмы, которые так или иначе затрагивают исторические факты или исторических персонажей, всегда по-особому воспринимаются зрителями. Вдруг выясняется, что практически у каждого есть на этот факт истории свой особый взгляд. Вы к этому готовы?

Да. И знаете, фильм еще не вышел в прокат, а мне уже доводилось слышать скептические мнения от тех, кто его еще не видел. Поэтому я бы сперва рекомендовал посмотреть, а потом критиковать. Думаю, после просмотра все же будет не критика, а конструктивный и благосклонный диалог.

Прокат будет в кинотеатрах или на онлайн-платформах?

Мы хотим задействовать все доступные механизмы. Весной мы окончательно закончим работу над картиной. И планируем, что «Аманат» покажут в кинотеатрах, на одном из федеральных каналов, а также его можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатрах — уже несколько подобных структур проявили интерес к этому, ведутся переговоры. На мой взгляд, фильм «Аманат» получился достойным того, чтобы его увидело как можно больше зрителей.