И не только потому, что он, горский стихотворец из маленького аула, обрел мировую славу и известность, поднялся на невиданную высоту в творческом поиске, а еще и потому, что был вознесен на политический Олимп великой страны. Только Расул Гамзатович, обретя этот статус, не только восседал в пышных залах, не просто почивал на лаврах, а сделал все, чтобы и в этой ипостаси быть полезным своему народу и своим читателям.
Поэт обходить не научен беду,
А радости сами проносятся мимо.
И я — Ленинград в сорок первом году,
И я — в сорок пятом году Хиросима.
Вот так сформулировал поэт свое отношение к творчеству и к жизни. И соответствовал ему словом и делом как поэт, как политик и как гражданин.
Посол доброй воли. Становление Расула Гамзатова как политика пришлось на первое десятилетие после Великой Отечественной войны, когда мир все глубже погружался в пучину холодной войны и нарастало противостояние между социалистическим и капиталистическим блоками держав. Советский Союз активно пропагандировал социалистический уклад жизни и экономики, и в авангарде этих процессов находились деятели культуры. При этом ключевая роль здесь отводилась именно национальным писателям, которые являлись символами успешного культурного строительства в регионах большой страны.
Одним из самых ярких таких послов доброй воли, символизировавших советскую культуру в те годы, был Расул Гамзатов. Десятки стран, сотни поездок, тысячи строк — теперь наше достояние. Как сказал сам поэт:
И за отеческим пределом
Достойно, кажется, всегда
Я представлял державу в целом,
Кавказец родом из Цада.
Одним из мощных идеологических инструментов в деле положительного позиционирования Советского Союза на мировой арене стала Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», которая присуждалась выдающимся деятелям культуры разных стран, становившихся впоследствии как бы общественными амбассадорами СССР и надежными друзьями нашей страны. В частности, эту премию получили выдающиеся писатели Фаиз Ахмад Фаиз, пакистанский поэт и друг Расула Гамзатова, который приезжал в СССР и в том числе посетил Дагестан, знаменитые поэты Яннис Рицос из Греции, Махмуд Дарвиш из Палестины, Абд ар-Рахман Хамиси из Египта. Лауреатами премии стали и такие всемирно известные деятели, как художник Пабло Пикассо и премьер-министр Индии Индира Ганди.
Гамзатов как раз был членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР в 1975-1991 годах и являлся непосредственным участником отбора кандидатур и присуждения премий, со многими претендентами и лауреатами был знаком лично. Кстати, греческий поэт Яннис Рицос впоследствии перевел гамзатовских «Журавлей» на греческий язык, и эта песня в Греции не уступала по уровню популярности самым известным музыкальным композициям. Ее исполняли ведущие греческие певицы, и так же, как у нас в стране, она являлась там символом борьбы народа против фашизма и стала фактом греческой поэзии. Вот яркий пример того, что значит сила культурной дипломатии в действии.
Высоту вершин и мудрость гор Расул Гамзатович принес во властные кабинеты и писал о любви к малой и большой родине так:
У ног твоих гремят составы,
С плеча взлетает самолет.
Люблю, как сын большой державы,
Тебя, мой маленький народ!
В связи с этим нельзя не сказать о том, что политическая деятельность поэта была неразрывно связана с творческой работой. Из любой зарубежной командировки или поездки внутри страны он привозил и новые стихи, поэмы, записи, которые становились манифестом его взглядов и отражением государственного внешнеполитического курса. Писал Гамзатов о Вьетнаме и Палестине, Ливане и Иране, Непале и Индии — разных болевых точках планеты, где слово было лекарством.
Вместе с коллегами по цеху Чингизом Айтматовым, Евгением Евтушенко, Шарафом Рашидовым и многими другими выдающимися писателями СССР Расул Гамзатов принимал участие в международных конференциях писателей стран Азии и Африки, начиная с первой конференции, прошедшей в Ташкенте с 7 по 13 октября 1958 года, в которой участвовали литераторы из 37 государств Азии и Африки и 13 государств Европы и Америки. Эти международные литературные встречи писателей, проведение которых началось по инициативе делегации писателей Азии, были призваны определить роль и обязанность литераторов в борьбе за мир, за национальную независимость, солидарность всех народов против империалистических притязаний коллективного Запада.
«Сижу в президиуме, а счастья нет». На Расула Гамзатова очень рано свалился груз административной ответственности: в 28 лет он стал председателем Союза писателей Дагестана и депутатом горсовета Махачкалы. Через год получил Сталинскую премию, а в 39 лет — Ленинскую премию — высшую по форме степень поощрения граждан СССР.
Хотя к государственной работе поэт был привлечен еще раньше, в военное время. Например, мало известна должность Гамзатова, которую он занимал с 1942-го по 1945 год, одновременно находясь на посту редактора аварской редакции Дагестанского радиокомитета. Так вот в тот период Расул являлся еще и уполномоченным управления по охране государственных тайн в печати при Совнаркоме Дагестанской АССР.
Первый свой депутатский статус поэт обрел в 1951 году, став депутатом Советского районного Совета депутатов трудящихся города Махачкалы 1-го созыва. С этого времени можно говорить не только о творческих взлетах, но и о политической карьере Гамзатова, которая совпала с администрированием писательской жизни, а именно в этот период он возглавил и писательскую организацию республики.
Параллельно с этим Расул Гамзатович участвовал и в партийном строительстве. Невозможно было в советские годы заниматься государственной деятельностью, не будучи членом партии. Гамзатов стал членом Коммунистической партии еще в 1944 году и избирался делегатом семи съездов КПСС подряд (с XXII по XXVIII), был членом Дагестанского обкома КПСС. Наиболее ярко он проявил себя на парламентской работе. Избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР 4-го и 5-го созывов, а с 27 апреля 1959-го до апреля 1963 года даже являлся заместителем председателя Верховного Совета ДАССР.
На протяжении 27 лет (с 6-го по 11-й созыв, с 1962-го по 1989 год) Расул Гамзатов имел мандат депутата высшего законодательного органа страны — Совета Союза Верховного Совета СССР и был удостоен чести выступать от имени Дагестана неоднократно, ставя на повестку дня важнейшие для республики вопросы развития народного хозяйства, социальной и культурной сферы.
За полувековую историю Верховного Совета СССР представители Дагестана появлялись на его трибуне нечасто, в основном это были руководители республики, выступавшие с отчетами о проделанной работе. Наряду с ними выступал и народный поэт. К таким историческим выступлениям можно отнести речи депутата Гамзатова на заседании Совета Союза ВС СССР 19 июля 1973 года в ходе прений по вопросам о состоянии народного образования в стране и 5 октября 1977-го на заседании по вопросу о проекте новой Конституции СССР.
Кроме того, Расул Гамзатович был членом президиума Верховного Совета СССР — высшего органа государственной власти страны — с 24 апреля 1962-го по 3 августа 1966 года и с 24 ноября 1971-го по 25 мая 1989 года. В него входил всего 21 человек, а к компетенции относились важнейшие политические вопросы в жизни страны: назначение выборов, созыв сессий, координация деятельности палат и комитетов, контроль за соблюдением Конституции, толкование законов СССР, ратификация и денонсация международных договоров и даже отмена постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и союзных республик в случае несоответствия их закону.
Президиум Верховного Совета СССР устанавливал воинские звания, дипломатические ранги, учреждал и награждал почетными званиями, орденами и медалями СССР, издавал общесоюзные акты об амнистии и помиловании. К его полномочиям относились назначение и отзыв послов, объявление военного положения и состояния войны, принятие в гражданство СССР.
Конечно, это служение было для Гамзатова скорее долгом, чем призванием, хотя со всеми своими политическими миссиями он справлялся на отлично, но всегда тосковал по творчеству и дому. Отсюда его знаменитая шутка: «Сижу в президиуме, а счастья нет» и такие строки, адресованные жене:
Не знаю, поверишь ты, нет ли,
Но, кажется, не было дня,
Когда б не молил, чтоб немедля
К тебе отпустили меня.
Но все получалось иначе,
И с разных звучало сторон:
«Ты должен!.. Ты выбран!..
Назначен —
Творить и бюджет, и закон…
А ты — ты не можешь и взглядом
Уныния скрыть своего,
Когда заседаешь ты рядом
С великими мира сего!..»
Но все же в течение века
Всему наступает конец…
Мой дом — он теперь моя Мекка,
Мой дом — он Кремлевский дворец.
В общей сложности Расул Гамзатов почти 30 лет являлся депутатом высшего представительного органа СССР, и, если бы не развал страны, оставался бы им, наверное, пожизненно, ибо по авторитету и мудрости мало кто с ним мог сравниться.
Со всей ответственностью можно сказать, что на протяжении весомой части истории советского государства Расул Гамзатович входил в высшее руководство страны и был одним из самых уважаемых представителей ее национальной элиты. Крепкая дружба связывала поэта с выдающимися государственными деятелями СССР: генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, министром культуры СССР Екатериной Фурцевой и председателем Союза писателей СССР Константином Фединым. Символично и то, что стихотворения двух друзей и коллег, председателей союзов писателей РСФСР и ДАССР Сергея Михалкова и Расула Гамзатова, в итоге стали гимнами России и Дагестана.
Непререкаемый авторитет. После демократизации общественных процессов в русле перестройки Расул Гамзатов сохранил свой депутатский статус и был вновь избран на этот раз народным депутатом СССР (с марта 1989-го до 2 января 1992 года), а также членом обновленного Верховного Совета СССР (с 31 мая 1989-го до 26 декабря 1990 года). О том, каким доверием пользовался поэт в среде коллег, свидетельствуют и те факты, что Расул Гамзатович был избиран членом Комитета Парламентской группы СССР (с 25 апреля 1962 года), созданной для активизации непосредственных связей между парламентскими группами отдельных государств в рамках Межпарламентского союза, и членом Конституционной комиссии СССР (с 9 июня 1989-го до 1990 года) для доработки Основного закона. Также он был членом Комиссии по подготовке проекта Конституции Дагестанской АССР с 23 июня 1977-го до 30 мая 1978 года.
Гамзатов умел сочетать фундаментальную серьезность с искрометным юмором, основательный государственный подход с творческой свободой. Он был ответственен и самокритичен, и это сказывалось на всей его деятельности, придавая ей особую значимость и авторитетность.
Благодарю кремнистый край родной
За то, что воспитал меня так строго,
Пастушью плеть повесил надо мной,
Чтоб о себе не мнил я слишком много.
Моих незрелых виршей тиражи
Он чабанам вручил на самокрутки.
Он научил меня народной шутке,
Он полуправду ненавидел пуще лжи.
Поэт был непререкаемым авторитетом и в депутатской среде, и среди коллег-писателей, в общественной сфере в целом. Имел высокий статус как в писательской организации большой страны, так и в других солидных общественных организациях. Гамзатов являлся старейшим членом Союза писателей СССР (с июля 1943 года), секретарем правления СП СССР с 4 июля 1981-го до июня 1992 года, секретарем правления СП РСФСР, членом президиума Советского комитета защиты мира, заместителем председателя Советского комитета солидарности народов Азии и Африки.
Политический путь поэта прослеживается и в наградных листах, свидетельствуя о его выдающихся заслугах перед советским государством. Расул Гамзатов был Героем Социалистического Труда — высшей степени отличия за трудовые заслуги, четырежды удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина (1960, 1971, 1974, 1983), имел ряд других государственных наград: орден Октябрьской революции (1971), три ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1965, 1970), орден Дружбы народов СССР (1983) и РСФСР (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998), болгарский орден Кирилла и Мефодия (1973), грузинский орден Золотого руна (2003), многие памятные и ведомственные медали СССР, России и зарубежных стран. А 8 сентября 2003 года, в день 80-летия поэта, за особые заслуги перед Отечеством президент России Владимир Путин в своей сочинской резиденции «Бочаров ручей» вручил ему высшую государственную награду страны — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Гамзатов стал первым дагестанцем, удостоенным этого ордена.
Завершу стихами Расула Гамзатовича о Родине, которые емко передают смысл его служения Отчизне. В них будто бы спрессовались годы поэта в большой политике и литературе:
Под гром твоих колоколов
Твое я славлю имя.
И нет на свете слаще слов,
И звука нет любимей.
А если смолкнет песнь моя
В ночи иль на рассвете —
Так это значит, умер я,
И нет меня на свете.
Я, как орел, парю весной
Над весями твоими.
И эти крылья за спиной —
Твое святое имя.
Но если вдруг сломает их
Недобрый темный ветер —
Ты не ищи меня в живых
Тогда на белом свете.
Я твой кинжал. Я был в бою —
Мятежный, непокорный.
Я постою за честь твою,
Коль день настанет черный.
А если в строй бойцов твоих
Я в скорбный час не встану —
Так значит, нет меня в живых,
Исчез я, сгинул, канул.
Я по чужой земле иду,
Чужие слышу речи
И все нетерпеливей жду
Минуту нашей встречи.
А будет взгляд очей твоих
Не радостен, не светел —
Так значит, мне не быть в живых
Уже на белом свете.
Однако недовольство Родины поэту не грозит. Отчизна, земляки и литература довольны им и его судьбой — прижизненной и посмертной.
Текст: Мурад Ахмедов, главный редактор журналов «Литературный Дагестан» и «Соколенок»,
член Союза писателей и Союза журналистов России